Internews Kazakhstan Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages

Fatal error: Class 'MLClient' not found in /var/www/vhosts/v-8293.webspace/www/old.internews.kz/images/lmods/inc2.php on line 5
Конституция Республики Казахстан о средствах массовой информации Кодексы Республики Казахстан о средствах массовой информации Законы Республики Казахстан о средствах массовой информации Указы Республики Казахстан о средствах массовой информации Постановления Республики Казахстан о средствах массовой информации Зарубежное законодательство о средствах массовой информации

Конституционный закон Республики Казахстан О внесении изменений и
дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в
Республике Казахстан"

Статья 1. Внести в Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 г. "О выборах в Республике Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г. N 17-18, ст.114; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г. N 12, ст.192; 1998 г. N 7-8, ст.71; N 22, ст.290; 1999 г., N 10, ст. 340; N 15, ст. 593) следующие изменения и дополнения:

12) в статье 20:

13) дополнить статьей 20-1 следующего содержания:
"Статья 20-1. Гласность в деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто.
Наблюдатели, доверенные лица, представители средств массовой информации вправе присутствовать на всех стадиях избирательного процесса, а также получать в избирательных комиссиях любую информацию об избирательном процессе.
Никто не может ограничить предоставленные настоящим Конституционным законом права наблюдателей, доверенных лиц, представителей средств массовой информации.
2. Избирательные комиссии создают условия для свободного ознакомления всех лиц с решениями избирательных комиссий, которые размещаются в общедоступных телекоммуникационных сетях, а в случаях, предусмотренных настоящим Конституционным законом, подлежат иному опубликованию.
3. На заседаниях избирательной комиссии могут присутствовать кандидаты или их доверенные лица, наблюдатели, представители средств массовой информации при наличии служебного удостоверения и задания редакции.
4. В день голосования с момента открытия избирательного участка для голосования и до установления результатов голосования, при подсчете голосов избирателей на избирательном участке вправе одновременно присутствовать по одному доверенному лицу от каждого кандидата, по одному представителю от каждого средства массовой информации при наличии служебного удостоверения и задания редакции, а также наблюдатели от каждой политической партии, общественного объединения или иной негосударственной некоммерческой организации Республики и наблюдатели иностранных государств и международных организаций.
5. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме с указанием даты выборов, его фамилии, имени, отчества, номера избирательного участка (наименования избирательной комиссии). Данный документ заверяется печатью организации, его выдавшей, и действителен при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Документы предъявляются председателю избирательной комиссии либо лицу, его замещающему, для регистрации наблюдателя.
6. Наблюдатели, доверенные лица, представители средств массовой информации обязаны:
1) иметь при себе документы, удостоверяющие их личность и полномочия;
2) не вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов и принятия решений избирательной комиссией, не предпринимать действий, препятствующих работе избирательной комиссии;
3) выполнять требования членов избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке, установленных соответствующей избирательной комиссией;
4) основывать свои заключения на документированных, действительных и поддающихся проверке фактах;
5) соблюдать требования настоящего Конституционного закона и иного законодательства Республики Казахстан.
Наблюдатели должны сохранять непредвзятость, не выражать предпочтение конкретному кандидату, политической партии.
7. Наблюдатели иностранных государств и международных организаций, а также представители иностранных средств массовой информации аккредитуются при Центральной избирательной комиссии по представлению Министерства иностранных дел Республики Казахстан. Частные лица из иностранных государств Центральной избирательной комиссией не аккредитуются.
Центральная избирательная комиссия выдает наблюдателям удостоверение установленного образца, являющееся основанием для их деятельности в период проведения избирательной кампании. Проведение аккредитации наблюдателей иностранных государств и международных организаций заканчивается за пять дней до дня голосования.
В случаях, предусмотренных настоящим Конституционным законом, Центральная избирательная комиссия вправе отозвать аккредитацию наблюдателя иностранного государства, международной организации, а также представителя иностранного средства массовой информации.
8. Финансовое и организационное обеспечение деятельности наблюдателей производится за счет средств сторон, направивших наблюдателей.
9. В случае нарушения наблюдателями законодательства Республики Казахстан или общепризнанных норм международного права соответствующая избирательная комиссия вправе отменить регистрацию наблюдателя или внести Центральной избирательной комиссии представление об отзыве аккредитации наблюдателя иностранного государства, международной организации, а также представителя иностранного средства массовой информации.";

