Internews Kazakhstan Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Новости раздела Законодательство Законодательство о средствах массовой информации Комментарии к материалам раздела Законодательство Различные ситуации с точки зрения закона Форум о средствах массовой информации и законодательстве Казахстана

Права журналиста

Журналист имеет право присутствовать по предъявлению удостоверения журналиста в районах стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста.

В связи с этим следует сказать одно, журналист в любое время дня и ночи должен иметь при себе удостоверение журналиста. Так как предугадать, когда произойдет, то или иное событие из названных выше событий и чрезвычайных происшествий сложно. Кроме того, наличие такого журналистского удостоверения будет свидетельствовать о том, что журналист выполняет свои профессиональные обязанности, а не является непосредственным участником некоторых событий, участники которых своими действия могут нарушать действующее законодательство.

Что касается информации о различных чрезвычайных ситуаций, то согласно статьи 16 закона “О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характер”, информация в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является открытой и гласной, подлежит опубликованию через средства массовой информации, системы связи и оповещения. Закон не допускает сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации, по поводу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Журналист имеет право получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты.

В соответствии с действующим законодательством журналисту проще знать информацию, которая не подлежит засекречиванию, чем ту, которая может подлежать засекречиванию. Это связано с тем, что объем незасекреченной информации гораздо меньше, чем объем секретной информации. Статья 17 закона “О государственных секретах” говорит о сведениях не подлежащих засекречиванию. К числу таких сведений относятся сведения:

- о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

- о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям;

- о фактах нарушения прав и свобод гражданина;

- о размерах золотовалютных активов Национального банка Республики Казахстан и правительственного (бюджетного) резерва драгоценных металлов и драгоценных камней;

- о фактах нарушения законности государственными органами и организациями, их должностными лицами;

- о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящихся в архивах, за исключением сведений, предусмотренных статьей 14 настоящего Закона.

Вот и получается, что остальные сведения могут оказаться секретными. Поэтому во взаимоотношениях с государственными структурами следует делать письменные запросы, то есть журналист должен получать информацию законным способом, потому как статья 172 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за собирание сведений, составляющих государственные секреты, путем похищения документов, подкупа или угроз в отношении лиц, владеющих государственными секретами, или их близких, перехвата в средствах связи, незаконного проникновения в компьютерную систему или сеть, использования специальных технических средств, а равно иным незаконным способом. И каким может оказаться этот незаконный способ журналисту предугадать сложно.

Состав правонарушения при разглашении специально охраняемой законом тайны (секрета) включает в себя объект – специально охраняемая законом тайна; объективная сторона – разглашение; субъект – журналист; субъективная сторона – умысел, использование средства массовой информации в целях разглашения тайны.

В тех случаях, когда разглашение секретной информации в средстве массовой информации было произведено в результате действий лица, призванного не разглашать эту информацию и по службе обязано сохранять ее в тайне, но это лицо ее разгласило, то к уголовной ответственности должно привлекаться именно это лицо. Журналист в таких случаях лишь воспользовался своим правом на осуществление поиска, запроса, получения и распространения информации.

Есть еще один способ позволяющий ограничить доступ журналиста к интересующей его информации. Это так называемая информация для служебного пользования и чаще всего на неё ссылаются государственные служащие, даже в том случае если она не является таковой. В таких случаях журналисту следует обратиться к статье 126 Гражданского кодекса РК. Эта статья защищает информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действенную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. К ней нет доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Вот только при соблюдении этих условий обладателем служебной тайны, информация может быть признана служебной тайной, а если эти условия не были соблюдены ее обладателем, то журналист за распространении такой информации к ответственности не должен быть привлечен. Ну, а если журналист все таки разгласил информацию, отнесенную к служебной тайне, то он может быть привлечен к гражданской ответственности, возместить причиненный ущерб, а отдельных случаях и к административной ответственности (незаконное использование служебной информации при совершении сделок с ценными бумагами).

