Internews Kazakhstan Новости на сайте Internews Network Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение новостей Internews Kazakhstan по электронной почте Архив новостей Internews Kazakhstan

Г. Жакиянов раскаялся в содеянном, лидеры ДВК призывают к восстанию, «Казахгейт» придумал беглый премьер, а демократия ведет к тоталитаризму – таково содержание фальшивого экстренного выпуска «Ассанди-Таймс»

«В Алматы и других городах Казахстана появился «клон» газеты «Ассанди-Таймс», - сообщил Сейтказы Матаев, Председатель Союза Журналистов Казахстана, открывая экстренную пресс-конференцию, прошедшую 2 июня в Алматы, в Национальном Пресс-Клубе.

О существовании «экстренного выпуска», как сообщили журналистам на пресс-конференции представители редакции газеты Галина Дырдина и Константин Терентьев, в редакции узнали от частных распространителей. Утром в редакцию стали поступать звонки, звонившие хотели лично убедиться, действительно ли газета «Ассанди-Таймс» сделала «экстренный выпуск», и были крайне удивлены опубликованному в нем «письму Жакиянова», в котором тот якобы «хочет предупредить об опасности, которую несет в себе ДВК. Он считает, что его послание способно предотвратить эту опасность. Пусть даже и путем устранения «Демократического выбора Казахстана», говорится в комментарии к «письму», якобы написанном главным редактором «Ассанди-Таймс» Ириной Петрушовой.

Однако в Заявлении редакции газеты «Ассанди-Таймс», подписанном самой И.Петрушовой и коллективом редакции, говорится:

«Редакция газеты «Ассанди-таймс» ОФИЦИАЛЬНО ЗАЯВЛЯЕТ: появившийся сегодня (2 июня 2004 г. – прим. ред.) в продаже номер газеты - фальшивый и не имеет никакого отношения к настоящей «Ассанди-Таймс».

Редакция уверена, что эта провокация сделана с одной лишь целью – внести раскол в ряды оппозиции накануне выборов, причем сделать это руками журналистов нашей газеты, которая давно и последовательно критикует власть и пользуется доверием у читателей».

Заявление редакции газеты «Ассанди-Таймс»

Как сообщила Галина Дырдина, зам.редактора «Ассанди-Таймс», по информации, полученной от распространителей, неизвестные лица рано утром, в 5.00-6.00, подбрасывали пачки фальшивок или же подъезжали к распространителям (откуда-то зная их адреса) и, не представляясь, либо представляясь сотрудниками редакции, без накладных, иногда даже бесплатно раздавали большое количество экземпляров якобы «экстренного выпуска» «Ассанди-Таймс». «Поскольку фальшивка (иначе это назвать нельзя) издана под логотипом «АТ» и имеет некоторое внешнее сходство с этой газетой, реализаторы газет на точках сначала не заподозрили подвоха, но, вникнув в содержание, некоторые из них сразу же сообщили об «экстренном выпуске» в редакцию», говорится в пресс-релизе. Часть фальшивок успели продать; обнаружив подделку, часть доставили в редакцию, однако, сколько их осталось на руках, а также сколько их всего было отпечатано, неизвестно. Хотя в выходных данных «экстренного выпуска» указан тираж – 38100 экземпляров, это количество может не соответствовать действительности. Во время пресс-конференции стало известно, что подделка появилась и в Астане.

Как отметил Константин Терентьев, ответственный секретарь «Ассанди-Таймс», исполнители фальшивки очень хотели создать что-то похожее, но у газеты есть определенные стандарты, которым подделка, разумеется, не отвечает: в ней слишком крупные фотографии очень низкого качества (такое впечатление, что это не профессиональные работы фотографа, а случайные кадры или стоп-кадры видеосъемки, причем довольно старой), полосы не похожи друг на друга, набраны разными шрифтами. Сами шрифты не совпадают с оригинальными по очертаниям и размеру, нет единого стиля верстки и т.д.