19) статьи 27, 28 и 29 изложить в следующей редакции:
"Статья 27. Предвыборная агитация
1. Предвыборная агитация - это деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата, политическую партию.
2. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. При проведении повторного голосования предвыборная агитация начинается со дня назначения дня повторного голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов.
3. Предвыборная агитация осуществляется:
1) через средства массовой информации;
2) путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями (выборщиками), публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и иных предвыборных мероприятий), личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями (выборщиками);
3) путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
4. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:
1) государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей;
2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
3) членам избирательных комиссий.
5. Кандидатам, являющимся должностными лицами государственных органов, запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Конституционном законе понимается:
1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в другой служебной зависимости, к осуществлению в служебное время предвыборной агитации;
2) использование помещений, занимаемых государственными органами, для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидата, партийного списка, если иным кандидатам, политическим партиям не гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях.
Соблюдение установленных настоящим пунктом ограничений не должно препятствовать выполнению должностными лицами своих служебных обязанностей.
6. Журналисты, должностные лица редакций средств массовой информации, зарегистрированные кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через средства массовой информации.
7. Средства массовой информации независимо от форм собственности обязаны осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий; воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию того или иного кандидата или политической партии; предоставлять возможность указанным лицам бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания на той же странице и в том же объеме или передаче на телевидении либо радио в такое же время.
Средства массовой информации незамедлительно предоставляют возможность соответствующим избирательным комиссиям опубликовывать информацию о ходе предвыборной кампании и сообщений, установленных настоящим Конституционным законом.
Нарушение требований настоящего пункта является основанием для приостановления деятельности средства массовой информации, допустившего нарушение, по решению суда.
8. Должностные лица средств массовой информации не несут ответственности за высказывания кандидатов и политических партий в ходе их предвыборной кампании, за исключением случаев публикации материалов, указанных в пункте 1 статьи 29 настоящего Конституционного закона.
9. Ненадлежащей предвыборной агитацией считается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также проведением лотерей, благотворительных акций, выплатой денежных средств либо обещанием предоставления таковых, за исключением бесплатной раздачи печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, флагов, флажков, специально изготовленных для избирательной кампании. Проведение ненадлежащей предвыборной агитации запрещается.
С момента объявления (назначения) выборов кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, а также от их имени или в их поддержку любым физическим и юридическим лицам запрещается проведение благотворительных мероприятий, за исключением организации зрелищных и спортивных мероприятий.
Нарушение кандидатом, политической партией, выдвинувшей партийный список, а также их доверенными лицами правил, установленных настоящим пунктом влечет за собой отмену решения о регистрации кандидата, партийного списка.
10. Запрещается проведение предвыборной агитации с использованием изображения какого-либо лица без его письменного разрешения, а в случае его смерти - без письменного разрешения наследников.

