Internews Kazakhstan Новости на сайте Internews Network Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages

Fatal error: Class 'MLClient' not found in /var/www/vhosts/v-8293.webspace/www/old.internews.kz/images/lmods/inc2.php on line 5
Подписка на получение новостей Internews Kazakhstan по электронной почте Архив новостей Internews Kazakhstan

Парламент Казахстана принял Закон «О СМИ»

17 марта на пленарном заседании Мажилиса Парламента депутаты нижней палаты одобрили предложения Согласительной комиссии двух палат Парламента по спорным статьям законопроекта «О средствах массовой информации», после чего законопроект был передан на новое рассмотрение в Сенат. Сенаторы, на пленарном заседании своей палаты (под председательством нового спикера Нуртая Абыкаева) также поддержали предложения комиссии. В соответствии с п.76 гл. 15 Регламента Парламента РК, закон считается принятым и направляется на подпись главе государства.

Как сообщалось ранее, всего было 8 «спорных» моментов. В частности, согласительная комиссия уточнила основания приостановления выпуска, выхода в эфир СМИ, а также прекращение деятельности СМИ, значительно сузила круг оснований, которые могут повлечь прекращение работы СМИ. Согласно решению Согласительной комиссии, запрещена к распространению в СМИ продукция порнографического и сексуально-эротического характера. Комиссией отработано и определение эротической продукции. Так, согласно решению согласительной комиссии «продукция эротического характера - это сообщение или материалы в периодических печатных изданиях или теле- и радиопередачи, не относящиеся к продукции порнографического, сексуально-эротического характера, с преобладанием художественной идеи над физиологическими аспектами».

Эксперты говорят, что, к сожалению, горячий интерес парламентариев вызвал лишь вопрос тиражирования и трансляции порнографических и эротических материалов. Остро волнующие общественность статьи законопроекта, касающиеся регистрации, выдачи лицензий, усложненного порядка аккредитации журналистов и правил предоставления информации государственными органами, парламентарии обошли стороной.

Парламент Казахстана принял Закон «О СМИ», несмотря на протесты 46 казахстанских телерадиокомпаний, печатных СМИ, неправительственных общественных организаций, в том числе Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана и Конгресса Журналистов Казахстана, авторитетных международных и казахстанских организаций по защите демократических ценностей и свободы слова – таких как ОБСЕ, Европейская Комиссия, «Интерньюс-Казахстан», Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз», Казахстанское Международное Бюро по правам человека и соблюдению законности, «Артикль19», «Репортеры без границ», Институт по освещению проблем войны и мира, Фонд защиты гласности (Москва), Всемирная ассоциация газет и Всемирный форум редакторов, международная организация «Права человека без границ» (Брюссель), Центр экстремальной журналистики (Москва) и других.

А незадолго до принятия закона Парламентом РК, прошло два круглых стола, посвященных обсуждению законопроекта «О СМИ». Организаторами одного из них выступили Центр ОБСЕ и Представительство Европейской Комиссии, а другой, прошедший под названием «Свобода слова в Казахстане: проблемы и перспективы», организовали Фонд имени Фридриха Эберта, Общественная Организация «Freedom House» и Фонд защиты свободы слова «Адил Соз».

Основанием для проведения первого круглого стола, состоявшегося 9 марта в Астане и организованного Центром ОБСЕ и Европейской комиссией Евросоюза в Казахстане, послужил меморандум Всемирной кампании за свободу слова «Артикль 19» от 16 февраля 2004 г. Основываясь на анализе проекта закона с поправками, внесенными нижней и верхней палатами Парламента, эксперты кампании охарактеризовали в меморандуме положения, которые, по их мнению, могут негативно отразиться на деятельности казахстанских СМИ.

«Рассматриваемый законопроект, фактически представляет собой шаг назад: в нем не только сохранены практически все недостатки предыдущего законопроекта, но и добавлен ряд новых серьезных недостатков, которые могут неблагоприятно сказаться на свободе слова», - говорится в Меморандуме. - «Организация «АРТИКЛЬ 19» очень обеспокоена тем, что изменения, внесенные в предыдущий законопроект, … вводят режим контроля над средствами массовой информации, который еще менее будет соответствовать международным стандартам по сравнению с режимом, предусмотренным предыдущим законопроектом. Мы призываем казахстанских должностных лиц отказаться от этой попытки ограничить свободу средств массовой информации и воздержаться от принятия данного закона. Для демократии и прав человека в Казахстане было бы намного лучше, если бы энергия была направлена на приведение существующего закона в соответствие с международными и конституционными стандартами, гарантирующими свободу слова».

