Internews Kazakhstan Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Новости раздела Законодательство Законодательство о средствах массовой информации Комментарии к материалам раздела Законодательство Различные ситуации с точки зрения закона Форум о средствах массовой информации и законодательстве Казахстана

Комментарий к Закону Республики Казахстан «О профилактике и ограничении табакокурения» № 340-II РК

10 июля 2002 года подписан Закон Республики Казахстан «О профилактике и ограничении табакокурения» № 340-II РК, который опубликован в «Юридической газете» № 30 (453) 31 июля 2002 года.

Согласно, статьи 12 этого закона, Закон «О профилактике и ограничении табакокурения» вводится в действие со дня его официального опубликования, но отдельные его статьи смогут заработать в иные установленные для них сроки. Так подпункт 6) пункта 1 статьи 4 вводится в действие с 1 октября 2003 года и он имеет непосредственное отношение теле- и радиокомпаниям.

Но обо всем по порядку.

Настоящий закон призван регулировать общественные отношения, возникающие в процессе производства, реализации и потребления табачных изделий, а также определяет основные меры по профилактике и ограничению табакокурения в целях защиты прав граждан на охрану здоровья.

Рассмотрим те нормы закона, которые в той или иной меры имеют отношение к средствам массовой информации. Как известно реклама табачных изделий приносит средствам массовой информации, в том числе и теле- и радиокомпаниям, определенный доход от рекламы. Из чего следует вывод, что чем больший доход будут получать будут получать средства массовой информации, тем больше у них будет возможностей для того чтобы готовить на полученный доход свою собственную продукцию.

Нормы нового закона содержат ограничения, которые не позволят средствам массовой информации и прежде всего теле- и радиокомпаниям, иметь тот доход от рекламы табачных изделий, который они будут иметь до вступление в действие ниже следующей нормы закона. Так согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 4 «запрещается реклама табака и табачных изделий на телевидении и радио», эта норма вводится в действие с 1 октября 2003 года.

Как видим норма достаточно жесткая, не делающая каких либо исключений для рекламы табачных изделий, предусмотренных статьей 14 Закона «О средствах массовой информации» - «3. Выход в эфир теле-, радиопередач и рекламных роликов, пропагандирующих табачные и алкогольные изделия, допускается с 23 до 06 часов местного времени. Реклама алкогольных и табачных изделий в средствах массовой информации должна сопровождаться хорошо отличимым текстом о вреде их употребления».

Из чего следует, что не за горами внесение изменений в Закон «О средствах массовой информации», иначе с 1 октября 2002 года эти два закона будут противоречить другу друг, так как один разрешает категорически запрещает рекламу, а другой хоть и с ограничениями, но ее разрешает.

Сейчас о других ограничениях и запретах для средств массовой информации в отношении рекламы табака и табачных изделий, предусмотренных статьей 4 закона «О профилактике и ограничении табакокурения»:

«Запрещается-

демонстрация табакокурения в телевизионных программах, за исключением случаев, когда она является неотъемлимой частью замысла автора программы (авт. а вот эта норма уже вступила в действие и следовательно всем телекомпаниям, и уже сейчас следует убрать из своих рекламных роликов всех лиц с дымящими сигаретами. Под табакокурением следует понимать процесс потребления табачных изделий, вызывающий зависимость организма курящего от никотина, отрицательно влияющий на его здоровье, а также здоровье окружающих и загрязняющий окружающую среду.);

реклама табачных изделий в печатных изданиях, ориентированных на несовершеннолетних;

размещение рекламы табака и табачных изделий на первых и последних страницах, обложках печатных изданий».

Вышеназванные нормы вступили в действие с момента опубликования рассматриваемого закона.

Обратимся к статье 2 закона «О профилактике и ограничении табакокурения», где раскрывается понятие – «реклама табака и табачных изделий». Итак «9) реклама табака и табачных изделий – любая форма информации для неограниченного круга лиц, направленная на стимулирование приобретения или употребления табачного изделия, его образа или понятия о нем, названия сорта или товарного знака (знака обслуживания)». Из чего следует, что во главу угла поставлен основной критерий, информация о табаке и табачных изделиях не должна иметь побуждающий или стимулирующий характер. Это важно, и прежде всего в тех случаях когда теле- и радиокомпании будут предоставлять свой эфир для рекламы так называемых социальных рекламных роликов, о вреде того же табакокурения. В таких случаях без наглядных примеров с показом табачных изделий не обойтись.

Под табачным изделием понимается – «любое изделие, содержащие табак, за исключением фармацевтической продукции, содержащей никотин». К сожалению такое толкование табачного изделия не способствует четкому и ясному восприятию, так как не названа конкректная форма изделия – сигара, сигарета, папиросы, нюхательный табак. Как быть с табаком для трубок. Или под табачными изделиями следует понимать еще и упаковки, пачки (кстати, их можно изготовить не только из картона или бумаги) или любую тару которая используется для упаковки табачных изделий. Отсюда возникает вопрос, так, что же все таки нельзя будет рекламировать сигарету или упаковку(пачку) в которой она находится. Почему задается этот вопрос, да потому, что уполномоченный орган скорее всего будет считать изделием и пачки и сигареты, а производитель табачных только сигареты и будет прав. Почему, да потому, что на пачке размещается марка товарного изделия, его товарный знак, а запретов на рекламу марки табачного изделия или товарного знака производителя новый закон не содержит.

Как уже было отмечено выше в этой связи, появились и новые требования к рекламе табачных изделий в средствах массовой информации, что в свою очередь требует внесения новых изменений в закон «О средствах массовой информации» и может создать новые трудности в предпринимательской для средств массовой информации, так как внесение этих изменений может породить и внесение других изменений для средств массовой информации, и как показывает практика это может негативно отразиться на деятельности средств массовой информации, как это произошли с внесением изменений по ретрансляции.

Сергей Власенко, юрист Internews Network Kazakhstan. E-Mail - [email protected]

 

Вернуться на главную страницу Следующий комментарий