Что же касается самих материалов, как сказала Галина Дырдина, «мне смешно было это читать: написано топорно, бездарно, сплошная «липа». Опасность для самой газеты заключается в том, что в «экстренном выпуске» газеты «Ассанди-Таймс», где не указано даты и номера выхода, содержатся ложные данные об издателе, типографии и номере заказа на выпуск тиража. Согласно ответу ТОО «Время-принт» (типографии, где обычно печатается газета) № 90 от 02.06.2004 г., данная типография печать экстренного выпуска не производила (копия этого письма была предоставлена журналистам на пресс-конференции). Как сообщила Г. Дырдина, в городе имеются всего четыре типографии, осуществляющие печать формата А2, в их числе - «Алма-Медиа», «Дауiр» и «Бизнес-Инфо».

«ТОО «Жулдыз Жолы ЛТД» также не имеет никакого отношения к указанному экстренному выпуску газеты «Ассанди-Таймс», хотя в выходных данных наше предприятие обозначено как издатель», - говорится в заявлении на имя правоохранительных органов.

«Из вышеизложенного следует, что кто-то неправомерно использует наше фирменное наименование, а также название нашего печатного издания.

Заведомо ложные сведения, содержащиеся в указанном экстренном выпуске, подрывают репутацию нашего предприятия, нашего издания и наших авторов, имена которых содержатся под фальшивыми материалами, к которым они не имеют никакого отношения, в связи с чем в действиях неустановленных лиц усматривается состав преступления, предусмотренного ст.129 УК РК «Клевета».

В выходных данных также указаны фамилии главного редактора И. Петрушовой, зам. главного редактора Г.Дырдиной, ответ. секретаря К.Терентьева и др. Как отметила Г.Дырдина, в качестве авторов некоторых статей указаны фамилии несуществующих журналистов «Ассанди-Таймс».

«Незаконное использование наименования нашего издания, фирменного наименования нашей организации и фактическое присвоение неизвестными лицами имен наших авторов (авторства) является нарушением наших прав на интеллектуальную собственность, в результате чего нашей организации нанесен крупный ущерб, в связи с чем в действиях неустановленных лиц усматриваются составы преступлений, предусмотренных ст.184 УК РК «Нарушение прав интеллектуальной собственности» и ст.199 УК РК «Незаконное использование товарного знака.

Введение в заблуждение покупателей (приобретателей) указанного экстренного выпуска газеты «Ассанди-Таймс» относительно наименования, содержания, авторства и иных потребительских свойств газеты является совершением преступления, предусмотренного ст.223 УК РК «Обман потребителей», - говорится далее в заявлении «Ассанди-Таймс» на имя Прокуратуры г.Алматы, Департамента Финансовой Полиции и ГУВД г.Алматы с просьбой «восстановить законность, принять все необходимые меры и совершить все необходимые действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан».

Заявление «Ассанди-Таймс» о совершенном преступлении (весь текст)

Представители редакции полагают, что найти виновных, организаторов этой «грубой провокации», довольно просто: необходимо проверить вышеуказанные типографии или авиаотправления на Астану. Было бы желание… Но, как считает редакция, виновные, как обычно, не будут найдены.

«Примечательно, что фальшивка выполнена в том же стиле, что и выходившая в период прошлой избирательной кампании газета под названием «451 градус по Фаренгейту», то есть грубо и топорно. Правоохранительные органы так и не сумели пресечь деятельность этой незаконно выходившей газеты, главной мишенью публикаций которой были представители оппозиции. Безусловно, что точно также не будут обнаружены авторы фальшивого «экстренного выпуска», - говорится в пресс-релизе «Ассанди-Таймс».

Пресс-релиз «Ассанди-Таймс»

Более того, редакция опасается, что данный инцидент может стать причиной очередного приостановления выпуска газеты, судебных исков и прочих преследований. Хотя в «выходных данных» «экстренного выпуска» говорится, что «мнение авторов публикаций не обязательно отражает точку зрения редакции», в ряде статей содержатся призывы якобы оппозиции, включая ДВК, к «свержению правящего режима», а также дискредитация и извращение демократических ценностей, что бросает тень на «Ассанди-Таймс», ДВК и др. как на злостных нарушителей Конституции РК. Примечательно, что автор (-ы) этого «письма лидера ДВК», как и других «статей», опубликованных в «экстренном выпуске», только в одном этом «письме» использует (-ют) следующие слова и словосочетания: «вооруженное восстание», «восстание», переворот», «вооруженный переворот» и «политическая катастрофа».

