Internews Kazakhstan Новости на сайте Internews Network Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение новостей Internews Kazakhstan по электронной почте Архив новостей Internews Kazakhstan

Важно учиться друг у друга, а не просто копировать чужую систему. Заметки участницы международной программы «Обучение журналистике», посетившей факультеты журналистики пяти городов США

Сообщение о том, что я еду в Америку, стало полной неожиданностью. Я только что вернулась из московской командировки. Естественно, что в тот момент даже не сразу вспомнила о заполненных год назад для американского посольства анкетах. А наши кандидатуры, как оказалось, прошли конкурсный отбор, и государственный департамент США утвердил нас в статусе международных визитеров. Приглашение последовало…

Программа «народной дипломатии» была начата в эпоху падения «железного занавеса» двумя великими реформаторами мировой политики (одного уже, увы, нет в живых) – Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым. Обязательства, взятые около 20 лет назад, американской стороной выполняются и по сей день. Правда, в связи с войной в Ираке бюджет программы сокращается. И сегодня Штаты принимают уже не так много людей из бывших стран СНГ и Балтии, как это было раньше. Одним словом, наша группа оказалась совсем немногочисленной: я и Мейрамхан Жапек – преподаватели кафедры журналистики Карагандинского государственного университета им. Е.А.Букетова, и наша коллега из Восточно-Казахстанского университета (г. Усть-Каменогорск) Вера Кисленкова. Три человека вместо пяти – таковы экономические реалии современной Америки. Но, в любом случае, эта поездка была откровенным везением. И теперь нам предстояло в течение 22 дней познакомиться с обетованной для многих землей. По программе «Обучение журналистике» мы должны были посетить пять городов: официальный Вашингтон, провинциальную тихую Коламбию, изысканный Солт-Лейк Сити, рейнджерско-техасский Остин и оглушающий Нью-Йорк. Считается, что именно в этих городах сосредоточены центры по обучению журналистике и, конечно же, именно эти города имеют развитые и прогрессивные СМИ, которые создают Соединенным Штатам всемирную славу.

Часть первая. Как учат журналистике в Америке

Столичные штучки, или кредитные технологии в действии


Сразу хочется сказать, что из казахстанцев в Америке обучались журналистике не только мы. В Американском университете (Вашингтон) в школе коммуникаций («школа» – это синоним понятию «факультет» – авт.) встретили нашу соотечественницу Шолпан Кожамкулову. Девушка по стипендии «Болашак» получает магистерскую степень сразу по двум направлениям – «журналистика и паблик рилейшнз». До этого Шолпан училась в престижном казахстанском вузе – КазНУ им.аль Фараби. И все же… «Казахстанское образование очень отличается от американского тем, что в американских вузах делается упор на практику», – рассказывала нам кандидат в магистры. – «За год моего пребывания здесь я научилась работать с камерой, самостоятельно снимала фильм, создавала сайт». Более того, наша соотечественница стала соавтором книги, которую планирует издать ее руководитель и наставник, преподаватель школы коммуникаций Венделл Кочран. Шолпан некогда было долго беседовать с нами – назавтра предстоял зачет по телевизионному репортажу. И ночь девушка планировала провести в «монтажке». «У нас очень строго», – пояснил нам Венделл Кочран. – «Если вовремя не получить зачет, то предмет придется проходить еще раз. А каждый кредитный час стоит денег».

