Internews Kazakhstan Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Новости раздела Законодательство Законодательство о средствах массовой информации Комментарии к материалам раздела Законодательство Различные ситуации с точки зрения закона Форум о средствах массовой информации и законодательстве Казахстана

Сравнительная таблица к проекту закона «О средствах массовой информации»

Оглавление таблицы

Статья 17. Приостановление и прекращение выпуска, выхода в эфир средства массовой информации

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

1.Приостановление либо прекращение выпуска, выхода в эфир средства массовой информации возможно по решению собственника или суда.

Предлагается пункт 1. изложить в следующей редакции: «Приостановление либо прекращение выпуска, выхода в эфир средства массовой информации возможно только по решению суда или собственника»

Предлагаемая редакция проекта закона позволит средствам массовой информации избежать ведомственного произвола со стороны государственных органов, избежать незаконного приостановления или прекращения деятельности СМИ.

3. Суд приостанавливает выпуск, выход в эфир средства массовой информации в случае нарушения требований статей 3, 6, пунктом 8 статьи 14, пунктами 5 и 7 статьи 19 и статьи 20 настоящего Закона, а также в случаях повторного в течение года нарушения средством массовой информации требований настоящего Закона, в связи с которым в судебном порядке ранее приостанавливался его выпуск, выход в эфир.

Предлагается пункт 3 исключить

В редакции разработчиков уполномоченный орган получает права по приостановлению деятельности СМИ, а это право должно быть только у суда.
Кроме того, многие вещатели созданы в организационно-правовых формах, имеющих отношение к объектам малого предпринимательства, и на них распространяется действие закона «О государственной поддержке малого предпринимательства». Согласно этому закону , «Государственные органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции, могут запрещать или приостанавливать деятельность субъекта малого предпринимательства только в судебном порядке. Без судебного решения запрещение или приостановление деятельности хозяйствующего субъекта может быть допущено в исключительных случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан, на срок не более 3 дней.».

5. В случае приостановления либо прекращения выпуска, выхода в эфир средства массовой информации по решению собственника либо суда в уполномоченный орган направляется уведомление. Прекращение выпуска, выхода в эфир средства массовой информации влечет аннулирование свидетельства о постановке на учет, отзыв лицензии на телевизионное и радиовещание.

Предлагается из пункта 5. исключить слова «на телевизионное и радиовещание»

Законом «О лицензировании» - «лицензии на телевизионное и радиовещание», не предусмотрены.

Статья 19. Распространение средства массовой информации

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

2. Розничная продажа периодических печатных изданий, публикующих материалы эротического, сексуально-эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках, в специально отведенных стационарных помещениях, предназначенных для этого, расположение которых и правила продажи в них определяются местными исполнительными органами, и не может быть выставлена для публичного обозрения.

В пункте 2 предлагается слова «публикующих материалы» заменить на слово «специализирующихся на публикации материалов» и далее по тексту.

Как известно публикация эротического характера может быть помещена в любом, в т.ч. общественно-политическом издании, но это не означает, что весь тираж газеты должен продаваться в запечатанном виде.
Продаваться в запечатанном виде должны только те издания, основной тематической направленностью которых является публикация материалов, эксплуатирующих интерес к сексу, т.е. это требование должно распространяться на средства массовой информации эротического характера.

5. Выход в эфир телевизионных и радиопрограмм, а также демонстрация кино- и видеопродукции порнографического, сексуально-эротического характера, пропаганда культа жестокости и насилия запрещается. Выход в эфир телевизионных и радиопрограмм эротического характера, а равно отдельных передач, содержащих сцены эротического характера, без кодирования сигнала допускается только с 24.00 часов до 4.00 часов по местному времени.

Предлагается в пункте 5. изложить первое предложение в следующей редакции: «Демонстрация кино- и видеопродукции порнографического характера, пропаганда культа жестокости и насилия запрещается.»
Во втором предложении следует исключить слова «а равно отдельных передач, содержащих сцены эротического характера».

В законодательстве РК отсутствуют четкие критерии в отношении эротики и порнографии.
Кроме того, проект закона не дает определение понятию «сцены эротического характера», что может привести к произвольному толкованию этой нормы.

