Internews Kazakhstan Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Новости раздела Законодательство Законодательство о средствах массовой информации Комментарии к материалам раздела Законодательство Различные ситуации с точки зрения закона Форум о средствах массовой информации и законодательстве Казахстана

Сравнительная таблица к проекту закона «О средствах массовой информации»

Оглавление таблицы

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Редакция разработчиков  проекта закона

Редакция предлагаемая Internews Комментарии
1) аккредитация – процедура допуска журналиста к информации государственным органом, общественным объединением и организацией; Предлагается пункт 1) изложить в следующей редакции:
« аккредитация - допуск и создание надлежащих условий для средств массовой информации (журналиста) по сбору информации о деятельности государственных и иных органов и организаций.»
1)Под аккредитацией следует понимать не только реализацию средством массовой информации (журналистом) своего права на доступ к информации, но и выполнение органами, осуществляющими аккредитацию, своих обязанностей по предоставлению журналистам доступа к информации
5) журналист (представитель средства массовой информации) - физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации; Пункт 5) в конце предложения предлагается дополнить словами – «на основе трудовых или иных договорных отношений» Журналист (представитель средства массовой информации) наряду с дипломом должен осуществлять свою деятельность, находясь с собственником СМИ в отношениях, установленных законодательством
10) источник информации – физическое или юридическое лицо, представившее информацию журналисту или редакции средства массовой информации, для дальнейшего распространения; Подпункт 10) предлагается после слов «для дальнейшего распространения» дополнить словами : «а также сообщения других средств массовой информации, документы и другие носители информации» Так как не только физические или юридические лица могут быть источниками информации,   предлагается  их конкретизировать, а также расширить перечень источников информации
14)общественная нравственность – система норм и правил поведения, идей, обычаев, традиций, господствующая в соответствующем обществе; Пункт 14) предлагается исключить В связи с тем, что это понятие не содержит конкретных критериев. Это ведет к произвольному толкованию понятия, и как следствие, к предъявлению необоснованных претензий к СМИ.
16) официальное сообщение - информация, представляемая государственными органами и их должностными лицами с целью дальнейшего распространения через средства массовой информации; Предлагается пункт 16) после слов «должностными лицами» дополнить словами «а также юридическими и физическими лицами,» и далее по тексту. Общественные объединения, депутатские фракции, граждане и пр. вправе также делать официальные сообщения.
Не следует ограничивать круг лиц, имеющих право делать официальные сообщения, так как каждый вправе, согласно Конституции, распространять информацию любым, не запрещенным законом, способом.
17) передача – имеющая самостоятельное значение в творческом и тематическом отношении часть отдельного выпуска телевизионной и/или радиопрограммы, которая содержит информацию, предназначенную для восприятия непосредственно потребителем, и может быть использована независимо от других частей программы; Предлагается пункт 17) исключить. Так как, понятие «передача», по своему содержанию соответствует толкованию понятия «телевизионная или радиопередача», содержащемуся в пункте 38).
Нет необходимости вводить два понятия, имеющих одинаковое толкование. Учитывая специфику законопроекта, предлагается пункт 17) исключить, сохранив пункт 38).
19) продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск теле-, радиопрограммы, информация, размещенная в сетевом средстве массовой информации; В пункте 19) предлагается после слов «издания или» исключить слова «аудиовизуальной программы», заменить их на слова «теле-, радиопрограммы»;
после слов «отдельный выпуск» слова «теле-, радиопрограммы» заменить на слова «теле-, радиопередачи»
Это связано с тем, что проект закона не содержит и не раскрывает понятия «аудиовизуальной программы».
Продукцией СМИ могут являться, как телепрограммы в целом, как совокупность отдельных теле-, радиопередач, так и отдельные теле- или радиопередачи. Версия разработчиков проекта называет «теле-, радиопрограммой» и то, и другое, что приводит к смешанию понятий и возможному разночтению закона. Каждому понятию в проекте закона должно соответствовать только одно конкретное определение.
