Internews Kazakhstan Новости на сайте Internews Network Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages

Fatal error: Class 'MLClient' not found in /var/www/vhosts/v-8293.webspace/www/old.internews.kz/images/lmods/inc2.php on line 5
Подписка на получение новостей Internews Kazakhstan по электронной почте Архив новостей Internews Kazakhstan


Может ли опора стать «опорой»?

С вводом в действие ряда новых законов (в том числе, закона «О СМИ») лицензии, выданные ранее телерадиокомпаниям на предоставление услуг по трансляции телевизионных и радиопрограмм по эфирным сетям, системам спутникового вещания, кабельным и проводным сетям будут подлежать аннулированию, и необходимо будет получить лицензии нового вида.

Это следует из ответа Министерства информации (за подписью заместителя министра Ардака Досжана) на запрос, направленный Национальной Ассоциацией Телерадиовещателей Казахстана (НАТ). Она направила письмо в Министерство информации и к Генеральному прокурору Республики Казахстан, в котором, в частности, просила разъяснить некоторые положения, касающиеся вопросов телевизионного и радиовещания.

Из ответа Министерства, в частности, следует, что в случае принятия ряда новых законов (в том числе, закона «О СМИ») будет введен новый вид лицензирования: предусматривается лицензирование деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания (ранее в ряде законов фигурировало определение «услуги по трансляции телевизионных и звуковых программ»). Функции лицензиара в данной области передаются уполномоченному органу по средствам массовой информации (Министерству информации). Выдача разрешения на использование радиочастотного спектра, по-прежнему, будет закреплена за уполномоченным органом в области связи (Министерство связи).

Министерство информации сообщило также, что с началом действия ряда новых и уже действующих законов («О СМИ», «О связи», «О лицензировании» с предлагаемыми к нему поправками) лицензии, выданные ранее телерадиокомпаниям на предоставление услуг по трансляции телевизионных и радиопрограмм по эфирным сетям, системам спутникового вещания, кабельным и проводным сетям, будут подлежать аннулированию, и необходимо получение лицензии нового вида. Согласно письму, Министерством информации планируется выдача новых лицензий (взамен выданных ранее уполномоченным органом в области связи) без проведения конкурсных процедур.

Ниже мы приводим полный текст ответа Министерства информации (за подписью заместителя министра Ардака Досжана) на запрос НАТ Казахстана:

«На Ваши обращения в Министерство информации и к Генеральному прокурору Республики Казахстан относительно вопросов телевизионного и радиовещания сообщаем следующее.

Относительно обеспечения высокого качества телевизионных и радиосигналов.

Данные нормы заложены в целях защиты потребителя телевизионной и радиопродукции, которым является телезритель (радиослушатель).

Во-первых, профессиональные опоры спроектированы с учетом необходимости соблюдения санитарно-гигиенических и экологических нормативов в части предотвращения негативного влияния электромагнитных полей на окружающую среду и здоровье населения.

Во-вторых, забота о создании благоприятных условий для потребителя - возможность приема программ одной антенной с одного направления, так как для приема всех имеющихся в эфире телевизионных и радиопрограмм потребитель вынужден будет устанавливать несколько антенн для приема сигналов с разных направлений.

Относительно введения нового вида лицензирования. Законопроектом «О средствах массовой информации» предусматривается лицензирование деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания и передача функций лицензиара в данной области уполномоченному органу по средствам массовой информации.

Предусматриваемое лицензирование деятельности ЭСМИ будет давать право на производство собственных программ и распространение их, а также сторонних программ, независимо от способа доставки программ до потребителя (эфирная, кабельная, эфирно-кабельная или проводная сеть).

Выдача разрешения на использование радиочастотного спектра, по-прежнему, остается за уполномоченным органом в области связи.

Для создания условий по развитию социально-значимых программ и форм вещания, выдача лицензий предусматривается на конкурсной основе на заседании уже созданной правительственной Комиссии по итогам рассмотрения программных концепций вещания.

Передача функций лицензирования в сфере телерадиовещания согласована с уполномоченным органом в области связи и к тому же во внесенном в Парламент РК законопроекте «О связи» (статья 17) также повторяются вышеуказанные положения с дословным повтором наименования вида лицензирования.

Параллельно с этим Агентством по информатизации и связи подготовлен законопроект по внесению изменений в иные законы РК, в том числе закон «О лицензировании», где идет замена слов «услуги по трансляции телевизионных и звуковых программ» на «деятельность по организации телевизионного и радиовещания».

С вводом в действие вышеуказанных законопроектов, лицензии, выданные ранее телерадиоорганизациям на предоставление услуг по трансляции телевизионных и радиопрограмм по эфирным сетям, системам спутникового вещания, кабельным и проводным сетям будут подлежать аннулированию и получению нового вида лицензии. При этом, Министерством информации планируется выдача новых лицензий взамен выданных ранее уполномоченным органом в области связи без проведения конкурсных процедур. Данное обстоятельство будет учтено при разработке нового положения о лицензировании на деятельность по организации телевизионного и (или) радиовещания».


Комментарий юриста «Интерньюс-Казахстан» Сергея Власенко:

«На бумаге все выглядит гладко и красиво, все проникнуто заботой о потребителях массовой информации (зрителях, слушателях, читателях). Вот только реализация нормы «обеспечения высокого качества телевизионных и радиосигналов» возложена на телерадиокомпании и почему-то не берется во внимание то, что средствам массовой информации придется столкнуться с новыми проблемами в своей деятельности. И не исключено, что при их решении отдельные, ныне действующие, средства массовой информации могут прекратить свое существование. И тогда некоторые населенные пункты могут остаться совсем без СМИ, а это уже никак заботой о населении не назовешь.