С основными положениями меморандума участников круглого стола ознакомил прибывший из Лондона представитель «Артикля 19», специалист по международному праву Моррис Липсон.

Среди основных проблем, оставшихся нерешенными в законопроекте со времени создания первоначальной редакции, названы следующие:

• Расплывчатость формулировок понятий «подрыв безопасности государства», «оправдание терроризма», распространение информации о «культе жестокости и насилия», обсуждение наркотических средств; определения этих понятий, предлагаемые в законе, имеют достаточно широкий смысл и тем самым открывают возможности для слишком широкого толкования данного понятия и злоупотреблений;
• Законопроектом установлены затруднительные процедуры постановки на учет и получения лицензии. В дополнение к обязанности по постановке на учет, вещатели обязаны также выполнить требование о получении лицензии.
• Уполномоченный орган (министерство информации), который несет ответственность как за постановку на учет (отказ в постановке на учет), так и за выдачу лицензий (отказ от выдачи), за осуществление контроля «за соблюдением лицензиатом условий» и принятие решения «о приостановлении действия лицензии», а также на осуществление мониторинга «продукции средств массовой информации по соблюдению законодательства», не является сколько-нибудь независимым от правительства. Законопроектом также не предусмотрены другие меры безопасности для защиты СМИ, что относится также и к аккредитации;
• Положения, обязывающие СМИ публиковать официальные сообщения;
• Ряд положений о праве на получение и распространение информации, которые, в целом, носят позитивный характер, не образуют режима полной свободы на получение и распространение информации, требуемого международным правом;
• Положения о распространении недостоверной информации оказывают существенный «сковывающий» эффект на свободу слова и признаны судами многих стран мира нарушающими право на свободу слова;
• «Право на опровержение запутанным и неуместным образом соединено в одной и той же статье с кратким положением о клевете, имеющим общее применение, тем более что в Уголовном и Гражданском кодексах Казахстана уже предусмотрена ответственность за клевету»;
• Также негативную оценку получили многочисленные отсылки на «иные нормативные правовые акты» и «национальное законодательство». «Основную обеспокоенность данными ссылками на другое законодательство вызывает то, что нет никакой гарантии, что такое другое законодательство соответствует международным стандартам свободы слова. Действительно, АРТИКЛЬ 19 провела анализ некоторых из указанных законодательных актов в июне 2002 года и установила, что большая часть из проанализированных законодательных актов включала положения, содержащие серьезные нарушения права на свободу слова».

В результате предложена следующая рекомендация: «Все законодательство, затрагивающее средства массовой коммуникации и свободу слова следует проанализировать и внести необходимые изменения и дополнения для приведения его в соответствие международным и конституционным гарантиям свободы слова».

Среди новых положений законопроекта подверглись критике следующие:

• Предрешение результатов судебного разбирательства по причине слишком широкого значения;
• Право на опровержение должно применяться только когда опровергаемая информация является ложной, должно быть ограничено только рассмотрением ложной информации и быть пропорционально по длине исходному тексту;
• Лишение аккредитации журналиста по решению суда, когда он распространил сведения «порочащие честь и достоинство аккредитовавших его государственных органов, общественных объединений и организаций» не ограничено распространением ложной информации;
• Предоставление официальной информации: исходя из формулировок документа выходит, что распространение ложной информации должностными лицами не запрещено, если оно не связано с безопасностью человеческой жизни или некоторыми чрезвычайными ситуациями;
• Равный доступ к государственным тендерам законодательно не обеспечивается, что «открывает путь к нарушениям при проведении тендеров, когда предпочтение будет отдаваться любимчикам государства, друзьям или коллегам государственных служащих, за счет, возможно, более заслуживающих этого и более подходящих участников тендера»;
• Прозрачность: «не ясно, должны ли средства массовой информации подчиняться более жесткому требованию прозрачности по сравнению с компаниями или другими частными юридическими лицами. Скорее, именно правительство должно подчиняться требованию прозрачности».

Предваряя дискуссию по меморандуму, министр информации Саутбек Абдрахманов напомнил о концептуальных положениях законопроекта, направленных на обеспечение информационной безопасности с учетом современных реалий, более совершенную реализацию норм Конституции РК. И о том, что более половины рекомендаций ОБСЕ приняты в процессе работы над законопроектом. Ранее данное утверждение прозвучало 4 февраля на расширенном заседании коллегии министерства информации под председательством министра Саутбека Абдрахманова (заседание было посвящено итогам работы ведомства в 2003 году и задачам на 2004 год).

