Internews Kazakhstan Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Новости раздела Законодательство Законодательство о средствах массовой информации Комментарии к материалам раздела Законодательство Различные ситуации с точки зрения закона Форум о средствах массовой информации и законодательстве Казахстана

Сравнительная таблица к проекту закона «О средствах массовой информации»

Оглавление таблицы

Статья 26. Приостановление действия и отзыв лицензии на право вещания

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

 

Предлагается статью 26 исключить

Поскольку приостановление действия и отзыв лицензии фактически являются приостановлением или прекращением деятельности СМИ, эти вопросы, уже рассмотрены в статье 17 проекта закона.
Кроме того, вид предпринимательской деятельности «по организации телевизионного и/или радиовещания» действующим законодательством не предусмотрен.

Статья 27. Телевизионное и радиовещание без лицензии

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

 

Предлагается статью 27 из проекта исключить

Содержание статьи 27 является предметом регулирования закона «О связи».

Статья 29. Официальные сообщения

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

 

Статью 29 предлагается дополнить пунктом 9, следующего содержания:
«9. Информация, предоставляемая государственными органами и организациями является бесплатной.»

Как показывает практика , очень часто государственные органы требуют от частных СМИ оплату за предоставляемую информацию.
В связи с тем, что согласно Конституции государственные органы обязаны предоставлять информацию о своей деятельности обществу, это информации должна предоставляться бесплатно.

Статья 31. Общественные организации в сфере средств массовой информации

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

 

Предлагается статью 31 из проекта закона исключить

Это право любого человека или организации, в том числе и СМИ, в соответствии с Гражданским Кодексом создать любую общественную организацию.
Т.е. это право уже предусмотрено другими законодательными актами.

Статья 32. Право на опровержение

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

1 Гражданин или юридическое лицо вправе требовать в судебном порядке опровержения сведений, не соответствующих действительности, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию. Порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения, которые умаляют честь, достоинство и деловую репутацию человека или организации в общественном мнении с точки зрения соблюдения законов, моральных принципов общества.

Из пункта 1, в первом предложении, предлагается исключить слова «или юридическое лицо»

Честь и достоинства это качества присуще отдельной личности.
Не может быть понятие чести, достоинства и деловой репутации присуще совокупности разных людей. На практике требования об опровержении сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию выдвигают руководители организаций. Таким образом под прикрытием мнения коллектива, они защищают свои корыстные интересы.
На сегодняшний день, суды заполнены исками со стороны юридических лиц к журналистам и СМИ. Как правило, эти иски приводят к огромным штрафам и разорению СМИ. И в тоже время, руководители организаций, судящихся с журналистами и СМИ, уходят от персональной ответственности за свои действия на посту руководителя. Предлагаемое изменение позволит повысить ответственность заявителей, не снижая ответственности СМИ и журналистов перед законом.

3. Объем опровержения не должен превышать объема опровергаемых сведений. Опровержение должно быть размещено в периодических печатных изданиях под заголовком «Опровержение», на той же странице, в телевизионных и радиопрограммах должно быть передано в то же время и в той же программе, что и опровергаемые сведения. В случае, если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву с обязательным сообщением адресатам о несоответствии действительности содержащихся в этом документе сведений. В иных случаях порядок опровержения устанавливается судом.

Предлагается пункт 3 дополнить предложением, следующего содержания: «Публикация опровержения в средстве массовой информации является формой полного возмещения морального вреда и в этом случае, суд не принимает исковые заявления с требованиями о возмещении морального вреда или убытков.»

Следует обратиться к нормативному постановлению Пленума Верховного суда от 21 июня 2001 года № 3, где определяется, что у СМИ есть выбора. Можно или опубликовать опровержение и других последствий не будет, или отказаться публиковать опровержение, но тогда уже суд определит необходимость конкретного наказания. Вот, что говорится в постановлении:
«5. Согласно пункту 1 статьи 917 Гражданского кодекса моральный вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим его противоправными виновными (умышленно или по неосторожности) действиями (бездействием).
Под полным возмещением морального вреда следует понимать такие действия со стороны причинителя вреда, которые он обязан совершить в силу прямого предписания норм законодательных актов (например, в соответствии с Законом "О средствах массовой информации" средство массовой информации обязано опубликовать опровержение распространенных им сведений, не соответствующих действительности; в соответствии со статьей 44 Уголовно-процессуального кодекса орган, ведущий уголовный процесс, обязан принять меры по устранению последствий морального вреда) или выплатить по иску потерпевшего компенсацию морального вреда в денежном выражении в сумме, установленной решением суда.»

Продолжение таблицы

 

Предыдующий комментарий Следующий комментарий