Internews Kazakhstan Новости на сайте Internews Network Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение новостей Internews Kazakhstan по электронной почте Архив новостей Internews Kazakhstan


Министром информации назначен Алтынбек Сарсенбаев

12 июля, премьер-министр РК Даниал Ахметов представил коллективу министерства информации нового руководителя. Министром информации назначен Алтынбек Сарсенбаев.

А. Сарсенбаев родился в 1962 году в селе Кайнар Нарынкольского района Алма-Атинской области. Окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Доктор политических наук, профессор.

Окончил Казахский Государственный университет им. С. Кирова, по образованию - журналист.

После окончания университета работал редактором, старшим редактором КазТАГ (1985-1987 гг.); редактором, ответсекретарем журнала «Арай»-«Заря» (1987-1989 гг.); редактором газеты «Оркен»-«Горизонт» (1989-1992 гг.).
С марта 1992 года занимал должность заведующего отделом культуры и межнациональных отношений аппарата президента и Кабинета министров РК. С августа 1992 года — заведующий отделом внутренней политики аппарата президента и Кабинета министров РК.

В январе 1993 года А. Сарсенбаев стал министром печати и массовой информации РК. В этой должности он пробыл до мая 2001 года, когда был назначен секретарем Совета безопасности РК.

В январе 2002 года был назначен чрезвычайным и полномочным послом Казахстана в России, и по совместительству послом в Финляндии и Армении. На дипломатической службе был с января 2002 по ноябрь 2003 года.

В начале ноябре 2003 года указом президента РК А. Сарсенбаев был освобожден от должности посла. После отставки на очередном съезде партии «Акжол» А. Сарсенбаев был избран одним из сопредседателей этого политобъединения.

«Алтынбек Сарсенбаев является личностью не только незаурядной, но и неоднозначной, - пишет газета «Мегаполис». - В недолгой еще истории государственной службы Республики Казахстан ему принадлежат сразу два рекорда. Он стал первым самым молодым членом правительства и министром. Когда это произошло в январе 1993 года, ему было всего 30 лет. Пост главы Министерства печати и средств массовой информации А.Сарсенбаев занимал более восьми лет. Освободил же он эту должность к лету 2001 года в связи с переводом на должность секретаря Совета безопасности при Президенте РК. Никто до сих пор дольше него беспрерывно одно и то же министерство не возглавлял. Эти два незаурядных достижения в системе высшей государственной власти свидетельствуют о наличии в нем таких столь необходимых для современного политика качеств, как способность быстро и без предварительной подготовки приспособиться к несению новой для себя ответственности и умение долго и стабильно вести вверенное дело. Но, с другой стороны, он своей дальнейшей биографией доказал то, что для него важней ответственных должностей собственные жизненные принципы. В ноябре 2001 года А.Сарсенбаев, еще находясь на должности секретаря Совета безопасности, публично выразил поддержку создателям ДВК, своим недавним коллегам по государственной службе. А осенью прошлого года он добровольно оставил должность посла РК в РФ с тем, чтобы всецело посвятить себя политической деятельности. И вскоре стал одним из сопредседателей партии «Ак жол».

При вступлении в новую должность А. Сарсенбаев сделал политическое заявление. В нем, в частности, говорится:

«Я подошел со всей ответственностью и серьезностью к предложению главы государства возглавить Министерство информации в предвыборный период. Мой переход на государственную службу обусловлен пониманием того, что данное предложение главы государства означает обоюдную ответственность перед обществом и продиктован следующими мотивами:

Во-первых, наша страна стоит на пороге судьбоносных парламентских выборов. Одним из ключевых элементов предстоящей кампании является создание равных возможностей и обеспечение равного доступа для политических партий и кандидатов к средствам массовой информации, прежде всего к электронным. Искренне надеюсь, что мой опыт работы в качестве одного из лидеров демократической партии и мои усилия в качестве министра будут использованы для проведения честных, открытых и справедливых выборов.

Во-вторых, Казахстан находится накануне серьезных политических перемен, определенных Программой политических реформ президента Н. Назарбаева. Большая роль в ее реализации отводится Национальной комиссии по вопросам демократизации общества. Поэтому считаю, что мое назначение руководителем одного из ключевых политических ведомств страны будет способствовать привлечению представителей демократических сил к работе Нацкомиссии и учету их предложений при дальнейшей конкретизации и детализации Программы политических реформ.

В-третьих, сегодня крайне важно заложить правильные традиции уважительных и ответственных взаимоотношений между прессой и властью. Для этого необходимо разработать принципиально новый законопроект о СМИ, отвечающий общедемократическим стандартам и международным обязательствам Казахстана. Данный законопроект должен быть разработан с привлечением журналистского сообщества и общественно-политических сил страны и представлен в парламент. Также считаю своим долгом принять меры, направленные на установление терпимости к инакомыслию; создание сбалансированной системы ответственных взаимоотношений между обществом, средствами массовой информации и властью; создание реальной конкурентной среды на медиа-рынке; устранение конфликтных ситуаций между властью и прессой.