На самом деле американским студентам приходится считать свои капиталы с момента поступления в вуз. И вкус кредитных технологий, которые только еще настигают казахстанских покорителей «гранита науки», американцев уже навяз на зубах. Хотя бы потому, что у студентов возникает большая, чем у преподавателей ответственность за то образование, которое они получают. Часов, отведенных на самообучение, намного больше, чем аудиторных. Каждый кредитный час – это отдельный предмет. Всего в дипломе выпускника вашингтонского Колледжа коммуникаций по степени магистра должно быть записано не менее 33 предметов. Из них от 6 до 9 он выбирает сам, остальные входят в список «обязательных». К обязательным предметам в американских вузах относят весь блок общегуманитарных дисциплин, а по специальности «журналистика» – такие, как «основы подготовки материалов», «репортерское мастерство», «основы редакторского дела» и др. Так называемые спецкурсы – выборные предметы, студент может пройти как по своей специальности («Законодательство о СМИ», «Профессиональная этика», «История журналистики» и др.), так и выбрать предметы с других факультетов. Например, с политологии или истории. Не исключается и экономика, точные и естественные науки. Лишь бы душа лежала. И очень часто душа американских студентов лежит, например, к такому предмету, как «Международные отношения».

Студенты платят не за полный курс, а за каждый кредитный час. В течение семестра можно брать от 6 до 8 кредитных часов и самим формировать свою учебную нагрузку. Как вы понимаете, ученических групп как таковых не существует. Они возникают стихийно в зависимости от того, какие предметы выбирают для себя студенты. И выбранную дисциплину, впрочем, как и обязательную, нужно сдать вовремя, к строго обозначенному дню. Иначе придется еще раз заплатить за повторный курс. Система срабатывает очень жестко. Но у нее есть и свои плюсы. Если студент не уложился в четырехгодичные рамки и не набрал к концу обучения положенные 33 кредитных часа, то ничего страшного. Просто он будет учиться чуть дольше, чем его более шустрые сокурсники. И доберет недостающие дисциплины в течение следующего года. Сами понимаете, чего это стоит и во что обходится. В том же Американском университете до 35 тысяч долларов в год. Но может быть и дешевле.

Миссурийский метод: окунись в профессию!

Действительно, если молодой американец не претендует на столичную жизнь и «тусовку», то он может получить в провинции вполне приличное и качественное образование. Причем на порядок дешевле. Обучение в Миссурийском университете, что расположился в тихом провинциальном городке Коламбия штата Миссури, стоит порядка 6-10 тысяч долларов в зависимости от престижности факультета или выбранной специальности. Журналистика здесь считается очень престижной. Школа журналистики университета была открыта в 1908 году и сегодня считается старейшим в мире вузом такого рода. Декан-основатель Уолтер Уильямс считал, что обучение журналистике должно носить профессиональный характер и проводиться в университете. Исходя из этих благих целей, он и дал начало собственному миссурийскому методу подготовки специалистов для СМИ. О журналистах, обучающихся в Миссури, говорят, что они крепкие репортеры. И это определение не случайно.

В университете издается ежедневная газета «Миссурийские колумбийцы», которую от корки до корки готовят к выпуску сами студенты. Объемы газеты колеблются от 48 полос и выше. Как положено по американской традиции, самый толстый номер выходит в субботу. Он состоит из нескольких тетрадок, включающих в себя все от политики до спорта плюс множество тоненьких полурекламных, полуразвлекательных приложений. Общий объем может достигать двухсот-трехсот страниц (это зависит от объемов рекламы). В этом же студенческом издательстве выходят еще три ежемесячных журнала, и ряд межфакультетских газет. «Миссурийские колумбийцы» имеют и прямого конкурента. В городе со стотысячным населением выходят две ежедневные газеты. Причем та, что делается студентами, – старейшая. Она ровесница самой школы журналистики. Штат газеты – 230 сотрудников, обновляется каждые полгода-год. Как объяснил нам главный редактор этого уникального полустуденческого, но профессионального издания Том Варховер, газета находится в центре журналистского образования. Работа в газете – это прохождение ряда спецкурсов, а, значит, и кредитных часов, среди которых могут быть дизайн, фотожурналистика, редакторское дело, газетный репортаж, веб-журналистика. Студентам не доверяют только работу с рекламой – клиенты требуют постоянного внимания. А студенты, пройдя свои спецкурсы, уступают место младшему поколению. «Самое сложное в нашей работе – это период, когда уходят повзрослевшие ребята, а на смену им приходят те, кто еще ничего не умеет и не знает в профессии», – поделился с нами своими профессиональными секретами Том Варховер. – «Такой «кризис» мы переживаем каждый год. И на этот случай всегда держим «кубышку» с запасами статей, написанных студентами во время зачетно-экзаменационной сессии, или ставим больше материалов из информационных агентств. Подключаются и наши педагоги». Дело в том, редакторы отделов в газете являются по совместительству и университетскими преподавателями. Поразительно быстро студенты набираются профессионального мастерства. Знаменитое 11 сентября сделало знаменитой и газету – журналистская группа отработала настолько оперативно, что одной из первых в стране выдала информационные и аналитические материалы о разрушенных «близнецах». За это редакция газеты получила специальную журналистскую награду от штатов Канзас и Миссури.