Итак, с чем придется столкнуться средствам массовой информации в случае принятия нового закона «О средствах массовой информации»? Попробуем увидеть то, что скрывается под простым перечислением предполагаемых новых требований к телерадиокомпаниям. Следует также напомнить, что в настоящее время телерадиокомпании работают с соблюдением предъявляемых к ним требований. И, серьезных претензий к ним по соблюдению этих требований соответствующие органы не предъявляют (санитарная служба, управления по связи и информатизации).

Согласно проекту закона «О средствах массовой информации», предлагается размещать передающие антенные системы на специально спроектированных опорах «в целях обеспечения высокого качества телевизионных и радиосигналов».

Во-первых, не факт, что «специально спроектированные опоры» являются гарантом в отношении защиты от негативного влияния электромагнитных полей на окружающую среду и здоровье населения. Как известно, это зависит не от опор, а от передающих антенных систем, размещаемых на различных высотных сооружениях. Но чтобы их там разместить, нужно получить соответствующие разрешения, в том числе и от санитарной службы. И если нет разрешений, то никто антенные системы размещать не будет. Но если исходить из содержания письма, то получается, что практически все телерадиокомпании, которые используют свои передатчики не на специально спроектированных опорах, а на других высотных сооружениях, будут нарушать нормы нового закона.

Но если в настоящее время эти телерадиокомпании не имеют каких-либо предписаний по поводу неправильной эксплуатации передающих антенных систем, размещенных на различных высотных сооружениях, то это означает, что нет необходимости строить специально спроектированные опоры. Так как все проблемы, связанные с распространением радиоволн и влиянием их на окружающую среду, исходят от самого передатчика, а когда он соответствует установленным нормам, то никаких помех не будет и, следовательно, не важно, где он размещается - на специальной опоре или ином высотном сооружении.

Тогда невольно возникает вопрос: а зачем собственно вводить эту норму, создавая проблемы, как самим телерадиокомпаниям, так и населению? Зачем инспирировать волнение в обществе, ведь в случае принятия этой нормы, телерадиокомпании, которые не соблюдают эту норму, будут вынуждены временно прекратить свое вещание. Единственное объяснение, которое находится - принятие этой нормы позволит уполномоченному органу полностью контролировать деятельность телерадиокомпаний, так как все их передающие антенные системы, будут находиться в одном месте, специально спроектированной опоре, собственник которой может иметь непосредственное отношение к уполномоченному органу.

И никого не волнует вопрос: а смогут ли телерадиокомпании позволить себе такую роскошь, как построить специально спроектированную опору? Многие, скорее всего, не смогут – у них просто не хватит на это денег. Кроме того, даже если представить что какая-то телерадиокомпания построит такую опору, то где гарантия, что в последующем у этой телерадиокомпании не возникнет проблем с лицензией, и ее просто-напросто закроют; а что тогда делать с вышкой, кому она будет нужна?

С другой стороны, выходит, что если сами телерадиокомпании не в состоянии построить специально спроектированные опоры, значит, кто-то их будет строить или придется использовать уже имеющиеся опоры. Не получится ли так, что специально спроектированные опоры будут находиться в одних руках и таким образом, искусственно будет создан монополист. Этот монополист будет диктовать свои условия, с которыми телерадиокомпании будут вынуждены соглашаться, так как конкурента ему не будет.

Во-вторых, что касается «заботы о создании благоприятных условий для потребителя», т.е. возможности приема программ одной антенной в одном направлении, то, как показывает практика, расположение на специальных опорах нескольких передатчиков - еще не гарантия приема программ хорошего качества. Размещение несколько передатчиков на одной башне или опоре, может привести к созданию помех в работе передатчиков разных телекомпаний, что приведет к снижению качества приема программ потребителем.

Есть и еще один вопрос - он касается территории распространения теле- или радио- сигнала. Получается, что территория распространения будет определяться не телерадиокомпанией, а возможностями построенной «специально спроектированной опоры». И тем самым, это может привести к уменьшению охвата потенциальных телезрителей, которые смотрят программы данной телерадиокомпании. И в отдельных случаях, это может привести к тому, что население сможет смотреть только один какой-то канал, и этому каналу не будет альтернативы.

В третьих – вопрос выдачи лицензий. Он тоже имеет непосредственную связь со специально спроектированными опорами. Ныне действующие лицензии, выданные Агентством по информатизации и связи, согласно письму, подлежат аннулированию. Вместо них будут выдаваться новые лицензии. Но сразу возникает вопрос: а выдадут ли новые лицензии тем телерадиокомпаниям, у кого передающие антенные системы сейчас размещены не на специально спроектированных опорах, а на иных высотных сооружениях? Не приведет ли это к тому, что для получения новой лицензии им придется либо перейти на специально спроектированные опоры, либо прекратить свою деятельность? Ответов на эти вопросы пока нет.

12 февраля 2004 г. Подготовлено на основе соб. инф. и по материалам, предоставленным НАТ Казахстана

 

Вернуться на главную страницу Архив новостей Internews Kazakhstan


Fatal error: Class 'MLClient' not found in /var/www/vhosts/v-8293.webspace/www/old.internews.kz/images/lmods/inc.php on line 58