Статья 21. Обязательные экземпляры периодических изданий и хранение материалов телевизионных и радиопередач

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

1. Обязательные бесплатные экземпляры периодических изданий, в том числе и освобожденных от постановки на учет в силу статьи 15 настоящего Закона, в течение не более трех дней после их изготовления направляются собственником средства массовой информации либо по его поручению третьим лицом в Государственную книжную палату, Национальную библиотеку Республики Казахстан, Центральный государственный архив Республики Казахстан, библиотеку Парламента Республики Казахстан, в уполномоченный орган.

Предлагается в пункте 1, после слов «бесплатные экземпляры» дополнить словом «государственных» и далее по тексту.

Данное требование может распространяться только на государственные СМИ.
Применение этих норм в отношении частных СМИ повлечет дополнительные расходы для частных предпринимателей по пересылке экземпляров печатных изданий.
Заставлять предпринимателей нести такие расходы, это все равно, что обязать платить их еще один дополнительный налог.
Государство могло бы приобретать частные издания для названных в проекте закона организаций через подписку на эти издания.

2. Редакции средств массовой информации обязаны в течение одного месяца сохранять записи всех программ, вышедших в эфир, а также фиксировать их в регистрационном журнале своей эфирной работы и хранить его не менее одного года с момента последней записи в нем. Видео, аудио и иные материалы, имеющие историческую или культурную ценность, сохраняются в порядке, определяемом уполномоченным органом.

В пункте 2 предлагается исключить слово «всех» и заменить его на слово «собственных»

Следует сохранить норму действующего закона «О средствах массовой информации». Тем более, что сохранение всех записей, приведет к дополнительным расходам со стороны СМИ. А это равносильно введению для СМИ еще одного дополнительного налога.
Не имеет смысла записывать и копировать художественные фильмы, музыкальные, передачи, мультфильмы не являющиеся собственной продукцией вещателя.

Статья 22. Организация телевизионного и радиовещания

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

3. В целях обеспечения высокого качества телевизионных и радиосигналов размещение передающих антенных систем допускается только на специально спроектированных опорах (мачтах, башнях), предназначенных для этих целей. Технические параметры телевизионных и радиосигналов должны соответствовать требованиям действующих государственных стандартов Республики Казахстан и иных нормативных документов. Телевизионные и радиосигналы должны соответствовать государственным стандартам и техническим параметрам телевизионного и радиовещания как на трактах формирования сигнала, так и на звеньях тракта распространения сигнала.

Предлагается пункт 3 исключить

Регулирование этих вопросов предусмотрено другими законодательными актами, в частности, законом «О связи».
Кроме того, как известно такие опоры (мачты, башни) находятся в собственности государства.
Государственные органы в этом случае выступают в роли монополиста и будут диктовать свои цены для частных СМИ за аренду места для своего оборудования на этих опорах.
Особенно серьезно от принятия этой нормы могут пострадать малые города. В малых городах нет специально спроектированных опор (мачт, башен). Поэтому вещатели размещают свое оборудование на приспособленных для этих целей трубах, промышленных объектах, высотных зданиях, если такое размещение соответствует требованиям как технической, так и санитарной инспекции.
Обязать сегодня частных вещателей соблюдать требование по размещению своего оборудования на специально спроектированных для этих целей опорах означает вообще прекратить их деятельность. В результате пострадает, прежде всего, население этих городов, так нечего будет и смотреть и слушать.
Поэтому норма, предлагаемая разработчиками, является преждевременной.
Через несколько лет, когда уровень развития рынка и доходы вещателей позволят им самостоятельно строить специальные сооружения, тогда законодательно можно ввести эту норму. Она будет логичной и своевременной, но не сейчас.

6. Трансляция/ретрансляция телевизионных и радиопрограмм может осуществляться посредством сетей телевизионного и/или радиовещания- спутниковых, наземных эфирных, эфирно-кабельных, кабельных и проводных. Телерадиовещательные организации для распространения и трансляции своих программ могут использовать как собственные телевизионные и радиовещательные сети, так и другие сети телекоммуникаций на договорных условиях. Взаимоотношения вещателя и оператора, осуществляющего трансляцию/ретрансляцию телевизионных и радиопрограмм, регулируются законодательством Республики Казахстан.

Во втором предложении пункта 6 предлагается слова «телерадиовещательные организации» заменить на слово «вещатели»

Это необходимо для единообразия применения понятий используемых в проекте закона.
В законопроекте не дано понятие «телерадиовещательные организации». Разработчики проекта закона используют понятия вещатель, республиканский вещатель, региональный вещатель.
Предлагается местный вещатель.

