Internews Kazakhstan Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages

Fatal error: Class 'MLClient' not found in /var/www/vhosts/v-8293.webspace/www/old.internews.kz/images/lmods/inc2.php on line 5
Новости раздела Законодательство Законодательство о средствах массовой информации Комментарии к материалам раздела Законодательство Различные ситуации с точки зрения закона Форум о средствах массовой информации и законодательстве Казахстана

СМИ и Выборы. Комментарий к Проекту Конституционного закона Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан “О выборах в Республике Казахстан” от 26 ноября 2003 г.

Сегодня основное внимание общественности и средств массовой информации сосредоточено на обсуждении проекта закона «О средствах массовой информации». И несколько в стороне остаются вопросы деятельности средств массовой информации в связи с внесением изменений в действующее законодательство о выборах. Поэтому следует обратить внимание на нормы проекта закона о внесении изменений в закон «О выборах», регулирующие деятельность средств массовой информации. Проект закона «О средствах массовой информации» также содержит статью «Организация деятельности средств массовой информации в особых условиях». К этим «особым условиям» как раз и отнесены условия и порядок использования средств массовой информации в период избирательных компаний.

Прежде всего, заглянем в статью 20-1 законопроекта о внесении изменений в закон «О выборах», посвященную гласности в деятельности избирательных комиссий.

Средства массовой информации могут получить право присутствовать на всех стадиях избирательного процесса, будь то заседания избирательной комиссии или подсчет голосов избирателей. И ограничения могут быть наложены только в соответствии с Конституционным законом «О выборах», а не каким-либо другим. Так, этим законом предусматривается, что представители средств массовой информации могут реализовать это право только при наличии служебного удостоверения и задания редакции, причем, может быть представлено только по одному журналисту от каждого средства массовой информации.

Какие еще требования предъявляются к представителям средств массовой информации?

Так, они обязаны:

1. «иметь при себе документы, удостоверяющие их личность и полномочия;
2. не вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов и принятия решений избирательной комиссией, не предпринимать действий, препятствующих работе избирательной комиссии;
3. выполнять требования членов избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке, установленных соответствующей избирательной комиссией;
4. основывать свои заключения на документированных, действительных и поддающихся проверке фактах;
5. соблюдать требования настоящего Конституционного закона и иного законодательства Республики Казахстан».

Представители иностранных средств массовой информации должны будут аккредитоваться при Центральной избирательной комиссии, по представлению Министерства иностранных дел Республики Казахстан. Центральная избирательная комиссия вправе отозвать аккредитацию представителя иностранного средства массовой информации. Отзыв будет осуществляться в случаях невыполнения журналистом требований, предъявляемых рассматриваемой статьей и предусмотренных Конституционным законом.

Большое значение для средств массовой информации имеет и содержание статьи 27 законопроекта, где регулируется предвыборная агитация. Она, прежде всего, связана с использованием средств массовой информации. В законопроекте раскрыто понятие предвыборной агитации, под которой понимается деятельность, имеющая своей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата, политическую партию.

Нормой данной статьи предусматриваются ограничения для журналистов, должностных лиц редакций средств массовой информации, зарегистрированных кандидатами, на освещение выборов через средства массовой информации. Эта норма также распространяется на их доверенных лиц.

Надо отметить, что эта норма изложена недостаточно четко. Остается неясным следующее: кандидат-журналист не вправе освещать выборы только в том средстве массовой информации, сотрудником которого он является или в любом средстве массовой информации? Точно такая же ситуация складывается и в отношении доверенных лиц кандидата-журналиста, т.е. данное требование распространяется только на доверенных лиц кандидата-журналиста, являющихся сотрудниками данного средства массовой информации или вообще на всех доверенных лиц кандидата- журналиста?

Особо следует обратить внимание на пункт 7 статьи 27 законопроекта.

