Internews Kazakhstan Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Новости раздела Законодательство Законодательство о средствах массовой информации Комментарии к материалам раздела Законодательство Различные ситуации с точки зрения закона Форум о средствах массовой информации и законодательстве Казахстана

Комментарий к совместному письму Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 20 мая 2002 года N ДМ-2-1-15/4936 и Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан от 20 мая 2002 года N ДСМИ-1760 "О порядке применения статьи 61-1 Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет""

Совместным письмом, Министерство государственных доходов и Министерство культуры, информации и общественного согласия, попытались ответить всем теле-и радиостанциям на интересующие их вопросы, так как эти вопросы были близки по своему содержанию.

Этим письмом средствам массовой информации еще раз напомнили, что налог на добавленную стоимость по нулевой ставке имеет ограничения по сроку своего действия, до 1 января 2004 года и то, он распространяется только на продукцию собственного производства.

И давайте обратимся непосредственно к самой норме закона, так как это поможет в последующем внести некоторую ясность в предлагаемых разъяснениях, в том числе и на соответствие их требованиям закона. Согласно Закона Республики Казахстан от 3 мая 2001 года N 183-II «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет дополнен статьей 61-1. Налогообложение продукции телевизионных и радиовещательных организаций. Обратимся к ее содержанию : «Обороты по производству и (или) распространению теле- и радиопродукции собственного производства, а также рекламных услуг (за исключением художественной кинопродукции, видеоклипов и рекламных роликов, изготовленных для реализации), осуществляемые телевизионными и радиовещательными организациями Республики Казахстан, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

Данная норма применяется к телевизионным и радиовещательным организациям Республики Казахстан, действующим на основании лицензии, выданной уполномоченным органом в области связи по согласованию с уполномоченным органом по делам печати и средствам массовой информации».

Из чего следует, что те теле-, радиостанции, которые не имеют лицензии могут на налогообложение по нулевой ставке не рассчитывать. И если обратиться к результатам работы правительственной комиссии по проведению конкурсов на получение права на наземное телерадиовещание, то целому ряду теле-, радиостанций предстоит расстаться с лицензиями или временно приостановить свою деятельность, то ряды станций претендующих на льготное налогообложение значительно поредеют. Но даже у тех, кто успешно обошел эти преграды, может столкнуться с новыми, и вот почему.

К продукции собственного производства, согласно этого письма, отнесена оригинальная продукция, производимая теле- и радиостанциями самостоятельно.

Собственной продукцией теле- и радиостанций будет считаться и вся приобретаемая станцией продукция как отечественного, так и зарубежного производства, при наличии подтверждающих факт приобретения этой продукции документов. Но здесь есть маленькое «но», о котором станциям следует помнить, при приобретении такой продукции и это проблемы самих станций, а не каких-то государственных структур. В документах дающих право на приобретаемую станцией продукцию, должно присутствовать (записано) и разрешение от правообладателя продукции на то, что станция имеет право на любое из их этих действий в отношении приобретаемой ей продукции:

- перезапись в телевизионный формат;

- дублирование на казахский или русский язык; -монтаж;

- сокращение с целью исключения отдельных фрагментов в соответствии с частью второй пункта 2 статьи 14 Закона РК «О средствах массовой информации» -ликвидация пробелов, составленных для размещения рекламы; перезапись на кассету с корректировкой звука;

-сокращение повторных эпизодов в начале очередной серии из-за плавающего звука (от 40 до 47) хронометража и т.д.

То есть станции должны помнить о следующем, что важно приобрести не только саму продукцию, а если станции хочет иметь еще и льготное налогообложение на эту продукцию, то еще важнее получить право на совершение вышеназванных действий в отношении приобретаемой продукции. Если этого не сделать, то налог на добавленную стоимость будет равен не нулевой ставке, а полной -16%. Это с одной стороны, а с другой стороны вряд ли окажется много желающих среди продавцов своей продукции, разрешить своим покупателям (станциям), так вольно обращаться со своей продукцией.

И в конечном итоге это может привести к ограничению числа станций, претендующих на налог на добавленную стоимость по нулевой ставке.

А теперь немного о частностях.

Что касается дублирования закупаемой продукции, то определенная ясность в письме присутствует, будет это синхронный перевод или титры вправе решать сама станция.

