Internews Network Kazakhstan Новости на сайте Internews Network Kazakhstan

Подписка на получение новостей Internews Kazakhstan по электронной почте Архив новостей Internews Kazakhstan

Пресс-релиз

6 июня 2002 г.

24 мая 2002 г. Алматинский городской суд (суд первой инстанции) вынес решение по иску Рахата Алиева к представительству Международной организации «Интерньюс Нетуорк» в Казахстане о защите чести и достоинства.

Международные наблюдатели (Центр ОБСЕ в Алматы, USAID, Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз», независимые эксперты и др.) оценили ведение судебного процесса как «тенденциозное». Это был видно по поведению противной стороны и судьи Алматинского городского суда У. Есбергенова. На протяжении всего процесса он проигнорировал практически все ходатайства и заявления «Интерньюс-Казахстан», чего не было по отношению к ходатайствам и заявлениям истца.

Рахат Алиев, бывший заместитель председателя КНБ РК, бывший заместитель начальника службы охраны Президента республики, ныне президент Национального Олимпийского Комитета (НОК), 5 декабря 2001 г. подал исковое заявление в Алмалинский районный суд Алматы о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда в размере 20 млн. тенге (это примерно 140-150 тысяч долларов США) за статью «Хабаризация всей страны», которая была опубликована на веб-сайте «Интерньюс-Казахстан» в августе-сентябре 2001 г. (электронный бюллетень «Internews Network - Казахстан» N 23 (117) от 20/08- 02/09 2001 г.).

Поскольку Представительство «Интерньюс Нетуорк» в Казахстане является международной организацией, а согласно законодательству, гражданские дела, одной из сторон в которых является международная или иностранная организация, рассматриваются областными (и приравненными к ним судами) в качестве судов первой инстанции. Дело было передано в городской суд Алматы.

В исковом заявлении первоначально было 4 требования. Позже истец снял требования, касающиеся компенсации за моральный вред. Остались пункты: признание сведений недействительными и опубликование опровержения.

Сведениями, не соответствующими действительности, порочащими его честь и достоинство в общественном мнении, г-н Алиев посчитал следующее:

«Д. Назарбаева и ее супруг - первый заместитель председателя КНБ РК Рахат Алиев, владеют или кон­тролируют (прямо или косвенно) несколько теле- и радиосетей, объединенных неформально в медиа-холдинг (теле­каналы Хабар, КТК, НТК, «ОРТ-Казахстан», радиостанция «Европа плюс Казахстан», «Хит ФМ-Хабар», «Русское радио», «Радио Ретро-Караван», газеты «Новое поколение», «Караван», типография «Каравана», инфор­мационное агентство «Kazakhstan Today», рекламное агентство TV-Media и др.).

В этом же ряду стоят теле­коммуникационная компания КАТЕЛКО, «Казахстанская вещательная корпорация». Зимой 2000 года постанов­лением правительства две организации, в ведении которых находились телерадиопередающие средства (передатчики, телевышки, телецентры и т.п.) были реорганизованы и права владения и пользования государственным пакетом акций новоиспеченной организации были переданы «КВК-Казахстанской Вещательной Корпорации», учредителем которой является группа юридических и физических лиц. Эксперты задаются вопросом: кому была выгодна прива­тизация госсобственности?» (цитируется по исковому заявлению).

Однако уже в исковом заявлении в начале первого абзаца было пропущено целое предложение: «Эксперты по СМИ говорят, что сегодня все крупные казахстанские СМИ фактически перешли в собственность членов семьи президента страны, либо частных лиц, близких к президентским кругам».

Второй абзац был изложен следующим образом: «В этом же ряду стоят телекоммуникационная компания КАТЕЛКО, «Казахстанская Вещательная Корпорация» (зимой 2000 года постановлением правительства две организации, в ведении которых находились телерадиопередающие средства (передатчики, телевышки, телецентры и т.п.) были реорганизованы и права владения и пользования государственным пакетом акций новоиспеченной организации были переданы «КВК - Казахстанской Вещательной Корпорации», учредителем которой является группа юридических и физических лиц. Эксперты задаются вопросом, кому была выгодна приватизация госсобственности?)».

