Internews Kazakhstan Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Новости раздела Законодательство Законодательство о средствах массовой информации Комментарии к материалам раздела Законодательство Различные ситуации с точки зрения закона Форум о средствах массовой информации и законодательстве Казахстана

Сравнительная таблица к проекту закона «О средствах массовой информации»

Оглавление таблицы

Статья 2. Свобода слова, получения и распространения массовой информации

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

 

Предлагается статью 2 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4.Каждое лицо вправе публично критиковать деятельность государственных и местных органов власти, а также их должностных лиц. Запрещается преследование за критику.»

Необходимость введения пункта 4 вызвана тем, что оценка деятельности органов государственной власти должна быть публичной и открытой.
Так как согласно статье 3. Закона «О государственной службе» одним из принципов государственной службы является учет общественного мнения и гласности , за исключением деятельности составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

Статья 4. Принципы деятельности средств массовой информации

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

 

Статью 4 предлагается исключить.

Статья 4, повторяет нормы, содержащиеся в других статьях проекта закона. В частности, содержание пункта 1) этой статьи соответствует содержанию пункта 1 статьи 2.
Другие же положения этой статьи нашли свое отражение в статьях 33 и 34, где говорится о правах и обязанностях журналиста

Статья 6. Язык распространения средств массовой информации

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

2. Еженедельный объем телевизионных и радиопередач средства массовой информации, на государственном языке по времени не должен быть менее суммарного объема передач на других языках. Распределение передач на государственном языке в суточной сетке вещания должно осуществляться равномерно в течение всего периода их выхода в эфир. Данное требование не распространяется на сети кабельного, эфирно-кабельного, цифрового многопрограммного эфирного телевидения и индивидуального спутникового приема телевизионных и радиопрограмм.

Из пункта 2 предлагается исключить второе предложение

Если эту статью оставить без изменений, в редакции разработчиков, то тем самым министерство информации получит возможность оказывать свое влияние на редакционную деятельность СМИ.
Может быть нарушено право журналистов на свободу творчества, которая гарантирована Конституцией РК. Кроме того ограничивается право СМИ на свободу предпринимательства.
Предлагаемое разработчиками новшество повлечет на собой изменение аудитории, в сторону их уменьшения, телевизионных и радиопрограмм. А это в свою очередь повлечет за собой уменьшение рекламных доходов СМИ. Как показывает практика в результате уже примененного языкового регулирования вещания, казахстанская аудитория переключается на российские теле- и радиопрограммы. По данным организаций, исследующих медиа рынок Казахстана, рейтинг канала «Евразия» (ОРТ-Казахстан) составляет 85% телевизионной аудитории, а «Ел-Арна» 60%. Оба этих канала являются на 100 % русскоязычными, надо учесть, что очень большое количество телезрителей проживает в городах, имеет возможность подключиться к кабельному телевидению, где значительное место занимают российские каналы. В тоже время, как отмечают исследователи, зрительская доля казахстанских каналов, вещающих на двух языках, существенно сократилась в последние два года.
Поэтому пора делать выводы из реальной практики. Применение законов, ужесточающих языковые нормы вещания, повлечет за собой увеличение интереса к российским вещателям, а значит и увеличение их доходов от рекламы. В свою очередь, казахстанские каналы будут получать меньше рекламных доходов, а это будет искусственно сдерживать возможности их развития. Еще более опасно для казахстанских каналов уменьшение доли зрительской аудитории. Так как значительная часть населения перестанет получать информацию о Казахстане через телевидение и радио.
Слово «равномерно» используемое в проекте несет в себе произвольное толкование. Любой чиновник это может довести до абсурда. Так он может требовать ежесекундную, ежеминутную, ежечасную и т.д. равномерность. Чиновник не будет принимать во внимание доводы о том, что телевизионные и радиопередачи имеют различную продолжительность, что новости, к примеру, занимают 15 минут, а трансляция футбольного матча занимает почти два часа.
Регулирование продолжительности времени теле-, радиопередач, их последовательности в теле-, радиопрограммах является нарушением творческой свободы журналиста и СМИ.

 

Статью дополнить пунктом 3., следующего содержания – «Местные вещатели вправе, по решению местного представительного органа, осуществлять распространение телевизионных и радиопрограмм с учетом национального состава населенного пункта, без учета соблюдения требований предусмотренных в пункте 2.»

