Internews Kazakhstan Новости на сайте Internews Network Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение новостей Internews Kazakhstan по электронной почте Архив новостей Internews Kazakhstan

Институт проблем информационного права опубликовал Доклад о состоянии законодательства о СМИ в странах СНГ и Балтии за 2004 год

Проанализировав законодательство стран бывшего СССР о средствах массовой информации, Институт проблем информационного права представил Доклад «О состоянии законодательства о средствах массовой информации в странах СНГ и Прибалтики» за 2004 год. Целью Доклада было определить уровень развития национального законодательства в этих государствах в контексте юридических гарантий обеспечения свободы массовой информации, проследить тенденции развития права СМИ, сравнить темпы и вектор развития законодательства.

Полный текст Доклада размещен на веб-сайте Института проблем информационного права www.medialaw.ru.

Публикация Доклада приурочена к годовщине принятия 12 июня 1990 года Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», заложившего основы свободы слова и печати на пространстве постсоветских (впоследствии) государств.

Обобщенные результаты анализа развития национального законодательства в этих государствах по обеспечению свободы массовой информации представлены в следующей таблице (наибольший балл означает наличие лучших законодательных условий):

Уровень развития национального законодательства о СМИ (государство - суммарный балл):

Азербайджан - 4
Армения - 5
Беларусь - 4
Грузия - 4
Казахстан - 3
Киргизия - 3
Латвия - 5
Литва - 7
Молдавия - 7
Россия - 4
Таджикистан - 5
Туркменистан - 2
Узбекистан - 4
Украина - 7
Эстония - 9

Как видно из таблицы, максимального количества баллов не набрало ни одно государство. Лидерами рейтинга наиболее либерального для масс-медиа законодательства стали Эстония - 9 баллов, а также Литва, Молдавия и Украина, получившие по 7 баллов. Степень свободы средств массовой информации в этих странах с точки зрения законодательного регулирования является высокой.

В группу стран, где уровень свободы СМИ является средним, входят Армения, Латвия и Таджикистан, получившие по 5 баллов, а также пять стран, набравшие по 4 балла: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Россия и Узбекистан.

Низкий уровень регулирования деятельности СМИ отличает Казахстан и Киргизию, набравших по 3 балла, а также Туркмению, занимающую с 2 баллами последнее место в рейтинге.

В качестве критериев гарантий свободы массовой информации было выбрано наличие или отсутствие правового регулирования различных аспектов деятельности СМИ.

Всего было отобрано одиннадцать наиболее существенных для масс-медиа вопросов: закрепление в конституции принципа свободы массовой информации, конституционный запрет цензуры, наличие в государстве закона, регулирующего деятельность СМИ, закона о телерадиовещании, законодательства об общественном телевидении, специального закона о защите профессиональных прав журналистов, характер процедуры регистрации СМИ (уведомительный или разрешительный), отсутствие ограничений для иностранцев на владение
средствами массовой информации, требования к языку СМИ (отсутствие запрета на издание/вещание на языках меньшинств), отсутствие уголовной ответственности за клевету и (или) оскорбление в отношении граждан и отдельно - в отношении должностных лиц.

Положительный бал присваивался в одних случаях за наличие законодательного регулирования, например, если в государстве присутствовал закон о средствах массовой информации, в других случаях - за отсутствие такого регулирования, например, когда в уголовном кодексе той или иной страны не предусматривалось ответственности за клевету.

Разумеется, наличие того или иного закона, не является гарантией свободы средств массовой информации. Важны качество закона, те ограничения и гарантии свободы СМИ, которые он содержит. Но само наличие утвержденных национальным парламентом правовых норм (или же их отсутствие) означает установление определенных и долгосрочных правил поведения, по которым СМИ все же проще существовать, нежели в ситуации, когда такие правила меняются
каждый день по усмотрению не ограниченных требованиями законов, а, следовательно, неконтролируемых государственных чиновников.

16 июня 2004 г. По материалам рассылки Центра экстремальной журналистики http://www.cjes.ru/lenta/view_news.php?file_id=57133 и www.medialaw.ru
 

 

Вернуться на главную страницу Архив новостей Internews Kazakhstan