Интересная деталь: для самого Центра ОБСЕ законопроект с поправками, внесенными казахстанским Парламентом, долго оставался «тайной за семью печатями». Заведующая отделом по политическим вопросам и СМИ Центра ОБСЕ в Алматы Беата Мартин-Розумилович в беседе с редактором веб-сайта «Интерньюс-Казахстан» Ириной Сафоновой, состоявшейся 11 февраля, сообщила, что не может прокомментировать данное утверждение министра. По ее словам, хотя Казахстан и является членом ОБСЕ и обязан тесно сотрудничать с этой организацией по вопросам демократизации, Центр ОБСЕ не получил копии проекта Закона «О СМИ» с поправками парламента, поэтому учтены рекомендации ОБСЕ на 50% или в каком-то другом объеме, она сообщить не смогла. На просьбу предоставить этот документ Министерство информации прислало официальное письмо, в котором было сказано, что пока законопроект находится в процессе рассмотрения парламентом, оно не может распространять рабочий вариант.

В конечном итоге, Центр ОБСЕ все же получил законопроект с поправками Парламента после повторного направления запроса. Однако, как отметила Беата Мартин-Розумилович в интервью с редактором веб-сайта «Интерньюс-Казахстан» 19 марта 2004 г., официальная позиция ОБСЕ по вопросу законопроекта совпадает с положениями меморандума «Артикль 19». Может, законопроект потому и был тайной для ОБСЕ, что учтенных рекомендаций ОБСЕ там просто нет, а если и есть, то совершенно незначительные, раз организация не поменяла своей позиции и, как и прежде, утверждает, что закон – антидемократический?

Министр информации уверяет, что отражение в положениях законопроекта нашла и точка зрения казахстанских общественных организаций, в частности Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз».

Видимо, министр забыл, что Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз» и казахстанская неправительственная организация «Интерньюс-Казахстан» заявили о своем выходе из состава рабочей группы Мажилиса Парламента по рассмотрению законопроекта «О средствах массовой информации» и своей непричастности к «доработанному» ею проекту еще 9 декабря 2003 г. В частности, было заявлено, что хотя усилиями общественных журналистских организаций и некоторых депутатов Мажилиса Парламента удалось добиться определенных сдвигов по демократизации правительственного законопроекта, вместе с тем ряд принципиальных предложений Фонда «Адил соз» и «Интерньюс-Казахстан» были отвергнуты. «Мы призываем Мажилис Парламента отклонить предложенный на его рассмотрение законопроект о СМИ как концептуально порочный», - сказано в Заявлении организаций.

«То, что разработчики якобы работают рука об руку с журналистами и общественными журналистскими организациями, мы слышим второй год, если не больше», - прокомментировала сказанное министром президент Фонда « Адил Соз» Тамара Калеева. – «Сначала говорилось, что привлекаются общественные организации. Потом называлось 600 поправок, в том числе учтенных только 200, затем заверялось, что более 80% предложений и поправок учтено. Возможно это так, если поправки стилистического характера. Если считать синтаксис и орфографию, вооружившись счетами или калькулятором, то наберется и больше. Но суть от этого не меняется. Можно учесть миллион поправок и пренебречь одной, имеющей принципиальное значение».

А Булат Абилов, сопредседатель ДПК «Ак Жол», на втором круглом столе, состоявшемся 18 марта, задался вопросом: что это за законопроект, в который приходится вносить 600 (!) поправок?!

В итоговом варианте проекта этого закона, по словам министра информации Саутбека Абдрахманова, были учтены также замечания и предложения Конгресса журналистов Казахстана.

Не учтено только то, что «Конгрессом журналистов Казахстана направлено обращение к депутатам парламента РК, в котором предложено отклонить обсуждаемый проект нового Закона «О средствах массовой информации» и сохранить действующий, включив в него изменения и дополнения с учетом новых реалий и меняющихся условий в развитии журналистики Казахстана», как сказано в Резолюции III Конгресса Журналистов.

В ходе дискуссии, а в ней приняли участие депутаты Сената и Мажилиса, представители министерств информации, иностранных дел, дипломатических миссий и международных организаций, политических партий и НПО, отразилось все многообразие взглядов на спорные вопросы законопроекта.