Как выше уже было сказано в ситуациях вызванных необходимостью получения информации, которая может быть отнесена к категории государственных секретов, журналисту следует пользоваться письменными запросами. Во-первых, он сможет получит информацию, которую будет использовать в своих публикациях. Во-вторых, если он получит отказ в предоставлении информации или необходима отсрочка в предоставлении информации, а то и просто волокита, журналист сможет обжаловать эти действия в суде, как несоблюдение соответствующими должностными лицами установленного порядка работы с запросами, как это предусмотрено статьей 18 закона “О средствах массовой информации”.

Журналист имеет право проверять достоверность получаемой информации.

К сожалению, имеет место факты, когда журналист использует информацию от неизвестных лиц. Им подбрасывают видео-, аудиокассеты, документы. И не все журналисты проверяют достоверность полученной информации. Казалось бы, ну чего проще, попытайся получить подтверждение этой информации из других источников, но это делают не все журналисты. Также нуждается в проверке на достоверность и информация, размещенная в Интернете. И в результате за такое безответственное отношение, журналиста могут привлечь к ответственности.

Для проверки информации следует использовать различные источники возможности ее получении. Но вот о чем еще следует знать. К сожалению, бывают случаи когда источник распространения информации может быть один, а в дальнейшем к ее распространению подключаются другие лица, в том числе и средства массовой информации. Поэтому журналисту желательно получить подтверждение о каком-то событии не только от первоисточника, но и от других очевидцев происходящего, так как не исключено, что первоисточник информации может из чувства мести или иных побуждений намеренно или непреднамеренно ошибочно истолковать факты для достижения своих корыстных целей. Для того, чтобы избежать этого необходимо, чтобы представляемую информацию первоисточник подкрепил фактами, документами. Так как не исключено, что в последующем этот первоисточник может отречься от своих слов или вообще исчезнуть.

И еще одна деталь, конечно, ее можно рассматривать как казус, но она имеет место и неприятные последствия для лица, которое предоставило информацию, а затем уже и для журналиста. Речь идет о спонсорах, грантодателях и пр., финансирующих определенные программы, которые выполняют конкретные организации. Намеренно или ненамеренно, журналист неправильно называет или искажает в публикации название спонсора и в результате спонсор прекращает финансирование программы и организация теряет деньги, а люди работу, а средству массовой информации приходится, как минимум принести свои извинения спонсору, а то и компенсировать потери организации, в связи с тем, что у них прекратилось финансирование программы. Подобные действия для журналиста недопустимы, нужно быть внимательным при работе с полученной информацией.

Журналист имеет право обращаться к специалистам при проверке полученных информационных материалов.

Погоня за публикацией различных сенсационных материалов, может сыграть с журналистом злую шутку. Особенно это касается различных публикаций на медицинские тему, применение различных методик лечения заболеваний в которых преобладает зачастую субъективное мнение человека, который использовал какие-то новые лекарственные препараты, не подкрепленные доказательствами. И после таких публикаций у некоторых фармацевтических организаций появляются вполне обоснованные претензии к журналисту за публикацию недостоверной информации об их препарате. А ведь журналисту было достаточно обратиться к специалистам за информацией об этом препарате, то наверняка эта публикация была иной или в ней хотя бы могли присутствовать два различных взгляда на лечение одного заболевания.

“Слово ранит, слово лечит”, часто можно слышать такое выражение. И наиболее оно приемлемо в отношении деятельности журналиста. Потому слово в его руках, может выполнить роль лекарства, или причинить человеку боль. К сожалению, приходиться констатировать, что журналист не всегда задумывается над теми словами, которые он использует в своих публикациях. А такое поведение чревато последствиями не только для героев публикации журналиста, но и для самого журналиста. А последствием является появление искового заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации физического или юридического лица.

Журналисту следует быть осторожным, выбирая, то или иное слово для своей публикации. Так, например, нельзя называть человека преступником, несмотря на то, что идет уголовный процесс, пока не вступило в законную силу решение суда. Нельзя конкретно оценивать действия того или иного лица, например, словами “так действуют бандиты”, так как за такие действия лица предусматривается уголовное наказание. А раз журналист обвинил лицо в совершении уголовного деяния, которое оно не совершало, то это лицо вправе обратиться в суд за защитой своей чести, достоинства и деловой репутации.

