Internews Kazakhstan Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Новости раздела Законодательство Законодательство о средствах массовой информации Комментарии к материалам раздела Законодательство Различные ситуации с точки зрения закона Форум о средствах массовой информации и законодательстве Казахстана

Обязанности журналиста

Журналист обязан уважать законные права и интересы физических и юридических лиц.

Наличие такой обязанности является той миной, которая может создать журналисту дополнительные проблемы, так как эти законные права и интересы физических и юридических лиц присутствуют в других законодательных актах. Попробуем в это внести некоторую ясность для журналиста.

Так статья 115 Гражданского кодекса среди объектов гражданских прав называет неприкосновенность частной жизни. И данной нормой часто пользуются различные должностные лица, путая понятия своей частной жизни и своей публичной деятельность государственного служащего или общественного деятеля. К сожалению и в законодательстве не найдешь правовых критериев, где для таких лиц заканчивается публичная деятельность и начинается частная жизнь и, наоборот, а как быть в тех случаях когда может иметь место их сочетание.

В то время, как статья 142 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, если эти действия причинили вред правам и законным интересам этого лица. Из чего следует, что если журналист собирает информацию о каком-то лице, то это необходимо делать с согласия этого лица.

Еще один критерий, который помогает отделить частную жизнь лица от его публичной деятельности, есть в статье 48 закона “О земле”. Эта статья запрещает находится физическим лицам на земельном участке, находящимся в чей-то частной или землепользовании собственности, если частный собственник или землепользователь предпринял меры к тому, чтобы обозначить, что вход на его участок без его разрешения не допускается, то есть любое лицо не должно причинять своим присутствием беспокойств частному собственнику или землепользователю. Так что наличие забора или табличек посторонним вход запрещен, является свидетельством того, что здесь находится частная собственность, и за нахождение на ней могут привлечь к ответственности.

Эта же статья 48 закона “О земле” предусматривает возможность для физических лиц свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего пользования земельных участках.

Каждый человек имеет право на собственное изображение, но опять же журналисту приходится сталкиваться с теми проблемами, когда это изображение затрагивает частную жизнь лица или его публичную деятельность. Как быть? Видимо также, как и с ситуацией в отношении неприкосновенности частной жизни.

Сказанное выше может служить примерными ориентирами в отношения частной жизни должностных лиц, а все-то что делается должностными лицами при исполнении ими служебных обязанностей, следует относить к их публичной деятельности.

Статьи 144 и 145 Гражданского кодекса касаются прав граждан на охрану тайны личной жизни, в том числе тайны переписки, телефонных переговоров, дневников, заметок, записок, интимной жизни, усыновления, рождения, врачебной, адвокатской тайны, тайны банковских вкладов.

Журналисту по роду своей деятельности приходится сталкиваться с различными сферами деятельности разных категорий населения. И в таких случаях журналисты могут стать невольными распространителями той информации, которая разглашению не подлежит. А ответственность за разглашение такой информации возложена на других лиц (врач, адвокат, социальный работник и пр.). А теперь назовем некоторые из них.

Особенно это касается информации, которую журналист хочет получить в любом лечебном учреждении, но для этого необходимо получить согласие руководителя лечебного учреждения или лечащего врача

Так в статье 67 Закона "Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан" говорится о том, что медицинские и фармацевтические работники обязаны не разглашать ставших им известными при исполнении профессиональных обязанностей, сведений о болезнях, интимной и семейной жизни граждан.

Статья 8 Закона “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” предусматривает, что сведения о наличии у гражданина психиатрического расстройства, факты обращения за психиатрической помощью и лечение в организации, оказывающей такую помощь, а также за иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной охраняемой законом.

Статья 11 Закона “О профилактике заболевания СПИД” предписывает медицинским работникам и другим лицам, которым в связи с выполнением служебных обязанностей стали известны сведения о лицах, инфицированных вирусом иммунодефицита человека и больных СПИД, обязаны сохранять эти сведения в тайне, охраняемой законом.

За разглашение врачебной тайны предусмотрена статьей 144 Уголовного кодекса ответственность.

Также уголовная ответственность (статья 135 Уголовного кодекса) предусмотрена за разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления, как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений.

Журналистам следует знать и о таких вещах, что не только сам факт обращения к адвокату является адвокатской тайной, но и иная информация, касающаяся оказания юридической помощи. А адвокат, разгласивший сведения, относящиеся к адвокатской тайне, без согласия лица, обратившегося за помощью, несет ответственность в соответствии с законом.

