Internews Kazakhstan Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages

Fatal error: Class 'MLClient' not found in /var/www/vhosts/v-8293.webspace/www/old.internews.kz/images/lmods/inc2.php on line 5
Новости раздела Законодательство Законодательство о средствах массовой информации Комментарии к материалам раздела Законодательство Различные ситуации с точки зрения закона Форум о средствах массовой информации и законодательстве Казахстана

С каждым последующим вариантом закона о СМИ государство ужесточает регулирование средств массовой информации

В Казахстане идет обсуждение законопроекта о СМИ.

Сделаем небольшой экскурс в историю закона, призванного регулировать деятельность средств массовой информации в республике.

В 1991 году, в то время Верховный Совет Казахской ССР, принимает закон "О печати и других средствах массовой информации".

В 1995 году, дважды, указами Президента Республики Казахстан, были внесены изменения и дополнения в вышеназванный закон. В числе изменений была статья о государственном органе по делам печати и массовой информации. В то время особого акцента на полномочия этого органа не делалось и СМИ имели достаточно свободы для осуществления их деятельности.

В 1999 году средства массовой информации стали руководствоваться новым законом "О средствах массовой информации", принятым Парламентом Республики Казахстан.

Но уже в 2001 году в этот закон вносятся изменения, в основном затрагивающие вопросы распространения массовой информации и регулирования взаимоотношений средств массовой информации и государственных органов.

А в 2002 году начинается работа по подготовке нового проекта закона "О средствах массовой информации". В сентябре 2003 года проект закона внесен Правительством на рассмотрение в Парламент.

Как видим, с определенной периодичностью (с интервалом в два года) средствам массовой информации предлагают новые "правила игры". Причем, каждый раз, когда принимается новый закон или вносятся изменения в действующий закон, общественность и журналисты ожидают, что это будет способствовать тому, что средства массовой информации превратятся в общественный институт по реализации прав граждан на свободу слова, получения и распространения информации. И хотя общественные организации активно предлагают поправки в законопроекты, готовые законы получаются не такими, какими их хотели бы видеть журналисты и общественность.

Государство стремится расширить сферу своего влияния. Так, в 2001 году в сферу государственного регулирования были включены web-сайты. Для того чтобы упростить их регулирование и не ломать голову над процедурными вопросами, относящимися к сфере интернета, web-сайты были отнесены к средствам массовой информации, а информация, размещенная на web-сайтах, стала "продукцией средства массовой информации".

В 2003 году в центре внимания государственного регулирования оказалась деятельность телерадиокомпаний.

Сравнивая нормы действующего закона "О средствах массовой информации" от 1999 года и нормы проекта закона от 2003 года, невольно обращаешь внимание на то, что раньше не бросалось в глаза. В отличие от проекта закона 2003 г., в действующем законе нет статьи, посвященной государственному регулированию в области средств массовой информации. В действующем законе "О средствах массовой информации" роль уполномоченного органа по делам средств массовой информации в основном сводится к постановке на учет средств массовой информации. Но как показывает практика, и этого хватает, чтобы уполномоченный орган мог оказывать давление на средства массовой информации, а наиболее строптивые электронные СМИ лишать возможности выходить в эфир.

Внесенный на рассмотрение в Парламент РК проект закона "О средствах массовой информации", скорее всего, можно отнести к нормативному правовому акту, призванному регламентировать деятельность уполномоченного органа по делам средств массовой информации, чем к нормативному правовому акту, направленному "на реализацию права граждан и средств массовой информации на свободу слова, получение и распространение информации, обеспечение единой государственной политики по защите их прав и интересов", как это отмечено в преамбуле к проекту закона "О средствах массовой информации".

"Интерньюс-Казахстан" проанализировал законопроект о СМИ и предлагает свои формулировки и поправки к статьям. Обзор формулировок и поправок - в сравнительной таблице к проекту закона «О средствах массовой информации».

Вы можете загрузить сравнительную таблицу в формате MIcrosoft Word

Сергей Власенко, юрист Internews Network Kazakhstan. E-Mail - vlasenko@internews.kz

 

Предыдующий комментарий Следующий комментарий


Fatal error: Class 'MLClient' not found in /var/www/vhosts/v-8293.webspace/www/old.internews.kz/images/lmods/inc.php on line 58