Согласно этому пункту:

«Средства массовой информации независимо от форм собственности обязаны осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий; воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию того или иного кандидата или политической партии; предоставлять возможность указанным лицам бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания на той же странице и в том же объеме или передаче на телевидении либо радио в такое же время.

Средства массовой информации незамедлительно предоставляют возможность соответствующим избирательным комиссиям опубликовывать информацию о ходе предвыборной кампании и сообщений, установленных настоящим Конституционным законом.

Нарушение требований настоящего пункта является основанием для приостановления деятельности средства массовой информации, допустившего нарушение, по решению суда».

Начнем хотя бы с того, что следует понимать под объективным освещением выборной компании кандидатов? Кто будет давать оценку объективно или необъективно идет освещение – само средство массовой информации, сам кандидат, избирательная комиссия или суд? В данном пункте, видимо, следовало бы конкретно перечислить, каким критериям должна отвечать информация, чтобы ее признали объективной. Если таких критериев не будет, то тогда средство массовой информации будет находиться в тяжелом положении и без конца разбираться с кандидатами по вопросам объективности освещения выборной кампании кандидатов, политических партий.

Не лучше ситуация обстоит и в отношении того, что средства массовой информации должны воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию того или иного кандидата или политической партии. Кто будет решать, что материалы, опубликованные средствами массовой информации, не являются порочащими: кандидат, политическая партия, избирательная комиссия или еще кто-то? И еще: если средство массовой информации будет воздерживаться от публикаций агитационных материалов с вышеназванным содержанием, посчитав их порочащими, то нет гарантий, что ему удастся избежать судебных разбирательств. Кандидаты, политические партии посчитают такое «воздержание» от публикаций их агитационных материалов вмешательством в проводимую ими предвыборную агитацию.

А с другой стороны, при чем здесь средство массовой информации, когда за содержание агитационных материалов несет ответственность то лицо, которое их подготовило?

И еще один вопрос: что следует понимать под словом «незамедлительно»? Или все-таки будут устанавливаться конкретные сроки? Например, если печатное средство массовой информации является еженедельным, то как ему быть? Делать экстренные выпуски? И второй вопрос: кто за это будет платить? И если в отношении государственных средств массовой информации все понятно, то как быть частным СМИ?
И уж совсем ни в какие рамки не входит предлагаемая норма, согласно которой нарушения вышеназванных требований пункта 7 могут послужить основанием для приостановления деятельности средства массовой информации.

Получается, что средства массовой информации должны самостоятельно решать, выступая в роли арбитра, какая информация является объективной, а какая нет; порочит эта информация или не порочит того или иного кандидата. Но ведь не средства массовой информации решают, какая информация должна содержаться в агитационных материалах, это вправе решать только сам кандидат, который, в свою очередь, должен руководствоваться нормами закона. И суду в данном случае отведена роль стороннего наблюдателя, а ведь именно суд должен отвечать на все эти вопросы. Требования, предъявляемые к агитационным материалам, - это как раз те случаи, на основании которых средства массовой информации должны быть освобождены от ответственности.

И еще следует сказать о том, что касается публикации опровержений. Если исходить из предлагаемой нормы, то получается, что средства массовой информации обязаны в обязательном порядке публиковать опровержения, причем не делается каких-либо исключений, и это необходимо сделать в ближайшем номере печатного средства массовой информации либо телевизионной или радиопередаче. Получается, что никто не собирается выслушивать мнение средства массовой информации, согласно или несогласно оно с этим опровержением, главное - опубликовать. А ведь Гражданский кодекс и закон «О средствах массовой информации» предусматривают иную процедуру публикации опровержений. Средству массовой информации дается время (месяц) для принятия решения о том, публиковать или не публиковать опровержение. Как быть в том случае, если средство массовой информации располагает достоверными данными? Но это не будет принято во внимание, так как проект закона «О средствах массовой информации» содержит отсылочные нормы в отношении деятельности средств массовой информации во время избирательной компании, следовательно, будут действовать нормы конституционного закона «О выборах».

