Internews Kazakhstan Новости на сайте Internews Network Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение новостей Internews Kazakhstan по электронной почте Архив новостей Internews Kazakhstan

Заявление Международного Фонда защиты свободы слова «Адил соз» о необходимости либерализации информационного законодательства

Фонд защиты свободы слова «Адил соз» вместе со всем журналистским сообществом приветствовал постановление Конституционного совета по новому Закону РК «О средствах массовой информации», хотя в этом случае мы и ожидали его более полной и объективной оценки.

Однако признание закона неконституционным, избавив журналистское сообщество от новых проблем, не разрешило старых, ни на йоту не приблизило казахстанскую журналистику к международным стандартам в области свободы слова, творчества, получения и распространения информации. Как показывает сравнительный анализ, лидируя среди стран СНГ в сфере экономических преобразований, мы уступаем многим из них в либерализации информационного законодательства.

По-прежнему целых 6 статей Уголовного кодекса защищают в уголовном порядке такие общегражданские личные права, как честь и достоинство, в зависимости от должностного положения этой самой личности. Административный кодекс предусматривает возможность конфискации тиражей, лишения лицензии, приостановления и прекращения выпуска СМИ за такие незначительные правонарушения, как непредоставление контрольных экземпляров, искажение выходных данных, нарушение порядка трансляции рекламных роликов и др.

По гражданскому и гражданскому процессуальному законодательству виновными всегда предполагаются СМИ и журналисты. Под шум дебатов о неконституционности нового закона «О средствах массовой информации» незаметно были внесены изменения в Административный кодекс, которые значительно ухудшили и без того непростое положение в информационной сфере.

В принципе, статьи 4, 12, 18, 20 и 39 Конституции РК образуют достаточную систему информационного права. Но если мы все-таки решили ее совершенствовать, то делать это нужно, очевидно, цивилизовано и системно. Для начала, видимо, следовало бы избавиться от наследия советских тоталитарных подходов в отношении СМИ, приняв соответствующий закон о внесении изменений и дополнений в Кодексы и иные кодифицированные нормативные акты. Такой проект закона уже разработан нашим Фондом и год назад направлялся на рассмотрение депутатов и Парламента. Затем, очевидно, следует принимать закон о свободе слова, получения и распространения информации. В этом законе, наряду с декларациями о свободе слова и независимости СМИ, следует, наконец, определить правовой статус СМИ и журналиста как необходимого общественного института по реализации прав граждан на эти самые свободы.

В связи с этим журналистам, по аналогии с некоторыми чиновниками, придется предоставить ограниченный иммунитет от ответственности, когда они действовали добросовестно и в интересах общества. В этом же законе следует определить антимонопольные меры, установить социальные гарантии для журналистов, пострадавших в результате или в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей, восстановить для начала подлинно учетный (заявительный) порядок постановки СМИ на учет, исключить возможность приостановления и прекращения выпуска СМИ или конфискации их тиражей, кроме случаев злоупотребления свободой слова, установленных ч.3 ст. 20 Конституции РК.

Законы о средствах массовой информации и о телевидении и радиовещании, коль скоро будет нужда в их принятии, по нашему глубокому убеждению, должны носить технический характер и приниматься после первых двух. Для примера достаточно сказать, что Закон «О средствах массовой информации» Азербайджана давно не знает понятия регистрации СМИ и различает добросовестность или злонамеренность публикации. Даже Узбекистан, если отвлечься от всего прочего, сегодня наряду с Законом «О средствах массовой информации» имеет законы «О гарантиях и свободе доступа к информации» и «О защите профессиональной деятельности журналиста».

Реализация перечисленных мер не требует финансовых затрат и, думается, нынешний состав Парламента перед уходом в небытие и для обеления себя за принятие неконституционного Закона «О средствах массовой информации» мог бы еще успеть реализовать хотя бы основную часть этих проектов.

Тамара Калеева,
Президент Международного Фонда
защиты свободы слова «Адил соз»

23 июня 2004 года

23 июня 2004 г. По информации, предоставленной Фондом «Адил Соз»
 

 

Вернуться на главную страницу Архив новостей Internews Kazakhstan