Internews Kazakhstan Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Конституция Республики Казахстан о средствах массовой информации Кодексы Республики Казахстан о средствах массовой информации Законы Республики Казахстан о средствах массовой информации Указы Республики Казахстан о средствах массовой информации Постановления Республики Казахстан о средствах массовой информации Зарубежное законодательство о средствах массовой информации

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

1) аккредитация – процедура допуска журналиста к информации государственным органом, общественным объединением и организацией;
2) вещатель – собственник средства массовой информации, осуществляющий производство, монтаж, расстановку во времени и/или распространение телевизионных и радиопередач;
3) главный редактор (редактор) - физическое лицо, которое руководит редакцией, осуществляющей выпуск, выход в эфир средства массовой информации, принимает окончательное решение в отношении выпуска, выхода в эфир средства массовой информации и несет ответственность за его содержание;
4) дополнительная информация - любая (буквенная, цифровая, графическая, звуковая) информация, не связанная с содержанием основной программы, передаваемая в составе телерадиовещательного сигнала и предназначенная для индивидуального приема неограниченным кругом лиц;
5) журналист (представитель средства массовой информации) - физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации;
6) зона обслуживания - зона действия существующего или планируемого телерадиовещательного передатчика, на которой условия индивидуального приема соответствуют требованиям действующих стандартов и норм;
7) издатель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее в установленном порядке выпуск периодического печатного издания, включая организационное, материально-техническое, технологическое и иное обеспечение его выпуска;
8) индивидуальный прием – непосредственный прием телевизионных и/или радиопрограмм техническими устройствами, без права последующей ретрансляции;
9) информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах и мнения о них независимо от формы их представления;
10) источник информации – физическое или юридическое лицо, представившее информацию журналисту или редакции средства массовой информации, для дальнейшего распространения;
11) кабельное, эфирно-кабельное, цифровое многопрограммное эфирное телевидение – совокупность систем кабельного, эфирно-кабельного, цифрового многопрограммного эфирного распределения и организационно-управленческих процессов, обеспечивающих распространение в открытой или закодированной форме (платной или бесплатной) телевизионных и радиопрограмм и других сообщений электросвязи на определенной территории;
12) комплекс зданий – совокупность зданий, связанных общим предназначением, и составляющих единую производственную структуру;
13) массовая информация – информация, распространяемая через периодические печатные издания, аудиовизуальные и иные передачи, сообщения и материалы, и предназначенная для неограниченного круга лиц;
14) общественная нравственность – система норм и правил поведения, идей, обычаев, традиций, господствующая в соответствующем обществе;
15) оператор - юридическое лицо, осуществляющее техническую эксплуатацию радиоэлектронных средств, обеспечивающих распространение телевизионных и радиопрограмм по эфирным, эфирно-кабельным и спутниковым сетям;
16) официальное сообщение - информация, представляемая государственными органами и их должностными лицами с целью дальнейшего распространения через средства массовой информации;
17) передача – имеющая самостоятельное значение в творческом и тематическом отношении часть отдельного выпуска телевизионной и/или радиопрограммы, которая содержит информацию, предназначенную для восприятия непосредственно потребителем, и может быть использована независимо от других частей программы;
18) периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющее постоянное название, текущий номер и выпускаемое не реже одного раза в полугодие;
19) продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск теле-, радиопрограммы, информация, размещенная в сетевом средстве массовой информации;
20) продукция эротического характера - сообщения и материалы периодических печатных изданий или теле-, радио- передача, не относящиеся к сексуально-эротическим, использующие эротические компоненты (фотографии, коллажи, рисунки, карикатуры, статьи, новеллы, комментарии специалистов, стихи, анекдоты, реклама,);
21) продукция сексуально-эротического характера – сообщения и материалы периодических печатных изданий или теле-, радио- передача, которые в целом и/или систематически эксплуатируют интерес к сексу;
22) продукция порнографического характера – сообщения и материалы периодических печатных изданий или теле-, радио- передача, основным содержанием которой является детальное изображение анатомических и физиологических подробностей сексуальных действий;
23) пропаганда культа жестокости и насилия – распространение сообщений и материалов средствами массовой информации, которые утверждают (культивируют) способ насилия или жестокости, свидетельствующий об их одобрении и ставящий целью распространение среди людей насильственного или жестокого поведения;