По словам депутата Бакира Абдижалела, руководителя рабочей группы Мажилиса по данному законопроекту, документ не идеален, но соответствует казахстанскому правовому полю, и в его рамках депутаты сделали все возможное для совершенствования отношений в сфере СМИ. Он заявил, что не согласен с точкой зрения, трактующей положения законопроекта как «откат» от достигнутых позиций. «Со временем отдельные его положения, возможно, станут не нужны, но сегодня такой закон необходим», - заявляют защитники законопроекта о СМИ.

Правительство утверждает, что при разработке законопроекта опиралось на демократические принципы и стандарты, принятые в мире, но учитывало «особенности государственного устройства, национальную и культурную специфику».

Однако в Меморандуме «Артикль 19» говорится: «Нам известны заявления казахстанских государственных органов о том, что страна находится в процессе перехода к демократии и что нужно время для приведения законодательства и практики его применения в полное соответствие с международными стандартами. Независимо от сути данного заявления, рассматриваемый законопроект не только не продвигает страну в нужном направлении, но, фактически, весьма усложняет ситуацию вокруг права на свободу слова. По существу, рассматриваемый законопроект представляет собой, к глубокому сожалению, шаг назад, в особенности, в свете того, что в декабре 2003 года Казахстаном был подписан Международный пакт о гражданских и политических правах, статьей 19 которого гарантировано свободное выражение своего мнения. Таким образом, призываем казахстанские органы власти полностью прекратить работу над данным законопроектом и вместо этого разработать правовой механизм по защите и поддержке права на свободу слова».

По мнению разработчиков, законопроект не противоречит статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ограничение которых эксперты «Артикля 19» усматривают в законопроекте, таким образом, разработчики министерства информации, видимо, попытались дискредитировать само появление представителя «Артикль 19», как и само мероприятие.

Подводя итоги круглого стола, ОБСЕ и представительство Европейской комиссии в Казахстане призвали Парламент отклонить законопроект «О СМИ». По мнению ОБСЕ, рассматриваемый законопроект, в целом одобренный Парламентом, не соответствует международным требованием, нарушает свободу слова и другие права казахстанцев и не ведет к дальнейшему демократическому развитию страны.

Не судьба! Закон был принят, и об этом сообщил участникам второго круглого стола вице-министр информации Ардак Досжан, назвавший разработку и обсуждение проекта нового закона о СМИ в парламенте главным результатом деятельности Министерства в информационной сфере в 2003 г., после телефонного разговора с Астаной. Данное заседание круглого стола, организованного «Адил Соз», Фондом Ф. Эберта и «Фридом Хаус», проходило в г. Алматы 18 марта одновременно с пленарным заседанием Сената в Астане, где и был принят закон «О СМИ».

Главным мотивом встречи было названо ухудшение ситуации со свободой слова; в пресс-релизе круглого стола казахстанское законодательство в отношении СМИ, по результатам мониторинга, проведенного Фондом «Адил Соз», было названо «самым жестким в Центральной Азии».

Как отметил Сергей Власенко, юрист «Интерньюс-Казахстан», такой исход предполагало большинство участников круглого стола, а в его работе приняли участие представители общественных организаций «Интерньюс», Института освещения проблем войны и мира, Казахстанского Международного Бюро по правам человека и соблюдению законности, Конгресса Журналистов Казахстана, а также Посольства США, ЮСАИД, ЮСИС и др. Однако факт, что несмотря ни на какие протесты закон принят, у многих вызвал отчаяние. И слово “перспективы” в названии темы круглого стола большинству участников этой встречи после выступления г-на Досжана показалось достаточно сомнительным: о каких перспективах свободы слова можно говорить при новом Законе “О СМИ”?

Среди вопросов, рассмотренных в ходе круглого стола, были государственное регулирование деятельности СМИ, обзор свободы слова в Казахстане на основе данных мониторинга Фонда «Адил соз», реформирование законодательства, регулирующего деятельность СМИ и журналистов, свобода слова и правоприменительная практика, доступ к информации, выборы и СМИ, ситуация со свободой слова в Казахстане в свете международных демократических принципов.

Ряд экспертов связывают принятие закона «О СМИ», а также работу над законами «О выборах» и «О политических партиях» с предстоящими парламентскими и президентскими выборами в РК. Подобное мнение о необходимости принятия закона «О СМИ» высказали видные казахстанские правозащитники и общественные деятели на состоявшемся круглом столе.

