Internews Network Kazakhstan Новости на сайте Internews Network Kazakhstan

Подписка на получение новостей Internews Kazakhstan по электронной почте Архив новостей Internews Kazakhstan

Стабильность и демократия: стратегический вектор свободы слова

Историческое своеобразие социально-политического развития нашего общества и государства состоит в том, что Казахстан переживает переходный период к демократии. Десять лет существования независимого суверенного Казахстана прошли под знаком радикальных изменений во всех сферах жизнедеятельности казахстанского общества. Невольно вспоминаются слова из интервью десятилетней давности польского государственного деятеля Леха Валенсы. Когда в его бытность президентом спросили о том, каковы причины краха тоталитаризма, он показал на находившийся рядом телевизор и заявил: «Все это вышло оттуда».

Эпоха радикальных социально-экономических и политических преобразований, становления новой государственности, перехода от тоталитарного общественного обустройства к демократическому и в Казахстане состоялась благодаря СМИ. Именно они разрушили информационно-идеологический занавес тоталитаризма и открыли магистральный путь к демократии и плюралистическому развитию общественной мысли.

История демократизации в Казахстане - это во многом история казахстанской журналистики.

Путь казахстанской журналистики за десятилетие суверенного развития нашего государства и общества был ознаменован пиками зрительского и читательского интереса. Он сопровождался болезненной структурной ломкой, когда с информационной сцены сходили традиционные, коммунистические СМИ, а им на смену спешили новые теле- и радиокомпании, самиздатовские листовки перерастали в крупные издания, формируя демократическую философию информационной деятельности.

За это время изменились не только идейные парадигмы и информационное поле, в соответствии с которыми осуществляется содержательная творческая деятельность журналистов, но и принципы организации, тенденции развития СМИ.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать о том, что в целом информационный рынок Казахстана состоялся, он прошел период своего становления и вступил в фазу стабильного роста, который связан, прежде всего, с общеэкономическим положением в стране, покупательной способностью населения, платежеспособностью рекламодателей, приносящих львиную долю доходов большинства СМИ. Очевидной стала коммерциализация средств массовой информации как следствие формирования рекламно-информационного рынка в условиях развития национальной экономической системы. Национальный рынок СМИ становится сегментом общего товарного рынка, в котором функционируют те же правила, что и в экономике в целом, поэтому соучредителями средств массовой информации все активнее становятся коммерческие структуры, финансово-промышленные группы, банки.

То, что в стране уже существует целый ряд достаточно крепких и сильных СМИ, информационных медиа-холдингов, является одним из безусловных достижений проводимых социально-экономических и демократических преобразований.

Сегодня в Казахстане зарегистрировано свыше 1 600 средств массовой информации, и это является самым наглядным доказательством высокого уровня развития свободы слова и предпринимательства.

Напомню, что до 1990 года в республике издавалось всего 10 республиканских государственных периодических газет и журналов и выходило в эфир 21 негосударственное средство массовой информации.

По темпам развития СМИ мы значительно опережаем большинство стран Центральной Азии и Закавказья. Для сравнения: по имеющимся данным, на 1 января 2002 года действуют: в Азербайджане - более 500 СМИ, в Армении - около 900, Грузии - более 750, Кыргызстане - более 350, Таджикистане - более 200, Узбекистане - более 800.

При этом опережение касается не только количественного, но и качественного уровня наших средств массовой информации. В последние 10 лет наблюдается значительная тематическая дифференциация медиа-рынка. Если в советский период СМИ, в частности периодические издания, не сильно отличались друг от друга, то сегодня они разнятся и по содержанию, и по направленности, и по качеству.

Наряду с газетами и журналами общественно-политического характера начиная с 1997 года стали активно создаваться информационно-рекламные, развлекательные, религиозные, женские, молодежные, детские, научные, технические и другие специализированные издания. Сейчас в республике выходят в свет 761 информационное, 252 общественно-политических, 175 рекламных, 106 научных, 30 религиозной направленности, 21 женское, 27 молодежных и 38 детских печатных изданий.