24) распространение продукции средства массовой информации – оптовая и/или розничная продажа, бесплатная раздача, доставка подписных и розничных тиражей периодических печатных изданий, аудио- и/или видеозаписей, программ или отдельных передач, трансляция/ретрансляция телевизионных и радиопрограмм, иные виды деятельности по доведению продукции средства массовой информации до потребителя;
25) распространитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях;
26) региональный вещатель – собственник средства массовой информации, обеспечивающий устойчивое распространение телевизионных и радиопрограмм в пределах соответствующей административно- территориальной единицы Республики Казахстан;
27) редакция средства массовой информации - физическое лицо либо творческий коллектив, являющийся структурным подразделением юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов, выпуск, выход в эфир средства массовой информации;
28) республиканский вещатель – собственник средства массовой информации, обеспечивающий устойчивое распространение телевизионных и радиопрограмм для более чем двух третей населения Республики Казахстан;
29) ретрансляция - прием и одновременное либо в записи, независимо от использования технических средств, полное и неизменяемое распространение телевизионных или радиопрограмм (совокупность теле- или радиопередач) другого средства массовой информации;
30) сведения – вид информации о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах;
31) сетевое средство массовой информации – электронное издание, подготовленное при помощи специальных технических и программных средств и предназначенное для распространения массовой информации в электронно-цифровой форме через общедоступные телекоммуникационные сети, имеющее постоянное название, текущий номер и обновляемое не реже одного раза в полугодие;
32) сетка вещания - перечень телевизионных или радиопередач, с указанием наименования, времени выхода в эфир на определенный период времени;
33) сеть телевизионного и/или радиовещания - совокупность технических средств, обеспечивающих производство, формирование и/или распространение телевизионных и радиопрограмм широкому кругу территориально рассредоточенного населения;
34) средство массовой информации - периодически обновляемый результат интеллектуальной и иной деятельности, создаваемый в форме периодического печатного издания, теле- или радиопрограммы, сетевого средства массовой информации в общедоступных телекоммуникационных сетях (интернет и другие) и иной форме периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации;
35) средство массовой информации рекламного характера – средство массовой информации, в котором реклама превышает 40 процентов объема любого номера периодического издания, а телевизионных и радиопрограммах - 20 процентов объема вещания;
36) телевизионное и радиовещание - распространение с использованием электромагнитных волн телевизионных программ (телевизионное вещание), звуковых программ (радиовещание) и дополнительной информации, осуществляемое по наземным, спутниковым или кабельным (проводным, цифровым компьютерным и иным) сетям в открытой или закодированной форме, предназначенное для индивидуального приема потребителями;
37) телевизионный или радиосигнал - радиоизлучение, одна или несколько характеристик которого могут изменяться для передачи телевизионных (звуковых) программ и дополнительной информации;
38) телевизионная или радиопередача - отдельная законченная в организационном и тематическом отношении часть телевизионной или радиовещательной программы;
39) теле-, радиопрограмма - совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющая полное название и выходящая в эфир не реже одного раза в год;
40) технические средства телевизионного и радиовещания – совокупность радиоэлектронных средств и приемо-передающих технических устройств, обеспечивающие производство, формирование и/или распространение телевизионных или радиопрограмм;
41) тираж – совокупность экземпляров одного выпуска периодического печатного издания, распространяемых с соблюдением условий, установленных настоящим Законом;
42) трансграничное телерадиовещание – телевизионное и радиовещание, при котором зона обслуживания включает в себя территории (ю) других (го) государств (а);
43) трансляция – осуществление процесса передачи информации с использованием передающих радиоэлектронных средств, кабельных сетей и номиналов радиочастотного спектра для распространения телевизионных и/ или радиопрограмм;
44) уполномоченный орган по делам средств массовой информации (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование деятельности средств массовой информации и информационных агентств Республики Казахстан;
45) цензура - предварительное согласование сообщений и материалов средствами массовой информации с государственными органами, должностными лицами и иными организациями по их требованию или по иным основаниям с целью ограничения или наложения запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей.

 

Вернуться на главную страницу Следующая страница