Кроме получения информации от государственных структур, журналист за получением часто обращается в различные предпринимательские структуры. И в таких случаях он часто получает отказ в предоставлении такой информации, со ссылкой на то, что она является коммерческой тайной.

Попробуем разобраться, какая информация может быть коммерческой тайной, а какая нет. Сначала обратимся к Закону “О защите и поддержке частного предпринимательства”. Статья 21 этого Закона, говорит о том, что под коммерческой тайной понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью хозяйственного субъекта, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяются хозяйствующими субъектами, о чем заинтересованные лица извещаются в письменной форме.

Из этого следует, что если уж ссылаются в предоставлении информации на то, что она является коммерческой тайной, то это должно быть оформлено в письменном виде со ссылкой на это. Это в дальнейшем позволит обжаловать отказ в предоставлении информации. Ну а в тех случаях, если к журналисту предъявляют претензии на, то что он разгласил коммерческую тайну, то эти претензии должны быть не пустой фразой, а подтверждены тем, что она действительно является таковой. Если она является коммерческой тайной, то тогда должен быть нанесен ущерб, а если нет ущерба, значит не было в той информации и коммерческой тайны.

Дальнейшее знакомство с нормами закона “О защите и поддержке частного предпринимательства” позволит узнать следующее, что государственные органы и их должностные лица обязаны не разглашать относящиеся к коммерческой тайне сведения, полученные регистрации хозяйствующих субъектов, при проверке их деятельности, контроле за условиями работы и при совершении других действий, вытекающих из функций соответствующих органов. А статья 23 содержит информацию о сведениях не составляющих коммерческую тайну. Так не составляют коммерческой тайны сведения, относящиеся к государственной статистической отчетности. Кроме того, законодательством или учредительными документами может устанавливаться перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию. К таким сведениям относятся данные, содержащиеся в государственном реестре, балансовые итоги годовой предпринимательской деятельности, в том числе сальдо баланса, сумма уставного фонда, сводные суммы кредиторской и дебиторской задолженности, сальдо счета прибыли и убытков, сведения, подлежащие публикации согласно правилам государственной статистической отчетности.

Вот еще один пример того, когда действия журналиста во многом предопределены законодательством, и когда журналист обязан уважать законные права и интересы физических и юридических лиц. Согласно, статьи 15 Закона “О борьбе с терроризмом” нахождение в зоне проведения антитеррористической операции представителей средств массовой информации допускается с разрешения руководителя оперативного штаба.

Журналист обязан выполнять иные обязанности, возложенные на него в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Эта обязанность является одной из самых сложных для журналиста. Сложно выполнять то, чего журналист не знает, а другое лицо не собирается его об этом своевременно информировать. Речь идет о так называемых подзаконных актах принимаемых различными государственными структурами.

Данная норма также свидетельствует о том, что рассмотренные выше обязанности журналиста могут периодически пополняться в связи с изменением законодательства. В соответствии с законом “О нормативных правовых актах” под законодательством понимается совокупность нормативных правовых актов принятых в установленном порядке, то есть законодательство включает в себя как законы, так и почти необъятный перечень подзаконных актов. И если еще с законами журналист более или мене знаком, то вот в отношении подзаконных актов, которые зачастую оказывают непосредственное воздействие на деятельность журналиста, этого не скажешь. И не из-за того, что журналист не желает с ними знакомится, а потому что они зачастую остаются документом для внутреннего употребления органа его издавшего. И чтобы журналисту познакомится с ними, ему нужно приложить некоторые старания и умения, или обратиться в суд, чтобы такой документ был отменен, так как он воспрепятствует журналисту осуществлять его профессиональную деятельность. Конечно, регулирование средств массовой информации за счет различных подзаконных актов, дает большие возможности для воздействия на средства массовой информации, Тем более что не всегда такие акты становятся достоянием общественности, которая не всегда может адекватно отреагировать на новые подзаконные акты государственных структур. Несколько иная ситуация складывается в отношении законов, так для них существует определенная процедура их принятия и в таких случаях средства массовой информации и журналисты, могут внести свои предложения или хотя бы просчитать свои действия в связи с предполагаемыми изменениями в законе.