Словом, можно оклеветать человека, под клеветой понимается распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию человека. Также можно оскорбить человека, под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица выраженное в неприличной форме. И если в отношении клеветнических сведений картина примерно ясна и сам журналист это должен понимать, правдивыми или заведомо ложными являются его сведения. То в отношении оскорбительных сведений журналист должен исходит из того, чтобы используемые им слова не могли быть отнесены к оскорбительным. А таковыми они могут быть в тех случаях когда, слово несет в себе осуждаемую общественностью и наказываемую государством деятельность. Это могут быть слова, значение которых может быть использовано в переносном смысле, сравнения с чем или кем-либо, подчеркивающее отрицательные качества человека, а также слова, дающие негативную оценку действий человека.

Журналист имеет право распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под условным именем (псевдонимом).

Статья 15 Гражданского кодекса предусматривает, что гражданин приобретает и осуществляет свои права и обязанности под своим именем, включая фамилию и собственное имя. Эта же статья говорит и о том, что перемена имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем, анонимно или псевдонимом.

Итак, это право журналиста ставить под подготовленным им материалом свою подпись или использовать псевдоним. И еще, каким не был красивым псевдоним, это не решение всех проблем, хотя все всегда зависит от самого журналиста и если все в порядке, то тогда не будет возникать необходимости его раскрывать в суде.

Журналист имеет право отказываться от публикации материала за своей подписью, если его содержание после редакционной правки противоречит личным убеждениям журналиста.

Это право дает возможность журналисту выразить свое мнение к подготовленному им материалу, уже с редакционными правками. И если редакционные правки противоречат его личным убеждениям, то он вправе отказаться от своей подписи под исправленным материалом. Но журналист не вправе будет запретить использование подготовленного им материала для публикации, так как он выполнял редакционное задание. Это с одной стороны, а с другой стороны эта норма закона защищает журналиста, от каких либо последствий за отказ от своей подписи под публикацией, со стороны средства массовой информации в котором работает журналист.

Эта норма закона позволяет обеспечить в определенной степени наличие различных точек зрения в одном средстве массовой информации.

Журналист имеет право на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда.

Казалось бы, что здесь комментарий не нужен. Итак, вроде бы все ясно, обнародовать источник информации следует только по решению суда.

Есть официальные источники информации, есть и неофициальные и информация, которая распространяется средствами массовой информации, может иметь различный характер. Так 181 Уголовно-процессуального кодекса, говорит о том, что сообщение, опубликованное в средствах массовой информации, может служить поводом к возбуждению уголовного дела. Кроме того, эта же статья обязывает лиц, выполняющих управленческие функции в средстве массовой информации, которое опубликовало или распространило сообщение о преступлении, по требованию лица правомочного возбудить уголовное дело, передать находящиеся в средстве массовой информации документы и иные материалы, подтверждающие данное сообщение, а также назвать лицо представившее эти сведения, за исключением случаев, когда это лицо представило их с условием сохранения в тайне источника информации.

Из вышеизложенного следует, что журналист должен иметь на руках условие (оно может быть оговорено письменно или зафиксировано на пленке), от своего источника информации в котором этот источник запрещает журналисту его называть, то тогда и журналист и средство массовой информации на законных основаниях могут отказать лицу, возбудившему уголовное дело в предоставлении требуемой им информации. Если же источник получения информации не запрещал, то тогда эту информацию предоставить можно, иначе, если в последующем выяснится, что журналист или средство массовой информации могли, но не предоставили требуемую информацию, они могут быть привлечены к ответственности.

Но не во всех случаях такая информация может быть предоставлена, есть не зависящие от средства массовой информации причины. Это, прежде всего, имеет отношение к средствам массовой информации осуществляющим теле-, радиовещание. Так, согласно статьи 16 закона “О средствах массовой информации” они обязаны в течение одного месяца сохранять записи собственных передач, вышедших в эфир. Если эти сроки прошли, то средства массовой информации, вправе отказывать в ее предоставлении, ссылаясь на эту норму закона.

И еще одна небольшая деталь. Все требования должны быть оформлены соответствующим образом, то есть должен быть письменный документ от лица требующего от средства массовой информации интересующую его информацию, а не телефонный звонок или иное устное указание.

Обязанности журналиста

 

Предыдущая страница Следующая страница