20) продукция эротического характера - сообщения и материалы периодических печатных изданий или теле-, радио- передача, не относящиеся к сексуально-эротическим, использующие эротические компоненты (фотографии, коллажи, рисунки, карикатуры, статьи, новеллы, комментарии специалистов, стихи, анекдоты, реклама,); Пункт 20) предлагается изложить в новой редакции – «продукция эротического характера – информация (публикация, выход в эфир) о сексе в периодических печатных изданиях или теле-, радиопередачах.» Прежде всего необходимо указать, что следует понимать под продукцией эротического характера продукции.
Разработчики это не делают, а лишь делают ссылки, которые в свою очередь не содержат четких критериев.
Как показывает практика, в обществе существует интерес к эротике. В случае если продукция эротического характера появляется в СМИ нерегулярно, будь-то статья, стихи, рисунок, анекдот или фотография, то ограничений вводить не имеет смысла . Если же СМИ специализируется на публикациях эротического характера, то тогда на распространение такого СМИ могут накладываться определенные ограничения.
В связи с вышесказанным предлагается ввести новое понятие «средство массовой информации эротического характера»
  Предлагается в статью 1 ввести новое понятие «средство массовой информации эротического характера» и дать ему следующее определение : «средство массовой информации эротического характера – средство массовой информации, специализирующееся на публикации продукции эротического характера, которое в целом и систематически эксплуатирует интерес к сексу»  
21) продукция сексуально-эротического характера – сообщения и материалы периодических печатных изданий или теле-, радио- передача, которые в целом и/или систематически эксплуатируют интерес к сексу; Пункт 21) предлагается исключить Этот пункт не содержит четких критериев, на основании которых можно было определить, что же является продукцией сексуально-эротического характера, а это в свою очередь, чревато произвольным толкованием этой нормы.
22)продукция порнографического характера – сообщения и материалы периодических печатных изданий или теле-, радио- передача, основным содержанием которой является детальное изображение анатомических и физиологических подробностей сексуальных действий; 22) предлагается изложить в новой редакции-
«продукция порнографического характера – информация, специально рассчитанная на возбуждение и (или) удовлетворение полового влечения и сопровождаемая натуралистическим детализированным изображением или описанием в любой форме половых органов, половых актов и иных сексуальных действий.
Согласно статье 273 УК, предусмотрено наказание за незаконное распространение порнографических материалов или предметов. Из чего следует, что запрещается не всякое распространение порнографических материалов или предметов, а только «незаконное». В частности, на законных основаниях вышеназванные материалы используются в медицине.
Поэтому предлагается новое редакция этого понятия, которая имеет более конкретные критерии, позволяющие эротику отделить от порнографии.
Как показывает практика, продукция порнографического характера существует, также как существуют и различные носители ее распространения (книги, картины, видеофильмы, а также и средства массовой информации, распространяющие эту продукцию).
Кстати, это еще одна проблема проекта закона, когда не учитываются нормы действующего законодательства. В Уголовном кодексе есть понятие «порнографические материалы и предметы», но разработчики проект закона его не используют, а предлагают новое понятие «продукция порнографического характера».
Исходя из вышеизложенного, следует ввести понятие средства массовой информации порнографического характера. И распространяться они должны только в специально отведенных для этого местах.
26) региональный вещатель – собственник средства массовой информации, обеспечивающий устойчивое распространение телевизионных и радиопрограмм в пределах соответствующей административно- территориальной единицы Республики Казахстан; Пункт 26) предлагается изложить в следующей редакции –«региональный вещатель – собственник средства массовой информации, осуществляющий распространение телевизионных и радиопрограмм на территории, где проживает более одной трети населения Республики Казахстан». Это необходимо для того , чтобы в проекте закона было заложено одинаковое толкование понятий. Разработчики же вкладывают в практически одинаковые понятия разное значение. Если в пункте 26) в понятие «региональный вещатель» разработчики за основу берут только территорию распространения, то в пункте 28), где дается определение понятию «республиканский вещатель», за основу берется количество населения, проживающего на соответствующей территории.