На 2002 год общий их тираж составил более 6 миллионов экземпляров, что на 800 тысяч больше, чем в прошлом году. При этом наблюдается динамика роста республиканских газет и журналов, в том числе на казахском языке. Так, если в первые годы независимости в республике насчитывалось лишь несколько газет и журналов, издающихся на казахском языке, то к 1996 году их число увеличилось до 25. По состоянию же на 1 марта этого года в республике издаются 201 газета и 43 журнала на казахском языке.

Стремительно растут и тиражи казахскоязычных СМИ. В этом году они, например, существенно выросли у таких республиканских изданий, как «Егемен Казакстан», «Казак Адебиетi», «Ана тiлi», «Туркiстан», «Жас Алаш», «Улан» и «Балдырган». К примеру, по сравнению с 2001 годом рост тиража газеты «Егемен Казакстан» составил 168 %, «Жас Алаш» - 150, «Ана тiлi» - 148, «Казак Адебиетi» и «Туркiстан» - 130 %. Тираж республиканского детского журнала «Балдырган» составил свыше 36 тысяч экземпляров.

Кроме того, в настоящее время в республике издаются газеты и журналы на узбекском, украинском, немецком, корейском, уйгурском и других языках. При этом, несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство изыскивает возможности осуществлять финансирование периодических изданий национальных меньшинств за счет государственного заказа, чего практически не наблюдается ни в одной из стран бывшего постсоветского пространства.

Качественное и количественное расширение сферы независимых масс медиа, растущая конкуренция на информационном рынке привели к тому, что все СМИ начали активно искать и занимать ранее не занятые ниши и направления работы, чтобы удовлетворять разносторонние интересы общества в получении той или иной информации и благодаря этому удерживать свои позиции. Процессы глобальной информационной революции не обошли и информационный рынок: форматы и типы изданий, а также их содержание все более приближаются к мировым стандартам.

Претерпели радикальные преобразования социальные основания деятельности СМИ, что связано с возникновением новых собственников, социальных слоев, политических групп, партий, движений. А это, в свою очередь, привело к тому, что все они, получая широкие возможности, заявляют о своих целях, проводят свои взгляды, отстаивают свои интересы, активно используя СМИ. Так, доля негосударственных СМИ в Казахстане составляет сегодня около 80 %. Собственниками 139 масс медиа являются общественные объединения, из них 9 - издания политических партий.

Одна из позитивных тенденций последних десяти лет - увеличение количества телевизионных и радиопрограмм: республиканские электронные СМИ представлены в настоящее время 7 телевизионными и 4 радиопрограммами.

За последние годы значительно расширилась «география» деятельности зарубежных СМИ на территории Казахстана. Сегодня в республике аккредитовано более 80 представителей зарубежных масс медиа из двух десятков стран мира, в том числе таких крупнейших информационных агентств, как Би-би-си, Ассошиэйтед Пресс, Рейтер, Франс Пресс, Синьхуа, «Азат-Свобода» и другие.

Благодаря открытой информационной политике в Казахстане распространяются программы Би-би-си, «Немецкой волны», Узбекского телевидения, практически все ведущие московские российские телеканалы. В стране получают развитие Интернет, спутниковое и эфирно-кабельное телевидение.

За эти 10 лет масс медиа страны, наряду с функциями, свойственными журналистике любой страны, достойно и с высокой ответственностью выполняли задачи, присущие именно казахстанским СМИ, внесли значимый вклад в развитие демократических преобразований. Они выполняли эти задачи в условиях развития молодого независимого государства, с имевшимися у него проблемами экономического и социального развития, геополитического положения, полиэтничности и многих других факторов.

СМИ участвовали в решении этих проблем тем, что не только информировали население, но и формировали новую экономическую и политическую культуру казахстанцев, пропагандировали ценности духовного и культурного единства, гуманизма, толерантности.