А вот в отношении пункта 2 статьи 14 Закона «О средствах массовой информации» о котором упоминается в письме, этого сказать нельзя, так как содержащаяся здесь норма закона запрещает выход в эфир продукции порнографического и специального сексуально-эротического характера, пропаганды культа жестокости и насилия. И она может выстрелить в любую минуту, так как не исключено, что в последующем, на станцию может быть наложена ответственность за содержание приобретаемой продукции и пример этому уже есть - станция Ирбис г. Павлодар, за показ фильма «Интим», который для был только в этом городе отнесен категории порнографических фильмов, а в других городах республики к нему претензий не было.

Еще более запутывает ситуацию по льготному налогообложению разъяснения по поводу продукции, которую не следует, относит к продукции собственного производства.

Выше уже говорилось о том, что если станция приобретает продукцию, т.е. заплатит деньги за нее, то налогообложение будет по нулевой ставке. А вот если станция закажет продукцию, тоже заплатить деньги, то такая продукция уже не будет считаться собственной продукцией, а значит станция не будет иметь льготного налогообложения в отношении этой продукции. А ведь в данном случае было бы уместно такую продукцию отнести к категории собственной продукции и более уместно к такой продукции предъявлять требования предусмотренные пунктом 2 статьи 14 Закона РК «О средствах массовой информации».

А вот дальше в письме идет разъяснение, которое практически может свести на нет, все те усилия, которые предприняты для того, чтобы станции при определенных условиях имели льготное налогообложение на собственную продукция, потому как если исходит их содержания совместного письма, собственная продукция, может оказаться вроде бы, как и не собственной и нет большой необходимости станциям заниматься собственным производством своих программ. И прежде всего это может иметь непосредственное отношение к станциям, которые ретранслируют зарубежные средства массовой информации и вот почему. Согласно совместного письма - «К теле- и радиопродукции собственного производства не относится продукция …, а также продукция (программы), выходящая в эфир в составе ретранслируемых программ (отечественных и зарубежных) телевизионных и радиовещательных организаций, определямых по наличию логотипа или позывных». То есть получается, что все те станции, кто ретранслирует СМИ, могут не рассчитывать на налог по нулевой ставки на продукции, которую они производят самостоятельно. Не получится ли так, что хоть сколько станция производит своей продукции, но если она занимается ретрансляцией, все усилия по производству собственной продукции могут оказать напрасными.

Что следует понимать под составом ретранслируемых программ, все передачи идущие в эфир, как собственные, так и ретранслируемые? Или это вставка, врезка собственной продукции станции непосредственно в ретранслируемую передачу? На чем будут останавливать свой выбор налоговые органы. Не исключено, что на первом варианте, так как он гораздо проще и черное называет черным, а белое белым.

Не станет ли это ущемлением интересов станций занимающихся ретрансляцией? Не приведет ли это разъяснение к тому, что станции вынуждены будут отказаться от ретрансляций. Над этим конечно станциям стоит подумать, хотя с другой стороны насколько оправдан будет отказ от ретрансляции, если срок льготное налогообложения истекает 1 января 2004 года, т.е. через полтора года.

А если еще раз заглянуть в статью 61-1 закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», то можно сказать о том, что в совместном письме не расширены ли возможности, для того, чтобы отдельные станции не получили льготного налогообложения. В законе не предусматривается ограничений на собственную продукцию станций, если они в своем эфире ретранслируют отдельные передачи как отечественных, так и зарубежных средств массовой информации, наряду с собственной продукцией.

Почему так детально рассматривается эта ситуация, да потому, многие компании продавая свою продукцию сопровождают ее своим логотипом. И этот логотип может присутствовать, как на продукции помещенной в кассете, которая закуплена на каком-нибудь телевизионном рынке, так и на продукции, и которая может быть доставлена через спутник на станцию и как быть в таких случаях?

Сейчас на этот вопрос видимо ответить однозначно не предоставляется возможным, хотя наверняка найдутся желающие сказать, что не следует волноваться, все будет в порядке. Но лучше все затронутые выше вопросы разрешить сейчас, пока не наступило время платить налог на добавленную стоимость.. Конечно же, стоит поблагодарить вышеназванные министерства за дачу разъяснений в своем совместном письме, но вот только к сожалению некоторые разъяснения породили новые вопросы о которых было сказано выше.

Сергей Власенко, юрист Internews Network Kazakhstan. E-Mail - [email protected]

 

Вернуться на главную страницу Следующий комментарий