Internews Kazakhstan Новости на сайте Internews Network Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение новостей Internews Kazakhstan по электронной почте Архив новостей Internews Kazakhstan

Открытое письмо фонда "Адил соз" по поводу законопроекта о СМИ

депутатам Парламента,
журналистам Казахстана

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

о правительственном проекте закона "О средствах массовой информации в Республике Казахстан"

Работа над проектом нового закона РК "О средствах массовой информации" идет второй год. С упорством, достойным лучшего применения, Министерство культуры, информации и общественного согласия отметает все принципиальные демократические новации, предлагаемые общественностью. Проект закона, представленный МКИОС в феврале 2003 года на II Конгрессе журналистов, встретил резкую критику журналистов. В мае 2003 года доработанный законопроект обсуждался на заседании Постоянно Действующего Совещания по выработке предложений по демократизации и развитию гражданского общества (ПДС) и был отклонен. Однако министерство продолжило "проталкивать" свой вариант будущего закона. В итоге именно этот, имеющий множество недемократичных норм, проект направлен в Парламент как правительственный.

В нем учтены принципиально важные для СМИ предложения общественности об ограничении сроков исковой давности по делам о защите личных неимущественных прав и расширении прав СМИ в использовании изображений людей, ответственность СМИ за распространение недостоверных порочащих сведений ограничена одним из видов восстановления нарушенных прав - или публикацией опровержения, или взысканием материального и морального вреда, а также продекларированы гарантии государства по защите чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества журналиста как лица, преследующего общественно полезные цели, в связи с осуществлением им профессиональной деятельности.

Однако эти немногие новации - не более, чем ложка меда в бочке дегтя, каковым остается законопроект МКИОС в целом. Он по-прежнему не только не учитывает международные стандарты в сфере деятельности СМИ, но и значительно ухудшает их существующее правовое положение. Основное отличие последнего варианта законопроекта - завуалированность, но отнюдь не исключение ряда неоправданных ограничений.

Так, ранние варианты проекта содержали норму, которая открыто предоставляла МКИОС право превентивного отказа в постановке СМИ на учет по подозрению в возможности злоупотребления свободой слова: "если название, примерная тематика и/или специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации"; в последнем на сегодняшний день варианте эта же норма подана более закамуфлированно: "если: название, тематика средства массовой информации не соответствуют требованиям статьи 3 настоящего Закона". Разработчики этого документа сохранили в последнем варианте самые реакционные предложения, вызывающие аргументированную критику журналистов и юристов и идущие вразрез с конституционным принципом свободы слова. Вместо сужения перечня оснований, по которым может производиться приостановление и прекращение выпуска СМИ, а также конфискация их тиражей, случаями злоупотребления свободой слова, проект значительно этот перечень расширяет; устанавливает при отказе в предоставлении информации обязательный досудебный порядок рассмотрения таких споров вышестоящим органом; в нарушение всей ныне действующей системы права вводится понятие учредителя собственника СМИ как распорядителя имуществом собственника. В особенно тяжелое положение проект ставит электронные СМИ. Последний по счету вариант проекта закона по сравнению с предыдущими вместо лицензирования права на телерадиовещание (трансляцию) вводит понятие лицензирования деятельности по организации телерадиовещания, что не только расширит круг субъектов, чья деятельность подпадает под лицензирование, но и потребует получения новых лицензий всеми ныне действующими вещателями. Более того, проект трансформирует пресловутую Комиссию по распределению радиочастот в Комиссию по проведению конкурсов на получение права на телерадиовещание; вследствие этого Комиссия, наконец-то, на законном основании сможет проверять у конкурсантов весь спектр производственных, финансовых, договорных и творческих вопросов, к чему она, собственно, давно и стремилась. В угоду монополистам информационных сетей размещение передающих антенн допускается только на специально спроектированных и, следовательно, построенных опорах (мачтах, башнях).

Наша Конституция содержит самые демократичные нормы в отношении прессы. Статья 20 гарантирует гражданам, а, следовательно, и журналистам свободу слова, творчества, получения и распространения информации, запрещает цензуру. Статья 39 допускает возможность ограничения этих прав только в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения и лишь в той мере, в какой это вызывается необходимостью. Сегодня, как никогда ранее, необходимо реформировать в соответствии с этими конституционными принципами все действующее информационное законодательство.

В ныне действующем Уголовном кодексе целых шесть статей, в зависимости от статуса потерпевшего, устанавливают ответственность журналистов за нарушение личных неимущественных прав, таких, как честь и достоинство. Во всем мире эти права защищаются в гражданском порядке. Нормы Гражданского кодекса о защите чести и достоинства (общая часть) были приняты в период действия старой Конституции и во многом унаследовали принципы и подходы советской правовой системы, гарантировавшей свободу слова только в интересах построения социалистического общества и всегда предполагавшей заведомую виновность СМИ и журналиста. Предложения привести эти и многие другие законодательные нормы в соответствие с Конституцией 1995 содержатся в альтернативных законопроектах, подготовленных Фондом защиты свободы слова "Адил соз", партией "Ак жол", Конгрессом журналистов Казахстана и другими общественными организациями. Однако Министерство культуры, информации и общественного согласия - основной разработчик законопроекта - эти предложения по-прежнему игнорирует. Вместо этого оно предпочло расширить свои полномочия, которые в проекте закона о СМИ настолько гипертрофированы, что подобных на сегодняшний день не имеет ни один контрольный или надзорный орган.

От того, каким будет новый закон о средствах массовой информации, во многом зависит судьба отечественной журналистики и в целом право граждан на получение достоверной информации. Именно поэтому проект в редакции МКИОС как противоречащий интересам общества не может быть принят.

Мы обращаемся к журналистам Казахстана: будущий закон о СМИ - о нас и для нас. Нельзя оставлять его на произвол чиновников. Давайте вместе и открыто следить за его продвижением, предлагать, критиковать и контролировать. Мы обращаемся к депутатам в надежде, что при обсуждении и принятии закона о СМИ у наших избранников возобладают гражданская ответственность и политический разум, а не частные амбиции и чувство самосохранения, как это не раз бывало ранее.

Калеева Тамара,
президент Международного Фонда защиты свободы слова "Адил соз"

28 августа 2003 года

 

Вернуться на главную страницу Архив новостей Internews Kazakhstan