Принятию мной такого непростого решения также способствовало и постановление Политисполкома партии «Ак жол» о целесообразности моего возвращения на государственную службу в данный период. В этой связи это назначение я рассматриваю как реальную возможность для начала конструктивных взаимоотношений между властью и всеми политическими силами страны во благо нашего государства и его граждан.
Хочу особо заявить, что я не отказываюсь от своих политических убеждений и взглядов и намерен остаться сопредседателем партии «Ак жол». В качестве министра информации я буду опираться не только на свой опыт работы на государственной службе и поддержку главы государства, но и на большие моральные и нравственные обязательства перед обществом.

Успешность моей работы в качестве министра, равно как и других реформистских сил на государственной службе, будет напрямую зависеть от результатов наших усилий по продвижению политических реформ в стране, а также оценки нашей партией итогов предстоящих выборов в мажилис парламента Республики Казахстан, которые должны пройти в строгом соответствии с Конституцией Республики Казахстан и демократическими стандартами ОБСЕ и цивилизованных стран».

14 июля вновь назначенный министр информации дал в Алматы пресс-конференцию, на которой, если можно так выразиться, был полный аншлаг (забегая вперед, скажу, что министр ответил на порядка 30 вопросов журналистов на русском и казахском языках).

Отвечая на вопросы журналистов, А. Сарсенбаев сказал, что для него назначение не было неожиданностью, поскольку это не было «стандартной» ситуацией, когда срочно вызывают наверх, объявляют указ, а вечером об этом говорят в новостях.

«Данная тема несколько раз обсуждалась с президентом, его ближайшими помощниками, с моими коллегами по партии. Затем последовали две встречи с президентом…и после таких плотных обсуждений в воскресенье к пяти часам вечера было принято окончательное решение», - сказал министр.

На вопрос, оговаривал ли министр информации с президентом какие-либо условия назначения, А. Сарсенбаев ответил, что оговаривались не столько условия, сколько вектор и направления развития страны.

Коснулся министр и вопроса демонополизации СМИ.

«Я считаю, что пришла пора законодательно определить принципы функционирования информационного пространства. Мы должны четко и ясно определить пределы, превышение которых будет считаться монополизмом, соответственно необходимо проработать и механизмы обеспечения прозрачности рынка, выявления степени ангажированности медиа-игроков (вплоть до антимонопольного расследования). Ведь не секрет, что большинство СМИ записано не на истинных владельцев, а на подставные имена и компании. Я полагаю, что это и станет одним из базовых направлений работы Министерства информации в ближайшей перспективе. Кроме того, мы должны развивать конкурентную среду за счет создания и развития новых компаний».

Также необходимо стимулировать появление новых СМИ, считает А. Сарсенбаев, которые смогут представить альтернативные точки зрения. С этой целью министерство проведет ревизию радиочастотного ресурса в различных регионах Казахстана.

Для облегчения работы СМИ, считает министр, необходимо также освободить их от уплаты НДС. «Два года назад сумма выплат НДС от СМИ составила около 200 млн. тенге, тогда как республиканский бюджет составлял всего около $4 млрд. Сегодня бюджет страны составляет более $7 млрд. Поэтому с точки зрения экономики взимание НДС со СМИ – ноль».

Спрашивали журналисты и о новом законе о СМИ. Министр сказал, что это должен быть закон, в котором не будет положений, создающих проблемы журналистам. «Если в законе о СМИ мы не отстоим права журналистов, то в Уголовном кодексе и других документах законодательного характера найдется управа на журналистов. Поэтому базовые принципы, исходящие из Конституции, лучше заложить в законе о СМИ», - сказал он.

На вопрос, будет ли рассматриваться законопроект «О свободе слова, получения и распространения информации в Республике Казахстан» партии «Ак жол», А. Сарсенбаев сказал, что законопроект будет рассматриваться ПДС, куда входят не только представители «Ак жол», но и других партий, поэтому, какой вариант законопроекта лучше, будет решаться коллегиально. -

На новому посту министр уже успел кое-что сделать – в частности, отозвать 2 иска Министерства информации к газетам.

Министерство информации РК принесло свои извинения редакции газеты «Начнем с понедельника». Министерство признало необоснованным возбуждение дел об административном правонарушении в отношении республиканских газет «Начнем с понедельника», «Деловая неделя» и «Түркістан».

Напомним, что причинами иска к газете министерство информации назвало «изменение языка издания» (газета была выпущена на двух языках, хотя в свидетельстве о постановке на учет значится один - русский) и «нарушение порядка предоставления бесплатных обязательных экземпляров».