Статья 28. Право на проведение предвыборной агитации
1. Государство гарантирует гражданам, обладающим активным избирательным правом, общественным объединениям право беспрепятственной агитации за и против того или иного кандидата, политической партии в соответствии с настоящим Конституционным законом, иными законодательными актами Республики Казахстан.
Граждане, общественные объединения, не создающие в соответствии с настоящим Конституционным законом избирательные фонды, вправе проводить предвыборную агитацию, не требующую финансирования.
2. С момента регистрации в соответствующей избирательной комиссии и до окончания агитационной кампании кандидаты имеют право на агитацию и пропаганду своей предвыборной программы в печати и других средствах массовой информации.
Кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
3. Государство гарантирует кандидатам равное выделение средств для выступления со своими программами в средствах массовой информации. Каждому кандидату предоставляются средства на пятнадцатиминутное выступление по телевидению, десятиминутное выступление по радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух статей в объеме не более двух печатных листов.
Политические партии, выдвинувшие партийные списки, вправе участвовать в политических дебатах на телевидении, организуемых Центральной избирательной комиссией, в устанавливаемом ею объеме времени. Средства массовой информации на договорной основе предоставляют эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки. Условия договора о предоставлении кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, эфирного времени, печатной площади в средствах массовой информации не должны создавать преимуществ тому или иному кандидату, политической партии. Сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического издания не позднее, чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов, а также представлены в Центральную и областные избирательные комиссии при выборах Президента, в иные территориальные, а также окружные избирательные комиссии при выборах депутатов Парламента, маслихатов и членов местного самоуправления.
Согласие на выделение эфирного времени, печатной площади, данное средством массовой информации одному из кандидатов, политической партии, выдвинувшей партийный список, является согласием на выделение эфирного времени, печатной площади другим кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.
Очередность выступления кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки, в средствах массовой информации устанавливается в порядке поступления письменных обращений либо по жребию в случае, если обращения поступили одновременно.
Запрещается прерывать и комментировать выступления кандидатов на телевидении и по радио сразу после выступления, а также в печатных изданиях в том же номере.
4. По заявке избирательных комиссий органы местного государственного управления и самоуправления предоставляют кандидатам на договорной основе помещения для встреч с избирателями. Избирательные комиссии составляют график встреч кандидатов с избирателями в выделенном помещении и публикуют его в средствах массовой информации. Условия предоставления помещения должны быть едиными для всех кандидатов.
5. Для издания плакатов, листовок, лозунгов и иных агитационных печатных материалов соответствующие избирательные комиссии выделяют кандидатам, кроме баллотирующихся по партийным спискам, равную сумму денежных средств. Все агитационные печатные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, месте их печатания и тираже, лицах, сделавших заказ, из каких средств оплачено. Запрещается изготовление агитационных печатных материалов за пределами территории Республики Казахстан, распространение анонимных агитационных материалов.
6. Местные исполнительные органы совместно с соответствующими избирательными комиссиями определяют места для размещения агитационных печатных материалов для всех кандидатов и оснащают их стендами, щитами, тумбами. Агитационные печатные материалы размещаются на условиях, обеспечивающих равные права для всех кандидатов.
Кандидаты вправе вывешивать агитационные печатные материалы в иных местах с разрешения собственника соответствующего объекта.
Запрещается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях и сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии и помещении для голосования.
7. Кандидаты в Президенты, депутаты Парламента и маслихаты вправе из средств своих избирательных фондов оплачивать расходы, связанные с выступлениями в средствах массовой информации, проведением публичных предвыборных мероприятий, изданием дополнительных агитационных материалов, а также покрывать транспортные и командировочные расходы. Запрещается привлечение в этих целях иных денежных средств из любых других источников, принятие любых неоплаченных из средств избирательных фондов кандидатов товаров, работ и услуг юридических и физических лиц, используемых кандидатом в ходе избирательной кампании, оказание указанным юридическим и физическим лицам любого содействия со стороны кандидата за предоставление этих услуг.
Юридические и физические лица, оказывающие услуги кандидату, политической партии, связанные с проведением предвыборной агитации, должны иметь от них письменное согласие на принятие услуги. Лица, не имеющие письменного согласия, несут административную ответственность.
8. Периодические печатные издания центральных и местных исполнительных органов обязаны публиковать сообщения избирательных комиссий, данные о кандидатах, участвующих в выборах в порядке и объеме, определяемом Центральной избирательной комиссией.
9. При опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, кто заказал опрос и оплатил его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.
Опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.
Запрещается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении для голосования и в пункте для голосования.

Статья 29. Предвыборная программа кандидата, политической партии
1. Кандидат в Президенты, в депутаты Парламента и маслихата, в члены органа местного самоуправления, политическая партия, выдвинувшая партийный список, выступают с предвыборной программой своей будущей деятельности. Предвыборная программа не должна провозглашать идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также культа жестокости и насилия.
2. В случае нарушения названных требований соответствующая избирательная комиссия вправе отказать кандидату в регистрации, политической партии - в регистрации партийного списка, а в случае выдвижения кандидатом или политической партией такой предвыборной программы после регистрации -отменить решение о регистрации кандидата или партийного списка.";

Статья 2. Настоящий Конституционный закон вводится в действие со дня опубликования.

Президент Республики Казахстан

 

Вернуться на главную страницу Следующая страница


Fatal error: Class 'MLClient' not found in /var/www/vhosts/v-8293.webspace/www/old.internews.kz/images/lmods/inc.php on line 58