В широком историческом смысле они были и остаются ключевым средством формирования социальной активности гражданского общества Казахстана.

В нашей стране к СМИ особое отношение, народ всегда доверяет и прислушивается к сказанному с телеэкрана или со страниц газеты. Поэтому без преувеличения можно сказать, что журналистика явилась фактором, изменившим общественное сознание граждан республики.

Разумеется, этот процесс не был простым, стихийным или однозначно предопределенным, а обусловливался целенаправленной государственной информационной политикой.

В условиях советского времени информационное поле создавалось за счет трех факторов: поддержания союзной системы ретрансляции на территорию Казахстана; перепечатки центральных изданий; функционирования казахстанских СМИ в общесоюзном режиме.

В начале 1990-х гг. перед Казахстаном, как новым суверенным государством, стоял ряд задач: разработка и реализация государственной политики в области СМИ, создание новой нормативно-правовой базы, формирование единого информационного пространства, разработка политики информационного обеспечения проводимых реформ; установление плодотворного сотрудничества в информационной сфере со странами СНГ и дальнего зарубежья.

Современный французский ученый Бернар Эдельман высказал очень точное суждение: «Как и всякая свобода, свобода печати управляется следующим парадоксальным принципом: организовать ее - значит ограничить, дать ей полную свободу - значит убить ее». Отсюда он вывел интересную формулу свободы СМИ: «Организация свободы печати является непременным условием ее существования». А такая организация может быть осуществлена через законодательство о СМИ и профессиональную этику журналистов.

Основные принципы информационной политики нашего государства реализуются, прежде всего, посредством ее правового обеспечения. В этой связи надо отметить, что приверженность Казахстана основным демократическим принципам и нормам, провозглашенным в международных документах, была закреплена в самых первых конституционных актах республики. А в числе первых законов суверенного Казахстана был Закон «О печати и других средствах массовой информации» 1991 года, новизна и демократичность норм которого послужили мощным фактором бурного развития казахстанских СМИ не только в первые годы развития нашей страны, но и во все последующие.

Сегодня очевидно, что закон о печати 1991 года сыграл значительную роль в становлении и развитии информационного пространства Казахстана и выполнил свою миссию. Но объективно время требовало совершенствования законодательной базы в сфере СМИ.

Новый закон, подготовленный по поручению главы государства с участием представителей государственных и общественных организаций, при широком и активном обсуждении гражданскими объединениями, с учетом богатого международного опыта правового регулирования в сфере средств массовой информации, с внесенными в него дополнениями и изменениями, значительно расширил и законодательно утвердил права и свободы средств массовой информации и журналистов.

Именно этим законом был введен категорический запрет на цензуру, ликвидирована монополия государства на СМИ, урегулированы новые правовые и экономические взаимоотношения в информационной сфере; введен упрощенный порядок постановки СМИ на учет и многие другие демократические нормы, послужившие катализатором динамичного развития информационного рынка страны. Поэтому сегодня журналистам, всем казахстанским средствам массовой информации надо помнить главное - нужно уважать национальное законодательство, и тогда многие проблемы взаимоотношений СМИ и государства, СМИ и общества будут преодолены.

Хорошо, конечно, когда СМИ говорят о злоупотреблениях чиновников, выявляют факты нарушений законности. Но ведь критиковать других - это одно, а чтобы самим неукоснительно соблюдать законы - требуется желание и воля. «Закон суров, но он закон», - говорили древние. Его требования едины для всех. Поэтому не стоит выражать недовольство, когда закон касается журналистов, важно иметь и собственное правосознание.

В этом контексте хотелось бы привести слова главы государства Н. А. Назарбаева, произнесенные им 29 марта 2002 г. на расширенном совещании руководителей правоохранительных органов республики. Нурсултан Абишевич, в частности, подчеркнул, что Казахстан - демократическая страна, где свобода слова и независимые СМИ - важнейшие элементы гражданского общества, но демократия может сохраниться и развиваться только в законопослушном обществе, стабильном государстве. Поэтому и все СМИ, отметил глава государства, отстаивая постулаты свободного общества, обязаны целенаправленно внедрять культ законопослушного поведения, формировать уважение к закону, к подлинным духовным ценностям, общепринятым нормам поведения.