«Мне кажется, люди, которые затеяли данный конфликт, несколько превратно истолковали законодательство о СМИ. Выпуск газет на том или ином языке не должен быть основанием для судебного преследования. Учетная регистрация нужна только для учета и статистики. И не более того. Надеюсь, что в будущем министерство и его подразделения не будут допускать подобных, никому не нужных конфликтов между прессой и властью», - сказал министр.

Приказом министра Алматинскому городскому управлению информации предписано в установленном законодательством порядке отозвать протоколы об административных правонарушениях в отношении названных газет.

Кроме того, приказом Министра отозвано делегированное ранее областным, городским управлениям информации право выступать стороной в гражданско-правовых отношениях от имени министерства. Инициировать иски, возбуждать административные дела в отношении собственников и главных редакторов СМИ за нарушения требований законодательства о средствах массовой информации территориальные подразделения Мининформа отныне могут только после согласования с юридической службой Министерства.

Министр заявил также о том, что должна получить развитие идея создания в Казахстане общественного телевидения. По мнению А. Сарсенбаева, оно может быть создано на базе телерадиокомпании «Казахстан-1». «Мне кажется, сегодня есть необходимость в создании такого телевидения», - сказал он.

Касаясь проблемы взаимоотношений между прессой и властью, А. Сарсенбаев заметил, что основная причина конфликтов между ними - негативный настрой самой власти. Поэтому своей стратегической целью на своем посту министр считает снятие негативной установки на конфликт в самом правительстве. «Экономические условия в нашей стране позволяют нам жить спокойно, поэтому надо менять психологию наших взаимоотношений». «Надеюсь, что я стану последним министром информации Казахстана. После принятия нового закона и установления правильных отношений с прессой надобность в моем ведомстве отпадет», - считает министр.

Один из вопросов журналистов был следующим: «В партии вы отвечали за подготовку к выборам. Теперь, став министром информации, вы должны быть как бы над «схваткой». Как вы намерены решить эту – в большей степени нравственную – проблему?»

«Проблемы как таковой нет, поскольку она решается законом. Есть Законы о выборах, о СМИ, где четко регламентируется деятельность государственных чиновников на период выборов. Моей главной задачей на этот период будет обеспечение принципа равного доступа политических партий и кандидатов к СМИ. Что касается моего свободного времени, то я волен им распоряжаться по своему усмотрению, в том числе и агитировать избирателей за свою партию», - сказал министр.

«Оппозиция не без оснований жалуется на отсутствие (или, скажем так, затрудненность) доступа к государственным СМИ. Что изменится в этом смысле при министре Сарсенбаеве?» - спросили журналисты.

«Есть закон, где четко сказано, что все кандидаты, в том числе от оппозиции, должны получить равный доступ к СМИ. Теперь нужно сделать так, чтобы эта норма работала и в центре, и на местах.

В идеале необходимо стремиться к такому положению вещей, когда оппозиция имела бы возможность беспрепятственно выступать в государственных СМИ, а чиновники – не боялись выступать в оппозиционных. Это было бы проявлением не только толерантности, но и государственнических позиций и тех, и других».

Журналистов интересовало также, собирается ли министр в новом качестве как-то способствовать активизации расследования по поводу выпуска фальшивого номера «Ассанди-таймс». Министр ответил, что «министерство не является правоохранительным органом и поэтому не может оказать влияние на ход расследования. Что касается политической подоплеки этого вопроса, то я буду способствовать тому, чтобы в будущем на информационном рынке Казахстана никогда не появлялись фальшивые издания...»

На вопрос, не планируются ли какие-либо серьезные перестановки в руководстве министерства, министр ответил, что «в принципе, планируются. Особенно это касается тех, кто в свое время активно проталкивал через парламент и подсовывал президенту законопроект о СМИ, который был признан не соответствующим Конституции страны. Что касается карьерных государственных служащих министерства, то они могут быть спокойны...»

На вопрос, «сколько министр может «протянуть» в должности министра», министр ответил шутливо: «от трех дней и более… А если серьезно, я бы очень хотел, чтобы Министерство информации, созданное при моем активном участии, которое я не один год возглавлял, прекратило свое существование с завершением срока моей карьеры на этой должности. Надеюсь, что принятие нового Закона о СМИ и осуществление Программы политических реформ позволят решить и этот вопрос…»

Кстати, один из бывших министров информации М. Кул-Мухаммед в настоящее время является пресс-секретарем главы государства.

С. Дылевская, редактор бюллетеня «ПеРспекТиВа».

Сайт Министерства информации www.mininform.kz
 

 

Вернуться на главную страницу Архив новостей Internews Kazakhstan