  Предлагается в статью 1 ввести новое понятие «местный вещатель». И дать ему следующее определение:
«Местный вещатель – собственник средства массовой информации, осуществляющий распространение телевизионных и радиопрограмм в пределах одной административно-территориальной единицы».
В связи с тем, что под словом «региональный» понимается несколько административно-территориальных единиц, предлагается ввести новое понятие «местный вещатель».
Введение этого понятия позволит учитывать распространение телевизионных и радиопрограмм с учетом потребностей населения, проживающего на соответствующей территории.
28) республиканский вещатель – собственник средства массовой информации, обеспечивающий устойчивое распространение телевизионных и радиопрограмм для более чем двух третей населения Республики Казахстан; 28) предлагается изложить в следующей редакции – «республиканский (национальный) вещатель – собственник средства массовой информации осуществляющий распространение телевизионных и радиопрограмм на территорию, где проживает более двух третей населения Республики Казахстан». Те же самые аргументы, что и по пункту 26). Это необходимо для того, чтобы в проекте закона было заложено одинаковое толкование понятий. Разработчики же вкладывают в практически одинаковые понятия разное значение. Если в пункте 26) в понятие «региональный вещатель» разработчики за основу берут только территорию распространения, то в пункте 28) , где дается определение понятию «республиканский вещатель», то за основу берется количество населения, проживающего на соответствующей территории.
29) ретрансляция - прием и одновременное либо в записи, независимо от использования технических средств, полное и неизменяемое распространение телевизионных или радиопрограмм (совокупность теле- или радиопередач) другого средства массовой информации; В пункте 29) исключить слова «либо в записи» Таким образом исключение этих слов позволит это понятие привести в соответствие с «Европейской конвенцией о трансграничном телевидении» (Страсбург, 5 мая 1989г.), согласно которой под ретрансляцией понимается - «Ретрансляция» означает прием и одновременную передачу, независимо от используемых технических средств полных и неизменных телевизионных программ, либо существенных частей таких программ, транслируемых телевещателями для приема населением;»
Унификация понятий, используемых в законах РК и международных соглашениях, позволит национальному законодательству адаптироваться к международным стандартам.
38) телевизионная или радиопередача - отдельная законченная в организационном и тематическом отношении часть телевизионной или радиовещательной программы; Пункт 38) предлагается изложить в следующей редакции :«теле- или радиопередача – самостоятельная часть телевизионной программы, имеющая только ей присущее название и своих авторов» Предлагаемая редакция дает более полное толкование этому понятию и содержит конкретные критерии
39) теле-, радиопрограмма - совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющая полное название и выходящая в эфир не реже одного раза в год; Пункт 39) предлагается изложить в следующей редакции: «теле- или радиопрограмма – совокупность отдельных теле- или радиопередач» В редакции предлагаемой разработчиками в понятие «теле-, радиопрограмма» содержатся признаки понятия «телевизионной или радиопередачи», в частности слова «имеющая полное название и выходящая в эфир не реже одного раза в год».
А это может повлечь к различным толкованиям одного и того же понятия закона, что недопустимо.
  Ввести в статью 1 проекта закона новое понятие и изложить его в следующей редакции:
«мнение – суждение (оценки, критические и положительные высказывания и т.д.) об объектах (явлениях, событиях, личностях и т.д.) включающие субъективную оценку».
Введение в понятийный аппарат проекта закона понятия «мнение» вызвано следующим. В пункте 9), уже раскрывается понятие «информация», где оно включает в себя две составляющие: сведения и мнения. И если одному из них, понятию «сведения» в пункте 30) дано определение, то определение понятию «мнение» в проекте не дано. Чтобы это устранить, предлагается ввести новое понятие «мнение».
Необходимость его введения вызвана также и тем, что часто в СМИ публикуются именно мнения, за которые зачастую журналистов привлекают к ответственности. Судьи ошибочно ставят знак равенства между мнением и сведением. Привлекать к ответственности должны за сведения, не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию, а не за высказывание собственного мнения.
Каждый человек имеет право на выражение собственного мнения, в том числе и с использованием СМИ.

Продолжение таблицы

 

Предыдующий комментарий Следующий комментарий