В фальшивом «письме» Жакиянова и других «публикациях» очерняются лидеры ДВК, «Ак Жол», Коммунистической Партии, а также «Казкоммерцбанк» и бывший премьер А. Кажегельдин.

Руководитель пресс-службы ДВК Владимир Козлов, присутствовавший на пресс-конференции, заявил: «Это полная чушь, как по содержанию, так и по форме». А также привел один из примеров этой самой «полной чуши». Как сказано в одной из статей «экстренного выпуска», где приводится интервью В.Козлова Г.Дырдиной, Козлов, якобы в ответ на вопрос Г.Дырдиной о подлинности письма, якобы заявил, что ему «удалось связаться с Галымжаном Бадылжановичем, и он подтвердил, что сам написал письмо, коротко пересказал его содержание». А на пресс-конференции Козлов сообщил журналистам, что Жакиянов имеет право сделать 1 звонок в день (на самом деле, ему позволяют звонить гораздо реже), и это право он использует, чтобы позвонить жене и детям, в присутствии всевозможных контролеров. Ему же позвонить не может никто.

«НП ДВК заявляет, что указанный «экстренный выпуск» газеты «Ассанди-таймс» является провокационной фальсификацией, к которой ни лидер НП ДВК, ни другие члены партии, ни редакция «Ассанди-таймс», как заявили сами журналисты газеты на пресс-конференции, никакого отношения не имеют», - говорится в заявлении партии ДВК от 3 июня 2004 г. «Нас ни разу не упрекнули во лжи. И мы этим гордимся», - подчеркнул В. Козлов на пресс-конференции 2 июня.

При этом Асылбек Кожахметов, председатель президиума политсовета ДВК, на пресс-конференции партии, состоявшейся 3 июня, отметил, что власть может очень просто отвести от себя подозрение в причастности к созданию фальшивки - найти виновных, чего раньше в подобных случаях не происходило.

Заявление НП «Демократический выбор Казахстана»

«Нет никаких сомнений в том, что появление этой откровенной фальшивки санкционировано либо администрацией президента, либо близкими к ней структурами, потому что только действующей власти выгодно внести раскол в оппозицию, причем от имени «Ассанди-таймс». Только действующей власти очень хотелось бы, чтобы Галымжан Жакиянов, Народная партия ДВК, Компартия Казахстана, Акежан Кажегельдин были скомпрометированы в преддверии парламентских и президентских выборов. И только действующей власти выгодно дискредитировать «Ассанди-таймс» в глазах читателя, особенно сейчас, когда тираж газеты растет с каждым номером».

Однако, как говорится в сообщении, распространенном пресс-службой Администрации Президента, «Администрация президента РК отвергает обвинения газеты «Ассанди-Таймс» в причастности к выпуску фальшивого номера издания», сообщило ИА «Kazakhstan today» 3 июня 2004 г.

«Эти сведения (как сказано в заявлении для СМИ, «редакция считает, что «фальшивка» – очередной шаг президентской администрации или близких к ней структур, пытающихся дискредитировать газету в глазах читателей», - прим. ред.) не соответствуют действительности и порочат репутацию администрации президента РК», - отмечается в сообщении пресс-службы.

«В связи с этим, администрация главы Казахстана направила редакциям газеты «Ассанди-Таймс» и интернет-издания «Навигатор» требование об опровержении не соответствующих действительности сведений и принесении извинений по этому поводу и оставляет за собой право на обращение в суд с постановкой вопроса о возмещении морального вреда».

Как отметила Г. Дырдина в беседе с редактором веб-сайта «Интерньюс-Казахстан» И.Сафоновой, указанная фраза, содержащаяся в заявлении, является не сведениями, а мнением. В соответствии с принципом «свободы слова», заложенном в Конституции РК, каждый свободен высказывать свое мнение. По поводу возможного судебного разбирательства Г.Дырдина отметила, что заявление «Ассанди-Таймс» опубликовал «Навигатор», поэтому в данном случае, если будет усмотрено какое-либо правонарушение, применим не закон «О СМИ», а Гражданский Кодекс, однако требуется сначала доказать вину.

