Internews Kazakhstan Новости на сайте Internews Network Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение новостей Internews Kazakhstan по электронной почте Архив новостей Internews Kazakhstan


Информационная справка по основным изменениям в выборном законодательстве

Основные положения

1. Политическим партиям предоставлена возможность создания избирательных блоков, что создаст условия для политического маневрирования партий в период избирательной кампании.

2. Обновленный закон исключает безальтернативные выборы, что делает избирательный процесс более конкурентным, соревновательным, а, следовательно, и демократичным.

3. Закрепление в законе нового принципа формирования избирательных комиссий. Теперь их будут формировать не местные исполнительные органы, а маслихаты по представлению политических партий. Каждая политическая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав каждой избирательной комиссии. При этом политическая партия вправе выставлять не только кандидатуры своих членов, но и тех, кто не является членом данной партии. Если политические партии не внесли предложений по кандидатурам, своих кандидатов представляют общественные объединения и вышестоящие избирательные комиссии. Председатель избирательной комиссии, его заместитель и секретарь избираются членами комиссии на ее первом заседании.

При выявлении нарушений норм Конституционного закона о выборах избирательной комиссией предусматривается возможность обращения в образовавший ее орган или суд с заявлением о прекращении ее деятельности, что дает избирателям реальный механизм пресечения неправомерных действий избирательных комиссий в случае нарушения ими избирательных прав граждан, а также делает невозможным безосновательное расформирование и замену состава избирательной комиссии.

4. Исключение наиболее критикуемых общественностью норм, согласно которым не могли быть зарегистрированы в качестве кандидатов на выборные должности
лица:

1) привлекавшиеся в течение года перед регистрацией к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения;

2) на которые в течение года перед регистрацией налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение.

Избранные кандидаты до их регистрации Центризбиркомом защищены от ареста, привода, а также мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке. Конкретизированы нарушения, за которые налагается уголовная, административная или иная ответственность, а также приведен их перечень.

5. Уменьшен размер избирательного взноса:

- для кандидатов в Президенты - 50 минимальных зарплат (ранее - 100);

- для депутатов Парламента - 15 минимальных зарплат (ранее - 25).

6. Для кандидатов в депутаты Сената теперь необходимо собрать всего 10% голосов выборщиков, но не более 25% от одного маслихата (ранее было 50)

7. Кроме того, отныне кандидаты, ранее баллотировавшиеся на первоначальных выборах, могут участвовать и в повторных.

8. Из списка документов, предоставление которых необходимо для регистрации в качестве кандидата на выборную должность, исключена медицинская справка, что значительно упростит и сократит эту процедуру.

9. Отныне кандидат в Президенты должен быть поддержан не менее чем одним процентом избирателей, а не двумя, как было в предыдущей редакции закона. Проверка достоверности подписей производится до установления достоверных подписей в количестве необходимом кандидату в Президенты.

10. В законе приведен полный и исчерпывающий список нарушений, которые могут послужить основанием для отмены регистрации в качестве кандидата, что исключает возможность их произвольного толкования и квалификации, а также незаконного снятия кандидата с регистрации.

Отмена решения о регистрации или восстановление ранее снятого с регистрации кандидата за два дня до дня голосования не допускается. Это не позволит снимать кандидатов в самый последний момент перед выборами, когда отсутствует реальная возможность опротестовать такое решение до дня голосования.

11. Председатель или один из членов избирательной комиссии во время подсчета голосов будет показывать присутствующим каждый избирательный бюллетень и оглашать волеизъявление избирателя, что, по мнению Центризбиркома, исключит возможность манипуляций при подсчете голосов.

Если количество бюллетеней, извлеченных из урн для голосования, будет превышать количество официально выданных избирателям, то будут подсчитываться все бюллетени, выданные каждым из членов избиркома. Это позволит установить, кто конкретно нарушил закон и попытался подтасовать результаты выборов.

12. Поправки в закон о выборах позволяют кандидатам и политическим партиям иметь неограниченное количество доверенных лиц. Доверенные лица во время голосования будут иметь все полномочия наблюдателей. Их права и обязанности также детально определены в новом законе. В частности, доверенные лица, как и наблюдатели, имеют право присутствовать на всех стадиях избирательного процесса. Присутствовать в воинских частях, отдаленных и труднодоступных районах, на участках отгонного животноводства, в домах отдыха, санаториях, стационарных лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, в загранучреждениях Республики Казахстан.

13. Доверенные лица, наблюдатели и представители средств массовой информации могут свободно вести фото-, аудио- и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов, а также получать протоколы о результатах голосования непосредственно после завершения подсчета голосов. Учитывая тот факт, что голосование будет проходить с применением прозрачных избирательных урн, конструкционные особенности которых позволяют полностью исключить возможность так называемого "вброса" бюллетеней, а также обеспечивают полный визуальный контроль урн со стороны наблюдателей, это положение делает процесс голосования максимально прозрачным и открытым для наблюдения.

14. Доверенные лица также получили право требовать пересчета бюллетеней на избирательном участке, что существенно повышает их роль и значимость в избирательном процессе в целом, и на этапе подсчета голосов в частности, а также резко поднимает уровень общественного контроля за соответствием всех процедур избирательному законодательству страны. Демократичность и открытость процедуры подсчета голосов, обеспечивающаяся подобными мерами, не вызывает сомнений.