Актуален и вопрос присутствия государственного языка в электронных СМИ. Независимости нашей Родины уже больше 10 лет, поэтому это вопрос не только правовой - он касается проблем патриотизма и гражданской ответственности, гражданского долга перед нашей историей.

Здесь мы не изобретаем велосипеда. Меры по защите собственного языка и культуры осуществляются во многих развитых странах. Во Франции, например, с 1 января 1996 года все французские радиостанции должны в обязательном порядке (этого требует закон) включать в свои программы не менее 40 % французских песен.

Наша Конституция ясно гласит, что государственный язык в Казахстане - казахский, и в законе о СМИ записано, что 50 % вещания всех телеканалов должно быть, соответственно, на казахском языке. Это требование закона. Поэтому никаких кривотолков и инсинуаций в этом вопросе быть не должно.

Вместе с тем очевидно, что государство обязано не только контролировать и требовать, но и по возможности помогать, стимулировать развитие государственного языка.

Как известно, на первом конгрессе журналистов Казахстана, прошедшем 12 марта в Астане, Президент в своей речи акцентировал внимание на вопросах содействия всем казахстанским телерадиокомпаниям в получении права доступа и авторских прав на архивные видеоматериалы на государственном языке из Золотого фонда кино - фотодокументов в целях развития отечественного сектора СМИ, популяризации нашей истории.

Сегодня существуют все условия для реализации этой инициативы главы государства. За 60 лет в архиве отечественного Золотого фонда кино- и фотодокументов уже собрано 500 тысяч материалов, среди которых - 27 тысяч кинодокументов. На сегодняшний день фонд национальной кинокомпании «Казахфильм» включает более 2 тысяч кинофильмов на казахском языке и более 11 тысяч отечественных и зарубежных кинолент. К тому же надо заметить, что национальная кинокомпания уже подготовила 40 кинофильмов для использования телекомпаниями в режиме «Бетакам». Один такой фильм телекомпаниям обойдется всего в 45 тысяч тенге.

Очевидно, что от делового сотрудничества между национальной кинокомпанией, Золотым фондом кинофотодокументов, с одной стороны, и телекомпаниями, с другой, выиграют все: и заинтересованные партнеры, и зрители, и национальная история, и культура.

Кроме того, государство взяло на себя обязательство поддерживать отечественные СМИ посредством создания режима наибольшего экономического благоприятствования.

Ряд конкретных мер по созданию экономических условий динамичного развития СМИ был принят в 2001 году. Так, согласно подписанному Президентом страны Закону «О внесении изменений и дополнений в Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» все периодические издания, за исключением тех, в которых реклама составляет более 2/3 площади печатного материала, освобождены от НДС. Механизм поддержки электронных СМИ несколько иной. Их обороты по производству и распространению продукции собственного производства, а также рекламных услуг облагаются налогом по нулевой ставке. То есть республиканский бюджет будет возмещать телерадиокомпаниям 16 % их расходов по производству теле- и радиопродукции. Эти налоговые послабления - достаточно веский стимул для развития отечественного информационного рынка и его реальная поддержка.

Еще одним приоритетом в государственной информационной политике являются либерализация процедуры получения и удешевление стоимости номиналов радиочастот. В соответствии с законами «О связи» и «О лицензировании» лицензии на право трансляции телевизионных и радиовещательных программ выдаются физическим и юридическим лицам Министерством транспорта и коммуникаций по согласованию с МКИОС. Ранее в МКИОС действовала межведомственная Комиссия по предоставлению права использования номиналов радиочастот в РК.