«Интерньюс-Казахстан» заявлял ходатайство о проведении литературоведческой и лингвистической экспертиз, но в проведении их было отказано. Суд удовлетворил ходатайство истца (Р.Алиева) о проведении судебной психолого-филологической экспертизы, которая была осуществлена Центральной (Алматинской) научно-производственной лабораторией судебной экспертизы в марте 2002 г. Экспертиза была сделана с многочисленными нарушениями - так, имела место перестановка отдельных слов в предложении, что не могло не исказить смысл написанного и позволить эксперту сделать неверный, по нашему мнению, вывод о том, что в статье содержится сведения, «дающие негативную оценку истцу».

30 мая были получены результаты независимой экспертизы (экспертное заключение N28/5), которая была проведена Гильдией лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (Москва, Россия). Заключение экспертов: в публикации не содержится оскорбительной лексики, высказываний, содержащих негативную оценку личности Р.Алиева, автор пользуется сведениями и мнениями, сформулированными другими журналистами или субъектами информационной и политической деятельности, текст написан в жанре критической статьи, в сущностные характеристики которой входит наличие мнений по тем или иным важным вопросам (высказываться по этим вопросам, поднимать их, вызывать к ним интерес широкой общественности - профессиональная задача журналистики).

Согласно ст. 26 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. «О средствах массовой информации», главный редактор (редактор), а равно журналист не несут ответственности за распространение в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности:

1) если эти сведения содержались в официальных сообщениях и документах;

2) если сведения получены от информационных агентств;

3) если они являются дословным воспроизведением официальных выступлений депутатов представительных органов, должностных лиц государственных органов, организаций и граждан».

Приведенные в исковом заявлении фрагменты текста из статьи не являются собственным утверждением журналиста или редактора, а практически дословно воспроизводят как информацию, опубликованную в официальном документе - Докладе Госдепартамента США о практике в области прав человека за 1999 год, так и сведения, содержащиеся в материалах, размещенных на других веб-сайтах и в печатных изданиях, а также сведения, содержащиеся в выступлениях организаций и граждан. Аналогичная информация в том или ином виде содержится еще в ряде публикаций на веб-сайтах и в печатных СМИ (в том числе, была размещена на сайте Каспийского информационного агентства).

Однако Алматинский городской суд не посчитал доклад Госдепартамента США о практике в области прав человека за 1999 год, ежегодный отчет неправительственной организации «Комитет защиты журналистов» официальными сообщениями или официальным документами, не принял во внимание ссылки на другие источники и сославшись на результаты экспертизы, которые оспариваются отчетчиком («Интерньюс»), 24 мая вынес решение: признать сведения, распространенные бюллетенем «Интерньюс-Казахстан», не соответствующими действительности и опубликовать опровержение.

Сегодня «Интерньюс-Казахстан» подал аппеляционную жалобу в Коллегию по гражданским делам Верховного Суда РК.

«Интерньюс-Казахстан» считает, что только нормальное цивилизованное обсуждение проблем общества и СМИ позволит находить разумные пути их решения. И если в Казахстане существует монополия на СМИ, если эксперты эту проблему обсуждают, то никакими запретами, исками и угрозами не удастся заставить людей молчать.

Мы расцениваем этот иск как давление на международную общественную организацию, работающую, в числе других, по проектам помощи Республике Казахстан. Этим иском оспаривается право международных общественных организаций на собственную оценку ситуации в Казахстане, право на собственное мнение экспертов, пишущих о Казахстане, право ссылок на мнения и комментарии специалистов.

Дополнительная информация:

бюллетени за 2001 год: N 30 (124), N 31 (125), бюллетени за 2002 год: N 2 (127), N 3 (128).

 

Новости на сайте Internews Network Kazakhstan Новости на сайте Internews Network Kazakhstan