Статья 24. Прием телевизионных и радиопрограмм

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

2. В пределах зоны устойчивого приема телевизионных и радиопрограмм не допускается проведение работ, препятствующих приему передач или ухудшающих их техническое качество. Физические и юридические лица, признанные виновными в этом, обязаны возместить все расходы, связанные с восстановлением качества приема телевизионных и радиопрограмм, за свой счет. Индустриальные помехи, возникающие в процессе телевизионного и радиовещания, подлежат устранению за счет лиц, в собственности (ведении, управлении) которых находятся источники этих помех.

Пункт 2 следует исключить

Это уже регулируется законом «О связи». И относится к компетенции Министерства транспорта и коммуникаций.

Статья 25. Лицензирование телевизионного и радиовещания

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

2. Лицензированию подлежит деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания. Лицензирование деятельности по организации телевизионного и/или радиовещания осуществляется уполномоченным органом.

Предлагается пункт 2 изложить в следующей редакции: «Лицензированию подлежат услуги по трансляции телевизионных и звуковых(радиовещательных) программ. Лицензирование осуществляется уполномоченным органом в области связи связи».

Пункт 2 следует привести в соответствие с действующим законодательством.
Согласно закону «О лицензировании» лицензированию подлежат услуги по трансляции телевизионных и звуковых (радиовещательных) программ.
Деятельность же по организации телевизионного и радиовещания лицензированием не предусмотрена.
Уполномоченным органом, является Агентство по информатизации и связи (уполномоченный орган в области связи), а не уполномоченный орган в лице Министерства информации.
Кроме того, Министерство информации уже выдает СМИ (вещателям) необходимый разрешительный документ Свидетельство о постановке на учет. В связи с этим отпадает необходимость в выдаче министерством еще одного разрешительного документа для вещателей.

3. Разрешение на использование радиочастотного спектра (телевизионного канала) выдается уполномоченным органом в области связи при наличии лицензии на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания.

Пункт 3 предлагается изложить в следующей редакции: «Разрешение на использование радиочастотного спектра (телевизионного канала) выдается уполномоченным органом в области связи при наличии лицензии на услуги по трансляции телевизионных и звуковых (радиовещательных) программ»

Норма, предлагаемая разработчиками противоречит действующему законодательству. В соответствии с законами «О лицензировании» и «О связи» такое разрешение выдается только при наличии лицензии на услуги по трансляции телевизионных и звуковых (радиовещательных программ). И выдача других разрешений не предусматривается.

4. В разрешении на использование радиочастотного спектра в обязательном порядке должны указываться месторасположение технических средств, в том числе размещение антенных устройств с указанием географических координат, а также фактическая мощность используемых передающих средств. В случае изменения вышеуказанных параметров, необходимо получение нового разрешения в уполномоченном органе в области связи по согласованию с уполномоченным органом.

Пункт 4 предлагается исключить

Норма, предлагаемая разработчиками, противоречит действующему законодательству. В соответствии с законами «О лицензировании» и «О связи» такое разрешение выдается только при наличии лицензии на услуги по трансляции телевизионных и звуковых (радиовещательных программ). И выдача такого разрешения не предусматривается при наличии других лицензий.
Нет необходимости при изменении технических параметров производить согласование уполномоченного органа связи с уполномоченным органом средств массовой информации, так как это технический вопрос.

5. Лицензия на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания является основанием для заключения договора аренды технических средств для целей телевизионного и/или радиовещания между вещателем и оператором технических средств.

Предлагается пункт 5) исключить

Законом «О лицензировании не предусмотрена выдача лицензии на этот вид деятельности.

6. Порядок выдачи лицензии на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания утверждается Правительством Республики Казахстан.

Предлагается пункт 6 исключить

Лицензии на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания, законом «О лицензировании не предусмотрены.

7. В случае использования телевизионных и радиовещательных сетей для распространения телекоммуникационных услуг (передача данных, интернет, телематические услуги, местная телевизионная связь и т.д., а также при предоставлении услуг по сдаче в аренду каналов подачи программ телевидения и звукового вещания) деятельность вещателя осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой уполномоченным органом в области связи в соответствии с законодательством о лицензировании.

Пункт 7 предлагается исключить

Все это является предметом регулирования «О связи» и в этом пункте рассматриваются технические вопросы.

Продолжение таблицы

 

Предыдующий комментарий Следующий комментарий