15. Принцип составления списков избирателей основан на регистрации граждан по месту жительства. Этот принцип составления списков избирателей - единственная возможность не допустить, чтобы человек голосовал дважды. Каждый избиратель, если хочет, чтобы его голос был учтен, может проверить свое имя в списках. Если гражданина нет в списках, он должен доказать, представив соответствующие документы, что проживает именно на этом избирательном участке. Никаких дополнительных списков новый закон о выборах не предусматривает. В день голосования в списки избирателей гражданина могут внести только по решению суда. Таким образом, исключаются всякие подпольные технологии и подтасовки при голосовании, а также манипуляции со списками избирателей. Должностные лица местных исполнительных органов отныне несут установленную законодательством ответственность за достоверность списков избирателей, а также данных об избирателях, представляемых ими в соответствующую избирательную комиссию.

Предвыборная агитация

16. Новый законопроект в целях избежания различного толкования содержит четкую трактовку понятия "агитация" и вводит новую норму, согласно которой юридические и физические лица, оказывающие услуги кандидатам, должны иметь письменное согласие кандидата на принятие им данной услуги.

17. В целях обеспечения равных возможностей кандидатов при проведении предвыборной агитации введена норма, согласно которой агитационная кампания начинается в один день - день официального окончания регистрации всех кандидатов. Ранее каждый из кандидатов приступал к агитации непосредственно после его регистрации, независимо от того, зарегистрированы его конкуренты или нет, что давало первому зарегистрированному определенные преимущества.

18. Запрещена благотворительность во время агитационной кампании, которая, как и подкуп избирателей, является нарушением принципов свободного волеизъявления граждан. Данная норма призвана оградить избирателей от попыток банальной покупки их голосов.

19. Согласно положениям обновленного закона о выборах, средства массовой информации обязаны осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий без предпочтений, отдаваемых кому-либо из них, что является необходимым условием обеспечения принципа равенства прав и возможностей кандидатов.

20. Средства массовой информации обязаны предоставлять кандидатам возможность бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации.

21. Запрещено проведение ненадлежащей предвыборной агитации, а также перечислены ее основные признаки (предоставление избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также проведением лотерей, благотворительных акций, выплатой денег либо обещанием предоставления таковых).

22. Строго регламентированы порядок и условия предоставления эфирного времени и места в печатных изданиях для кандидатов в депутаты и политических партий, выдвинувших свои списки. Средства массовой информации на договорной основе обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки. При этом условия договора о предоставлении кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, эфирного времени, печатной площади в средствах массовой информации не должны создавать преимуществ тому или иному кандидату, политической партии.

23. Устранено неравенство в отношении негосударственного финансирования избирательных кампаний по отношению к кандидатам в депутаты Сената Парламента и маслихатов. Согласно новым нормам избирательного законодательства, они будут вправе создавать свои избирательные фонды. Ранее такой возможности они не имели.

24. Кандидатам, являющимся должностными лицами государственных органов, прямо запрещается использование преимущества своего должностного или служебного положения, а также предусмотрены санкции за нарушение данного запрета.

25. Более подробно регламентирована процедура голосования на избирательном участке. В день голосования запрещается присутствие на нем посторонних лиц, не связанных с избирательным процессом. Тем самым ограничивается возможность влияния на ход голосования и членов избирательной комиссии, как со стороны органов власти, так и со стороны заинтересованных лиц.

26. Ограничено голосование с помощью переносных урн (по состоянию здоровья и по причине ухода за больным членом семьи и только по письменному заявлению), а также расширены права наблюдателей, сопровождающих переносные избирательные урны.

27. Исключено голосование по удостоверениям на право голосования (открепительным талонам), а также досрочное голосование (заранее конвертами), что автоматически исключает составление так называемых дополнительных списков избирателей.

28. Председатель и секретарь избирательной комиссии не вправе выдавать избирательные бюллетени лично.

29. При подсчете избирательных бюллетеней председатель комиссии или определенный член комиссии отныне обязан показывать присутствующим каждый избирательный бюллетень и оглашать волеизъявление избирателя. При этом, первыми поочередно вскрываются переносные избирательные урны, при несовпадении письменных заявлений избирателей с просьбой о голосовании вне избирательного участка и бюллетеней, находящихся в переносной избирательной урне, все бюллетени признаются недействительными.

30. Копия протокола об итогах голосования вывешивается и выдается на руки всем изъявившим желание его получить.

31. Результаты выборов по избирательному округу устанавливаются на заседании окружной избирательной комиссии, которое проводится на одном из избирательных участков, что делает этот процесс открытым для наблюдения. Окружная избирательная комиссия составляет и вывешивает для ознакомления предварительную сводную ведомость, что позволяет ознакомиться с ней всем присутствующим незамедлительно.

В законопроект внесена новая статья, предусматривающая возможность использования автоматизированной информационной системы при проведении выборов.


30 июня 2004 г. По информации, предоставленной Центрально-Азиатским Агентством Политических Исследований (APR) и подготовленной на основе материалов ЦИК РК
 

 

Вернуться на главную страницу Архив новостей Internews Kazakhstan