В этом году статус комиссии поднят до уровня правительственной с тем, чтобы ее работа была абсолютно прозрачна и не вызывала никаких вопросов. 11 февраля этого года постановлением Правительства был утвержден состав Комиссии по проведению конкурсов на получение права на наземное телерадиовещание в Казахстане. В нее вошли заместитель Премьер-Министра, депутат Мажилиса РК, представители международной организации «Internews Network», Ассоциации телерадиовещателей Казахстана, представители других заинтересованных министерств и ведомств.

За короткий срок уже прошло три заседания комиссии. Теперь на конкурс будут выставляться уже рассчитанные свободные каналы, а также те, разрешения на которые будут отозваны у телерадиокомпаний, допускающих нарушения казахстанского законодательства. Комиссией также будет осуществляться контроль за выполнением телекомпаниями условий лицензий.

В этой связи надо отметить и вопрос о тарифных ставках для пользователей радиочастот.

13 сентября 1999 года постановлением Правительства РК № 1387 «Об установлении платы за использование радиочастотного ресурса Республики Казахстан, включая платежи, связанные с вводом в эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств на территории Республики Казахстан» ставки за использование РЧС были снижены от 3 до 5 раз от существовавших ранее. Постановлением Правительства № 825 от 15 июня 2001 года еще раз, и весьма значительно, были снижены ставки плат за использование радиочастотного ресурса.

К числу конкретных мер, предпринятых государством в целях дальнейшей демократизации отечественных СМИ, необходимо также отнести введение в Уголовный кодекс норм, касающихся защиты прав журналистов при выполнении ими профессиональных обязанностей. Эти меры помогут добиться осуществления нескольких стратегических задач: создать дополнительные рабочие места и условия для специалистов-профессионалов, повысить роль государственного языка, а также поднять на новый качественный уровень работу телерадиокомпаний и печатных изданий.

Основные приоритеты в своей деятельности на ближайшую перспективу мы перевели на язык конкретных мероприятий.

Первое. Совершенствование нормативно-правовой базы как важного условия развития масс медиа (в 2002 году разработать: проект закона «О телерадиовещании в Республике Казахстан»; правила учета иностранных СМИ, распространяемых в Казахстане; принять Государственную программу развития телерадиовещания в РК на 2002-2005 годы).

Второе. Развитие инфраструктуры СМИ и коммуникаций (в 2002 году организовать сеть спутникового телерадиовещания с непосредственным приемом; начать опытную эксплуатацию цифрового эфирного телерадиовещания в Алматы; организовать коммерческую эксплуатацию цифрового эфирного телерадиовещания в Алматы; в 2002-2004 гг. организовать в крупных городах Казахстана сети кабельного телевидения; в 2002-2004 гг. обеспечить проведение заседаний Комиссии по проведению конкурсов на получение права на наземное телерадиовещание в РК).

Третье. Создание оптимальных условий для эффективной деятельности казахстанских средств массовой информации (в 2002-2004 гг. обеспечить проведение конкурсов и эффективное выполнение СМИ госзаказа с полным освещением всех его тематических направлений).

Реализация этих мер позволит: повысить качество информационного присутствия государства на отечественном рынке масс медиа; обеспечить рост качественного и количественного уровня печатных и электронных СМИ, работающих в рамках государственного заказа; усовершенствовать систему государственного регулирования в секторе печатных СМИ и телерадиовещания; создать необходимую правовую и нормативную базу сектора СМИ; обеспечить оптимальные условия функционирования сетей радио- и телевизионного вещания РК; создать благоприятные условия для выхода программ телевизионного и радиовещания на страны СНГ и дальнего зарубежья и укрепить позитивный имидж Казахстана.

В конечном итоге все это делается ради одной цели - поддержать отечественного журналиста, обеспечить большую финансовую независимость, а следовательно, и свободу СМИ.