Булат Абилов, сопредседатель партии «Ак жол»: «Власть отчетливо понимает, что этот год - год выборов, нельзя допустить, чтобы парламент изменился, нужен такой же послушный парламент, как тот, что сейчас. Власть отчетливо понимает, что есть определенные проблемы с заграницей, которые не должны быть услышаны общественностью Казахстана. Этот закон еще раз призван защитить коррупцию, не допустить в Казахстане честные выборы и дурачить население Казахстана следующие десять лет».

Евгений Жовтис, Казахстанское Международное Бюро по правам человека и соблюдению законности: «Этот закон стоит в череде тех законов о правах человека, которые несут четкий налет политической целесообразности. Это не законы, которые должны следовать международным стандартам, не законы, которые содействуют реализации свободы слова. Это политическая целесообразность. Сейчас нужен такой закон, который будет контролировать СМИ... Если мы взяли на себя международные обязательства перед ОБСЕ, ООН, рядом других организаций, то либо давайте их выполнять, либо давайте из этих организаций выйдем. Скажем, что мы не доросли, чтобы быть членами этих организаций, что у нас особый путь, и мы должны как-то по-особому регулировать свободу слова. Очень жаль, что этот закон принял парламент, очень жаль, что на это есть заключение Министерства юстиции, и будет очень жаль, если этот закон подпишет президент».

«Чтобы изменить тенденцию к свертыванию демократических начал», - говорится в пресс-релизе, - «следует реформировать законодательство в сфере деятельности СМИ в соответствии с международными демократическими стандартами, а именно:
 декриминализировать ответственность журналистов за клевету и оскорбление;
 исключить положения о заведомой виновности СМИ и журналиста при рассмотрении информационных споров, ограничить право граждан на предъявление иска о защите чести и достоинства одним годом со дня публикации;
 исключить из Кодекса об административных правонарушениях санкции в отношении СМИ в виде конфискации тиража и оборудования, приостановления и прекращения их деятельности за такие малозначительные правонарушения, как нарушение порядка предоставления контрольных и обязательных экземпляров, публикации выходных данных, рекламы табачной и алкогольной продукции.

Правозащитные организации должны активизировать усилия по консолидации журналистского сообщества для защиты своих законных прав и интересов».

Тем временем в Казахстан прибыл комиссар Европейской комиссии по внешним связям Кристофер Паттен. Сразу же, по прибытии в республику, на пресс-конференции 16 марта он заявил, что, несмотря на то, что Казахстан является наиболее стабильной страной с предсказуемой политикой, у Европейского Союза все же есть претензии к республике, касающиеся вопросов нарушений свободы слова и демократии.

Отвечая на вопросы журналистов, будут ли на встрече с Президентом республики подниматься вопросы, связанные с принятием закона «О средствах массовой информации» и внесением поправок к закону «О выборах», Кристофер Паттен отметил, что, учитывая факт подачи Казахстаном заявки на председательство в ОБСЕ в 2009 году, республика должна доказать странам Европейского Союза свою приверженность к общедемократическим ценностям.

«Для того чтобы стать стоящим кандидатом, правительство Республики Казахстан также должно прислушаться к мнению ОБСЕ. Если ОБСЕ дает какой-то совет в плане законодательства по средствам массовой информации или выборам, я думаю, Казахстану нужно быть очень внимательным к этому мнению».

После полуторачасовой встречи с Н.Назарбевым Кристофер Паттен уже заявил журналистам, что он передал президенту Казахстана «озабоченность ОБСЕ законами Казахстана о «О СМИ», «О политических партиях» и «О выборах».

В пресс-релизе круглого стола «Свобода слова в Казахстане: проблемы и перспективы» говорится: «Разработанный в 2003 году проект закона «О средствах массовой информации, несмотря на противодействие журналистского сообщества и негативные оценки авторитетных международных организаций, принят парламентом страны, и сейчас только от Президента зависит его дальнейшая судьба».

Прислушается ли Президент? Вступит ли в силу данный законопроект или нет, в ближайшее время должен решить Глава государства.


23 марта 2004 г. Соб. инф. и по сообщениям
http://www.gazeta.kz/art.asp?aid=42345
http://www.inform.kz/showarticle.php?lang=rus&id=71143
http://www.dw-world.de/russian/0,3367,7869_A_1144851_1_A,00.html
http://www.fundsmi.nursat.kz/?chapter=1078861574&uin=1073472280
http://www.kub.kz/article.php?sid=5577
 

 

Вернуться на главную страницу Архив новостей Internews Kazakhstan


Fatal error: Class 'MLClient' not found in /var/www/vhosts/v-8293.webspace/www/old.internews.kz/images/lmods/inc.php on line 58