Всего же у редакции «Ассанди-таймс» появилось три версии. Как отметила зам.редактора Галина Дырдина в программе «Паровоз» радио «Азаттык» (Свобода), вышедшей 5 июня, «версия об администрации президента Назарбаева после того, как мы очень внимательно просмотрели этот номер, показалась не слишком убедительной, потому что больно уж глупо выстроена эта газета. Все-таки в администрации работают люди достаточно умные, чтобы не опускаться до такого примитива. Вторая версия - все-таки к фальшивке имеют отношение сторонники президента Назарбаева. Третья версия – что это дело КНБ или кого-то из конкурентов из провластных партий. Но больше мы склоняемся к тому, что это дело сторонников президента.

Среди других версий, на пресс-конференции 2 июня прозвучало предположение, что данная провокация является «пилотным проектом перед избирательной кампанией».

В частности, такого мнения придерживается один из «героев» публикаций псевдо-«Ассанди» Петр Своик, который заявил в интервью корреспонденту радио «Азаттык»: «Я считаю, что выпуск фальшивой «Ассанди-таймс» – это серьезное явление. Оно выходит за рамки желания дискредитировать кого-то конкретного, и даже всю оппозицию в целом. Это общереспубликанская акция, разработанная большой группой. Это долгосрочный проект, и собственно выпуск – это пробный шаг. За ним, надо полагать, последуют и другие акции подобного рода».

В целом же, удивляет масштаб операции. Если тираж действительно составляет 38100 экземпляров, цена печати одного номера, как сообщила Г. Дырдина, - около 17-18 тенге, прибавить сюда расходы на подготовку номера к печати, транспортировку, распространение по всей стране и др., получается очень солидная сумма. Как считает В. Козлов, чтобы осуществить такую акцию, ее организаторы должны, помимо соответствующего ресурсного обеспечения, обладать «уверенностью в абсолютной безнаказанности», за ними должна стоять серьезная политическая сила, «что можно отнести к правящему режиму».

Интересное предположение выдвинул журналист Сапа Мекебаев в газете «Время», № 22.

«Сам автор даже не сомневается, что наши доблестные правоохранительные органы, куда с соответствующим заявлением обратилась редакция настоящей «Ассанди-таймс», в самые кратчайшие сроки найдут организаторов провокации, чтобы наказать их по всей строгости наших гуманных законов. Но, даже выявив истинных заказчиков и исполнителей этой фальшивки, наши доблестные правоохранительные органы вряд ли смогут самостоятельно ответить на дурацкий вопрос: кому это было нужно?

В качестве маленькой подсказки автор хотел бы совершенно невинно намекнуть, что выпуск суррогатного номера оппозиционной газеты - это не отдельный и разовый проект. Возможно, он является лишь частью общего процесса, направленного на дискредитацию лидеров оппозиционных сил, к которым власть относит ДВК, «Ак жол» и Компартию. И последние горячие наезды президентского советника Ермухамета Ертысбаева - тоже звенья одной общей цепи. О чем, кстати, сам советник, будучи человеком не только умным, но и дальновидным, наверное, предпочитает не догадываться.

Однако, несмотря на наличие в стране больших запасов нефти, демократии и терпения, действие общемировых физических законов никто пока не отменял. В частности, до сих пор в казахстанском парламенте не обсуждался вопрос о пересмотре и внесении поправок в третий закон Ньютона, гласящий, что каждому действию соответствует противодействие, равное по величине и противоположно направленное», - пишет газета «Время.

09 июня 2004 г. Соб. инф. и по материалам www.time.kz, www.gazeta.kz, http://www.azattyq.org/programs/parovoz/ru/2004/06/09AD4320-8548-4CBF-AF09-3E21271164CB.asp
 

 

Вернуться на главную страницу Архив новостей Internews Kazakhstan