Есть в законопроекте нормы, которые адресованы в неизвестность, но, скорее всего, ответственность за их нарушение будет возложена на средства массовой информации. Например, запрещается проведение предвыборной агитации с использованием изображения какого-либо лица без его письменного разрешения, а в случае его смерти - без письменного разрешения наследников.

Правда, предлагается сделать одно маленькое исключение, в соответствии с которым должностные лица средств массовой информации не несут ответственности за высказывания кандидатов и политических партий в ходе их предвыборной кампании, за исключением случаев публикации материалов, указанных в пункте 1 статьи 29 настоящего Конституционного закона. Согласно этому пункту, кандидат в Президенты, депутаты Парламента и маслихата, в члены органа местного самоуправления, политическая партия, выдвинувшая партийный список, выступают с предвыборной программой своей будущей деятельности. Предвыборная программа не должна провозглашать идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также культа жестокости и насилия.

После того как рассмотрены вопросы, связанные с предвыборной агитацией, следует остановиться на вопросах, связанных с проведением предвыборной агитации, к которым средства массовой информации имеют непосредственное отношение.

Согласно статье 28 законопроекта, государство гарантирует кандидатам равное выделение средств для выступления со своими программами в средствах массовой информации. Каждому кандидату предоставляются средства на пятнадцатиминутное выступление по телевидению, десятиминутное выступление по радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух статей в объеме не более двух печатных листов.

Политические партии, выдвинувшие партийные списки, вправе участвовать в политических дебатах на телевидении, организуемых Центральной избирательной комиссией, в устанавливаемом ею объеме времени. Средства массовой информации на договорной основе предоставляют эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки. Условия договора о предоставлении кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, эфирного времени, печатной площади в средствах массовой информации, не должны создавать преимуществ тому или иному кандидату, политической партии. Сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического издания не позднее, чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов, а также представлены в Центральную и областные избирательные комиссии при выборах Президента, в иные территориальные, а также окружные избирательные комиссии при выборах депутатов Парламента, маслихатов и членов местного самоуправления.

Согласие на выделение эфирного времени, печатной площади, данное средством массовой информации одному из кандидатов, политической партии, выдвинувшей партийный список, является согласием на выделение эфирного времени, печатной площади другим кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.

Очередность выступления кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки, в средствах массовой информации устанавливается в порядке поступления письменных обращений либо по жребию в случае, если обращения поступили одновременно.

Запрещается прерывать и комментировать выступления кандидатов на телевидении и по радио сразу после выступления, а также в печатных изданиях в том же номере.

Нормы, заложенные в эту статью, являются обязательными для средства массовой информации, и вполне логичной является ответственность средств массовой информации за их нарушение.

В связи с тем, что в средствах массовой информации часто публикуются результаты опросов общественного мнения, то средствам массовой информации следует обратить внимание на то, что предлагается ввести требования, которые необходимо соблюдать при их публикации.

При опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, кто заказал опрос и оплатил его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.

Опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.

Запрещается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении для голосования и в пункте для голосования.

С учетом вышеизложенного, следует отметить, что средства массовой информации могут получить больше прав на освещение избирательных кампаний.

Но большую настороженность вызывает тот факт, что средства массовой информации могут быть не только привлечены к ответственности за нарушение выборного законодательства, но может быть даже приостановлена их деятельность за те нарушения, которые они не совершали. А вопрос, имел ли место этот факт правонарушения в действительности, может решать только суд, а не избирательная комиссия или другие органы. Необходимо четко указать, что ответственность за нарушение статьи 27 несет, прежде всего, автор агитационных материалов, а не средство массовой информации.

 

 

Предыдующий комментарий Следующий комментарий


Fatal error: Class 'MLClient' not found in /var/www/vhosts/v-8293.webspace/www/old.internews.kz/images/lmods/inc.php on line 58