Миссуриский метод применяется не только в обучении газетчиков. При университете работает телевизионная станция Komu-TV, которая входит в национальную телевизионную сеть NBC. Студенты готовят ежедневные выпуски новостей, пишут сценарии для телевизионных программ, снимают, монтируют, работают в прямом эфире… «Вот только жаль, что у нас нет вертолета», – выразила сожаление выпускница университета мексиканка Анита Руен. В беседе возникла пауза. Я искренне подумала, что девушка шутит. «…вот тогда мы могли бы летать по штату и делать репортажи из различных уголков Миссури», – продолжила наша провожатая.

Контингент студентов в Миссурийском университете весьма разнообразен. Здесь и кропотливые китайцы, и изысканные англичане, и темпераментные французы. Есть и представители стран Восточной Европы. А скоро в коридорах зазвучит русская речь. Школа журналистки заключила договор о сотрудничестве с факультетом журналистики Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. И теперь они совместно будут работать над реформированием учебных планов и государственных стандартов по обучению журналистике.

Юта предлагает краткосрочные курсы

О том, что наше журналистское образование нуждается в изменениях, ни для кого не секрет. Какую же форму мы заимствуем? Полностью ли откажемся от традиций советской системы, которую, кстати, считали не самой худшей? Что приобретем?

Одно из современных нововведений – это ступенчатая система получения знаний: школа-колледж-вуз. И если это уже опробовано на таких специальностях, как экономика, юриспруденция, медицина, то получение специального журналистского образования в рамках «неполного высшего», для нас пока звучит как нонсенс. Потому что привыкли мы воспринимать эту профессию не просто как набор профессиональных навыков и технологий, а скорее как сферу глубоких фундаментальных знаний, к которым и прилагаются те самые навыки и технологии. Только вот скорости передачи новостей сегодня диктуют иные правила. «Мыслители» в редакциях нужны все меньше, а вот крутые репортеры, вырывающие новость из зубов конкурента, – все больше. Да и телевизор мы включаем чаще не в поисках глубоких мыслей, а в поисках ощущений. Для того же, чтобы вызвать в аудитории «острые» чувства, владения технологиями более, чем достаточно. А обучиться им действительно можно всего за два года.

Именно такую сокращенную двухгодичную программу предлагают студентам в Колледже коммуникаций Солт-Лейк Сити (штат Юта). С точки зрения студентов, обучающихся в этом колледже – это очень выгодно. Во-первых, учиться дешевле, чем в университете. Во-вторых, всегда есть возможность продолжить образование в университете. В-третьих, не возбраняется одновременно работать и учиться. Ну и, в-четвертых, всего два года – и диплом специалиста на руках. Представляю, сколько сотрудников наших региональных редакций сейчас выдохнули – нам бы так!!! Особенно тех редакций, где «требуются журналисты без специального образования». Только есть одно, но…

В американских редакциях специалисту с дипломом колледжа платят меньше, чем сотруднику с университетским дипломом. У нас так будет? Система гонораров в американских издательствах существует только для нештатных сотрудников. А профессионального и финансового успеха добиться за счет количества опубликованных материалов нелегко. Важно и содержание этих материалов. Поэтому овладение приемами сбора и обработки информации в печати, на радио и телевидении, чему активно учат в Колледже коммуникаций, – это лишь первый шаг к профессиональному росту. Но, с другой стороны, именно на активном обучении этим приемам может быть построена система сокращенной формы для тех, кто идет в журналистику с уже имеющимся дипломом о высшем образовании в одной из гуманитарных сфер. А у нас просто копируется курс специальных дисциплин, который читается для дневного отделения…