Это касается только «местных вещателей». Статья 6 в редакции разработчиков не учитывает требований международных соглашений, ратифицированных Республикой Казахстан, в которых говорится об учете языковых потребностей населения страны. Такими международными соглашениями являются: Решение Межгосударственного Совета от 28 апреля 1998 года №25
«О десяти простых шагах навстречу простым людям»; Постановление Правительства РК от 11 мая 1999 года №562, утвердившее «Соглашение о создании благоприятных условий для распространения программ телевидения и радио на территориях государств, участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях.»
Кроме того, разработчики проекта закона оставили без внимания норму Конституции РК, согласно которой международные соглашения, ратифицированные РК, имеют преимущество перед нормами национального законодательства. В проекте закона должны быть заложены нормы, позволяющие использовать положения, предусмотренные в международных соглашениях.

Статья 7. Недопустимость вмешательства в деятельность средства массовой информации

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

1. Не допускается вмешательство государственных органов, организаций, их должностных лиц в деятельность средства массовой информации, его учредителя, собственника, издателя, распространителя, журналиста, за исключением случаев, когда их деятельность осуществляется в нарушение законодательства Республики Казахстан.

В пункте 1. предлагается после слов «распространителя, журналиста» поставить точку и последующие слова исключить.
Пункт 1 дополнить предложением следующего содержания: «Вмешательство в деятельность средств массовой информации возможно только в судебном порядке».

Эти изменения вызваны тем, что статья в редакции разработчиков предусматривает чиновникам государственных органов неограниченные возможности, право вмешиваться в деятельность СМИ, минуя суд.
Условие вмешательства в деятельность СМИ только через суд позволит избежать произвола со стороны чиновников в отношении СМИ.

Статья 8. Государственное регулирование в области средств массовой информации

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

2. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции:
1) осуществляет постановку на учет средств массовой информации, в том числе и рассчитанных на зарубежную аудиторию;

Предлагается из пункта 2 исключить
подпункт 1)

Данная норма продублирована в подпункте 6) пункта 2, где раскрыта более полно.

4) организует проведение открытых конкурсов по распределению номиналов радиочастот для телевидения и радиовещания;

Прелагается из пункта 2 исключить подпункт 4)

Вопросы распределения радиочастот входят в компетенцию уполномоченного органа в области связи и Правительства. Разработчики предлагают норму, которая противоречит существующему порядку распределения радиочастот. Согласно действующему законодательству, организацией конкурсов занимается Правительственная комиссия по проведению конкурсов на получение права на наземное телерадиовещание в РК

5) осуществляет контроль за соблюдением лицензиатом условий, указанных в лицензии на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания;

Предлагается подпункт 5) исключить из пункта 2.

Согласно закону «О лицензировании», деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания не подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 9 вышеназванного закона лицензированию подлежат « услуги по трансляции телевизионных и звуковых (радиовещательных) программ». И именно с такой формулировкой – «услуги по трансляции телевизионных и звуковых (радиовещательных) программ»
Лицензиаром - Агентством по информатизации и связи выдаются лицензии вещателям.

6) принимает решения о выдаче, приостановлении действия или отзыве свидетельства о постановке на учет средства массовой информации, а также лицензии на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

Предлагается в подпункте 6) пункта 2 после слов «средства массовой информации» поставить точку. Остальные слова исключить.

Разработчики предлагают лицензировать «деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания», которая , в соответствии с законом «О лицензировании», лицензированию не подлежит.
Поэтому нет необходимости уполномоченному органу (министерству информации), выдавать лицензии, не предусмотренные законодательством о лицензировании. Вполне достаточно того, что министерство информации выдает всем СМИ Свидетельство о постановке на учет.
Кроме того, согласно статье 12 закона «О связи», «Лицензии на право трансляции телевизионных и звуковых (радиовещательных) программ (использование передающих технических средств и номиналов радиочастотного спектра) выдаются физическим и юридическим лицам по согласованию с уполномоченным органом по делам печати и СМИ».
То есть, Министерство информации принимает участие в выдачи лицензии Комитетом по информатизации и связи через процедуру согласования.

3. Государство обеспечивает равный доступ субъектам массовой информации, независимо от формы их собственности, к участию в конкурсах на получение государственного заказа в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

В пункте 3 следует слово «субъектам» заменить словом «средствам»

Проект закона не содержит такое понятие как, «субъект массовой информации».

Статья 10. Учредитель собственника средства массовой информации

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews

Комментарии

 

Предлагается статью 10. исключить.

Вопросы, связанные с учредителями юридических лиц, в том числе и средств массовой информации, являются предметом рассмотрения Гражданского кодекса.

Продолжение таблицы

 

Предыдующий комментарий Следующий комментарий