Свобода СМИ - высшая ценность, которая не должна служить «дубинкой» «информационных войн», поэтому в освещении любых вопросов журналисту надо стоять на здравых позициях, не поддаваясь эмоциям, понимая причинно-следственные связи во всей их сложности. Средства массовой информации - это прежде всего инструмент баланса сил в обществе, экономике и предпринимательстве. Как сказал один из столпов американской демократии, «газетами владеют отдельные личности и корпорации, но свобода прессы принадлежит народу».

Провозглашение информационной полисубъектности и свободы слова не привели сами по себе к утверждению новой цивилизованной казахстанской журналистики. И это обернулось кризисными явлениями информационной системы, характеризующейся отсутствием общей, интегрирующей идеи прогресса, противостоянием рыночных информационных субъектов, нарушением этики во взаимоотношениях журналистов и потребителей информации.

Когда мы говорим о политической стабильности, межнациональном согласии, то речь идет и о взаимопонимании, и, разумеется, об информации и средствах общения. Стабильность и согласие - это безусловное требование нашего времени и укрепления общественного доверия. А доверие является вопросом общения, взаимопонимания, а значит, и взаимного информирования.

В этой связи надо отметить, что основное призвание казахстанских СМИ заключается в содействии активному участию граждан в решении жизненно важных для общества и государства проблем, формировании продуктивного общественного сознания, культивировании навыков к сотрудничеству и согласию, консолидации и объединении граждан. Именно на этом пути масс медиа в условиях становления демократического, правового государства могут обрести, говоря словами философа Г. Лассуэла, статус «молота и наковальни социальной солидарности».

Поэтому одна из главных проблем в деятельности казахстанских масс медиа связана с нравственным здоровьем и духовной культурой подрастающего поколения. Поэтому СМИ должны осознавать свою долю ответственности за осуществление, формирование и защиту тех моральных устоев, которые достались нам от наших предков.

Мы всегда говорим, что СМИ должны быть зеркалом действительности. Однако надо признать, что полная картина действительности - это и позитивные, и негативные стороны жизни. Преднамеренный акцент на одной из них - либо необоснованное восхваление, либо огульное охаивание - это стремление к зеркальному отражению видимости, которая не имеет ничего общего с реальной действительностью. А если существуют какие-либо недостатки, присущие всему нашему обществу, то надо признать, что не в последнюю очередь ответственность за это разделяют и СМИ.

Сегодня трудно назвать издание, телеканал или веб-сайт, которые бы на протяжении последних лет всегда и во всем сохраняли полную объективность по отношению к происходящим процессам. Все отличились в гонке за «лидерами», одни справа, другие слева, доходило вплоть до виртуального выяснения отношений. Но этот марафон нельзя затягивать, иначе зрители и читатели потеряют самое важное для СМИ - доверие.

Независимость стала восприниматься, прежде всего, как право критиковать всех без разбору, направо и налево, заполнять пространство СМИ личными нападками. Это говорит не столько об отсутствии профессионализма, сколько об одномерном способе мышления.

Еще великий Гегель писал, что «дефиниция свободы печати как свободы говорить и писать что угодно аналогична пониманию свободы вообще, как свободы делать что угодно. Такие речи связаны с совершенно необразованным, примитивным и поверхностным представлением».

Свобода слова не безбрежна. Она способна не только вдохновлять и созидать, но и разрушать. Она не только делает политику, но и формирует общественное мнение и массовое сознание, от которых зависит завтрашний день. Свобода слова в действительности есть ответственность журналистской совести.

Иные журналисты не могут устоять перед соблазном - делать политику вместо журналистики, подчинив вторую первой. Но журналистика - форма общественного мониторинга и надзора над политикой и в этом смысле является высокой, моральной профессией. Не случайно именно сегодня самими журналистами поднимаются вопросы об информационной экологии, о загрязненности и низких качествах показателей информационного поля, в котором живут казахстанцы.

