Правительственный Законопроект о СМИ станет
предметом рассмотрения Согласительной комиссии
Правительственный законопроект о СМИ станет предметом
рассмотрения согласительной комиссии от обеих палат Парламента после
возвращения депутатов Мажилиса из избирательных округов. Об этом
заявил перед выездом парламентариев в регионы руководитель рабочей
группы от Мажилиса, депутат этой Палаты Абдижалел БАКИР. В состав
комиссии от Мажилиса на прошедшем 18 февраля с.г. пленарном
заседании Палаты избраны депутаты Абдижалел Бакир, Уалихан
Калижанулы, Амангельды Айталы.
Одобренный Мажилисом законопроект о СМИ возвращен Сенатом обратно в
Мажилис с рядом поправок, отображенных в Сравнительной таблице,
подписанной председателем комитета Сената по социально-культурному
развитию Куанышем Султановым. Всего Сенатом внесено восемь изменений
и дополнений в одобренный Мажилисом проект закона "О средствах
массовой информации".
Первая "сенатовская" поправка относится к подпункту 30 статьи
1 и гласит: "Дополнить новым подпунктом 30) и изложить в следующей
редакции: " 30) продукция эротического характера - сообщения и
материалы периодических печатных изданий или теле,-радиопередач, не
относящиеся к порнографическим, сексуально-эротическим, оказывающие
эмоциальное и эстетическое воздействие и на чувства человека;".
Обоснование этому: "В целях разграничения с понятиями порнография и
продукцией сексуально-эротического характера".
Вторая касается пункта 3 статьи 15. В редакции Мажилиса она
выглядит так: "3. Суд приостанавливает выпуск, выход в эфир средства
массовой информации в случае нарушения требований, предусмотренных
статьями 4, 6, пункта 8 статьи 12, пунктами 5 и 7 статьи 17 и статей
18 настоящего Закона". В редакции
Сената: "Заменить слово "приостанавливает" словами "вправе
приостановить" и слова "статьями 4, 6" заменить словами "пунктами 3
и 4 статьи 4, статьей 6". Обоснование Сената: "Пункты 1 и 2 статьи 4
в силу тяжести допускаемых нарушений основных принципов Конституции
Республики Казахстан служат основаниями для прекращения выпуска
продукции без приостановления. В пунктах 1 и 2 статьи 4 отражены
запретительные нормы. Как то пропаганда и агитация насильственного
изменения конституционного строя, подрыва безопасности государства,
войны, разглашение сведений, составляющих государственные секреты
или иную охраняемую законом тайну и другие действия, агитация и
пропаганда которых не допускается согласно пункту 3 статьи 20
Конституции Республики Казахстан".
Третья поправка Сената относительно пункта 4 статьи 15 от
Мажилиса: "4. Основаниями для прекращения выпуска, выхода в эфир
средства массовой информации являются повторное в течение года
нарушение им требований настоящего Закона, в связи с которым в
судебном порядке ранее приостанавливались выпуск, выход в эфир
средства массовой информации, а также прекращение деятельности
собственника в соответствии с законодательством Республики
Казахстан". Сенат предлагает: "Дополнить после слов "выхода в эфир
средства массовой информации являются" словами "нарушения
требований, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 4, а также".
Обоснование Сената: "В связи с принятием предыдущей поправки".
Четвертая поправка Сената касается пункта 3 и абзаца первого
пункта 4 статьи 17. В редакции Мажилиса они изложены: "В пунктах 3 и
4 дополнить после слов "сексуально-эротического" словом "и
эротического". Обосновывается Сенатом это так: "В связи с введением
нового термина "продукция эротического характера" и установление
определенных ограничений".
Пятая поправка Сената к пункту 1 статьи 19, которая в видении
Мажилиса устанавливает такую законодательную норму: "1. Обязательные
бесплатные экземпляры периодических изданий, в том числе и
освобожденные от постановки на учет в силу статьи 14 настоящего
Закона, в течение не более трех дней после их изготовления
направляются собственником средства массовой информации либо по его
поручению третьим лицом в государственную книжную палату,
национальную библиотеку Республики Казахстан, Центральный
государственный архив Республики Казахстан, библиотеку Парламента
Республики Казахстан, уполномоченный орган". Сенат считает, что
необходимо: "Дополнить после слов "Национальную библиотеку
Республики Казахстан," словами "Национальную академическую
библиотеку Республики Казахстан,". Сенат
обосновывает: "В связи с функционированием в городе Астане
национальной академической библиотеки Республики Казахстан с
общегосударственным статусом".
Шестая поправка Сената предполагает изменение пункта 1 статьи
24. Мажилис: " 1. Действие лицензии на деятельность по организайции
телевизионного и (или) радиовещания может быть приостановлено в
порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о
лицензировании, а также в случаях выявления нарушений лицензионных
требований и условий лицензиатом, которые могут повлечь за собой
нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан".
Сенат: "Исключить слова "и условий лицензиатом, которые могут
повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и
здоровью граждан". Обоснование Сената: "Соблюдение квалификационных
требований и условий заключается не только в недопущении ущемления
прав и интересов граждан, но и в целом комплексе организационных,
технических и иных положений лицензирования".
Седьмая поправка Сената имеет отношение к первому предложению
пункта 3 статьи 24 в изложении Мажилиса: "3. Отзыв лицензии на
деятельность по организации телевизионного и (или) радиовещания
может быть обжалован в судебном порядке". Сенат предлагает:
"Заменить слово "Отзыв" словом "Приостановление", слово "обжалован"
словом "обжаловано". Сенат обосновывает это следующим: "В
соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона РК "О лицензировании"
уполномоченный орган наделен правом приостановления лицензии, а
правом отзыва наделены суды. Тем более, если пункт 3 статьи 24
проекта Закона предоставляет уполномоченному органу возможность
отзыва лицензии, то в пункте 4 этой статьи имеется противоречие,
согласно которому отзыв лицензии производится по иску
уполномоченного органа".
Восьмая, последняя, поправка Сената связана с пунктом 2
статьи 38, представленной Мажилисом: "2. Признать утратившим силу
закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. "О средствах массовой
информации" (Ведомости Праламента республики Казахстан, 1999 г., №
21, ст. 771; 2001 г., № 10. Ст. 122). Редакция Сената: "После цифр
"2001 г., №10, ст. 122" дополнить словами "; Закон Республики
Казахстан от 19 декабря 2003 г, "Л внесении изменения в Закон
Республики Казахстан "О средствах массовой информации",
опубликованный в газетах "Егемен Казакстан" "Казахстанская правда"
26 декабря 2003 г.)."
***
Таковы восемь поправок Сената в одобренный Мажилисом
правительственный законопроект о СМИ. Какова будет дальнейшая судьба
этого проекта закона покажет предстоящее в марте заседание
Согласительной комиссии от обеих палат …
25 февраля 2004 г. Распространено пресс-службой аппарата Мажилиса
Парламента
|