И вместе с тем необходимо сказать, что эта обязанность журналиста при таком расширительном ее толковании, вступает в противоречие со статьей 2 закона “О средствах массовой информации”, которая предоставляет свободу слова, творчества, выражения в печатной и иной форме своих взглядов и убеждений, получения и распространения информации любым не запрещенным законом способом гарантируются Конституцией Республики Казахстан. Из чего следует, что ограничения должны быть предусмотрены только законами, а не подзаконными актами. Но практика показывает иное, когда все больше ограничения предусматриваются подзаконными актами, а не законами.

Бремя ответственности тенью следует за журналистом при выполнении им своих профессиональных обязанностей, и чтобы это бремя не стало слишком большим грузом для журналиста, его следует в отдельных случаях перекладывать на другие плечи.

Статья 26 Закона “О средствах массовой информации” предусматривает случаи освобождения от ответственности за распространение сведений не соответствующих действительности:

- если эти сведения содержались в официальных сообщениях и документах;

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июня 2001 года N 811 утверждены Правила предоставления и опубликования официальной информации центральными государственными органами Республики Казахстан.

Пунктом 5 этих Правил определены следующие виды официальной информации:

· официальные новости (пресс-релизы) о деятельности государственного органа;

· официальные календари предстоящих событий о деятельности государственных органов;

· информационные сообщения об официальных визитах;

· поправки, изменения и дополнения в вышеперечисленные документы;

· информационные сообщения о разрабатываемых, принимаемых нормативных правовых актах;

· сообщения об объявлениях тендеров и конкурсов (о государственных закупках, о торгах);

· нормативные правовые акты;

· другие информационные сообщения о деятельности центральных государственных органов, носящие официальный характер.

Если журналист использовал сведения из этих видов официальной информации, которые оказались не достоверными, то журналист к ответственности привлекаться не должен.

- если они получены от рекламных и информационных агентств или пресс-служб государственных органов.

В таких ситуациях от журналиста требуется одно, указать, что информация получена от конкретного информационного агентства или пресс-службы государственного органа. Как видим, конкретно определены структуры (информационное агентство или пресс-служба государственных органов) статус которых освобождает журналиста от ответственности. Использование информации полученной от пресс-служб различных общественных организаций, журналиста от ответственности не освобождает.

- если они являются дословным воспроизведением официальных выступлений депутатов представительных органов, должностных лиц государственных органов, организаций и граждан.

В этом случае дословное воспроизведение выступлений означает соответствие слов в публикации журналиста, словам из официальных выступлений или текста. Под дословным воспроизведением понимается цитирование. Если этого соответствия не будет, журналист может быть привлечен к ответственности.

- если они содержались в авторских выступлениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим законом.

Это, прежде всего, имеет отношение к предвыборным баталиям, когда в передачах идущих в прямой эфир кандидаты позволяют себе вольные высказывания в адрес своих противников, ответственность за которые должны нести они, а не журналисты.

Что касается вопроса о редактировании, то закон “О средствах массовой информации”, позволяет редактирование читательских писем. Иные вопросы редактирование текстов этим законом не оговариваются и не конкретизируются.

Но вместе с тем следует сказать, что статьей 143 Гражданского кодекса запрещено редактирование ответов граждан для их публикации в средстве массовой информации в отношении сведений порочащих честь и достоинство граждан, опубликованных в этом средстве массовой информации.

- если эти сведения содержались в обязательных в соответствии со статьей 18 Закона “О средствах массовой информации” сообщениях.

Эта норма, в общем-то, дублирует уже рассмотренную норму, в которой говорилось о сведениях содержащихся в официальных сообщениях и документах.

В дополнении можно сказать о следующем, что в соответствии с законом “О нормативных правовых актах” существует определенный порядок официального опубликования нормативных правовых актов и применение таких нормативных правовых актов, после их официального опубликования. Так официальными изданиями являются Ведомости Парламента Республики Казахстан и Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. Кроме того, официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется также периодическими печатными изданиями, получившими такое право на конкурсной основе, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Неофициальное опубликование нормативных правовых актов допускается только после их официального опубликования.

Из чего следует обратить внимание на следующее, что существуют официальные и неофициальные опубликования. И если журналист в своей публикации ссылался на официальное издание, где содержалась ошибка, то журналиста к ответственности не привлекут. А вот если он будет ссылаться на нормативный акт в неофициальном издании, что там содержалась эта ошибка, то в этом случае ситуация будет иная, к ответственности могут привлечь.

Об авторе

 

Предыдущая страница Следующая страница