Выход из этой ситуации состоит для журналистов не в том, чтобы кидаться в новую крайность - к другим, «хорошим» хозяевам, или выстраиваться под опеку государства. Определять дальнейший путь своего развития каждая информационная структура вправе самостоятельно. Речь идет о другом. О том, чтобы казахстанское общество пришло к нормальному положению дел, когда СМИ являются не инструментом «черного пиара», а инструментом объективной передачи информации, интегрирующим началом. Телеэкраны и полосы газет не должны быть местом межпартийных ристалищ и выяснения отношений, они должны стать творческим поприщем утверждения общенациональных идей, заложенных в нашей Конституции, нормального, поступательного движения вперед, как это происходит в тех же США, Германии, Франции и других странах.

Международный опыт свидетельствует, что кодексы журналистской этики существуют во всех цивилизованных странах мира.

Еще на Втором Всемирном конгрессе Международной федерации журналистов в г. Бордо 25-28 апреля 1954 г. была принята Декларация принципов поведения журналистов. Она стала исходной, модельной базой для принятия аналогичных документов во всех демократических странах.

Далеко ходить за примерами не будем. Вот опыт соседней России. Ее журналистское сообщество за последнее десятилетие демократического развития приняло ряд документов в этой области: Кодекс этических норм от 1996 г., Кодекс профессиональной этики российского журналиста от 1994 г., Московскую хартию журналистов от 1994 г., Хартию телерадиовещателей, Положение о принципах и системе общественного контроля за соблюдением журналистами положений кодекса профессиональной этики российского журналиста.

В результате в России сегодня существуют в рамках Союза журналистов России Совет по профессиональной этике, советы по профессиональной этике республиканских в составе РФ, краевых, областных журналистских союзов, союзов журналистов городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Отрадно, что и казахстанские журналисты на конгрессе одобрили идею создания кодекса профессиональной этики журналиста, избрали инициативную группу представителей от всех областей для продолжения работы в этом направлении, а также для создания в перспективе исполкома конгресса и национального совета при Президенте. Была принята резолюция и одобрено решение о проведении второго конгресса журналистов в Шымкенте.

Иными словами, в журналистском сообществе положено начало созданию механизмов самоуправления, а проведение общенационального профессионального форума, по-видимому, станет доброй традицией.

И такие инициативы нуждаются в поддержке - надо смело перенимать опыт демократических стран и выработать собственный кодекс профессиональной этики казахстанского журналиста, создать совет по профессиональной этике журналистов Казахстана и сформировать его состав из самых авторитетных представителей профессионального цеха.

На мой взгляд, в новейшей истории нашего государства на СМИ, как одну из опорных точек общества и государства, возлагается историческая ответственность: аналитическое переосмысление прошлого, взвешенные оценки настоящего, формирование новых ценностно-нормативных установок на будущее. Поэтому хотелось бы высказать следующую мысль. Политическая конъюнктура, ситуационные обстоятельства повседневности всегда диктуют будничные темы профессиональному журналисту.

Беспокоиться только о сиюминутном в ущерб памяти о прошлом и думам о будущем - означает ограничивать пространство социума, втискивать жизнь в рамки узкого, лишенного исторического смысла «здесь и теперь».

Не думаю, что надо писать под диктовку времени. Казахстанская журналистика сегодня не инфантильна, чтобы делать это. Она должна стать полноправным соавтором настоящей эпохи, нашего Времени, расширяя горизонт исторического осмысления настоящего, прошлого, будущего. Ведь история изучается не только по учебникам истории, но и по подшивкам печати, архивам теле- и радиопередач.

Кстати, в настоящее время нашим министерством совместно с исследовательской группой профессора С. К. Козыбаева начата работа по подготовке «Энциклопедии казахстанской журналистики и СМИ». Это будет первое в СНГ специализированное издание.

Все это - важные вехи, этапы становления масс медиа нашего государства, происходящие в атмосфере доверия, открытости и демократичности.

Мухтар КУЛ-МУХАММЕД,
министр культуры, информации и общественного согласия РК

 

Новости на сайте Internews Network Kazakhstan Новости на сайте Internews Network Kazakhstan