Нью-Йоркский реверанс

Да, конечно, легко и просто рассказывать о благополучной Америке, где материальная база университетов не оставляет желать лучшего, а просто позволяет желать. Желать учиться. Для этого созданы все условия: современные видеостудии, великолепные съемочные павильоны с профессиональным светом и демонстрационные залы, где даже голливудским продюсерам не стыдно представлять свои «произведения», радиостанции и веб-мастерские, фотолаборатории и оборудованные по последнему слову техники редакции газет. И что самое приятное – не все это делается за счет денег государства. Всегда находятся меценаты и спонсоры, которые готовы вложить свои капиталы в развитие образования. А государство их в этом поддерживает – снижает налоговые ставки. Может, позаимствовать еще и это?

И все же не все в этой «зоне комфорта» спокойно. В устойчивой системе возникает и застой. Именно его и засилья «миссурийского метода» боятся и студенты, и преподаватели. Петя Стоева, родом из Болгарии, в этом году заканчивает магистратуру Миссурийского университета. Но с тоской вспоминает свой родную Софийскую «альма матер». «Болгарские профессора много говорили о роли журналистике в обществе, заставляли учить историю журналистики и другие, кажущиеся ненужными, теоретические дисциплины», – рассказала нам Петя. – «Мы очень много читали. Поэтому здесь, с одной стороны, для меня учиться легче, чем в Болгарии. Большинство дисциплин носит прикладной практический характер. Но мне почему-то кажется, что не хватает фундаментальных предметов, которые бы позволили синтезировать и обобщать полученные навыки».

Американские студенты, по мнению педагогов, испытывают затруднения, если перед ними ставятся задачи, которые не имеют однозначного решения. Они, привыкнув к схемам, разучиваются мыслить и теряют вкус к творчеству. Общий стандарт присущ всей американской журналистике. Региональные газеты зеркально отражают «Вашингтон пост». Телевизионные каналы имеют схожие форматы вещания, и от переключения кнопок впечатление у зрителей не меняется. Удивительно, но преподаватель Нью-Йоркского университета Митчелл Стефенс откровенно высказался в пользу российской системы обучения журналистике. Он полгода провел в университете в Ростове-на-Дону. Между факультетами журналистики заключен партнерский договор. «На мой взгляд, мы, американцы, слишком рационалистичны и практичны», – делился своими впечатлениями профессор Стефенс. – «Но университет не должен превращаться в «trade school» (аналог нашего ПТУ – авт.). Мы хотели бы, чтобы наши выпускники были вдумчивыми и смогли бы что-то изменить в профессии». Американцу показалась интересной система российского образования именно потому, что в ней уделяется большое внимание теории. Теории языка и литературы, культурологическим дисциплинам, основам экономики и юриспруденции, философии. И уже сегодня в Нью-Йоркском университете по образу и подобию в качестве эксперимента вводятся новые спецкурсы по экономике, бизнесу, политике и даже окружающей среде. А для россиян в этом году будет организована летняя школа, куда американцы привезут современную компьютерную технику и телевизионное оборудование. «Наши студенты получат возможность расширить свой кругозор, а российские – приобретут навыки работы с профессиональной аппаратурой», – подвел итог разговору наш американский коллега. Мне показалось, что ростовчане и нью-йоркцы нашли разумный компромисс – учиться друг у друга, а не просто копировать чужую систему.

Продолжение следует…
Голубцова Татьяна

16 июня 2004 г. http://www.medialaw.kz/index.php?r=229&lang=1&c=1609
 

 

Вернуться на главную страницу Архив новостей Internews Kazakhstan