Internews Kazakhstan Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Новости раздела Законодательство Законодательство о средствах массовой информации Комментарии к материалам раздела Законодательство Различные ситуации с точки зрения закона Форум о средствах массовой информации и законодательстве Казахстана

Комментарий к проекту закона РК «О Рекламе» от 8 августа 2002 г. (внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента)

Работа над проектом закона «О рекламе» завершена, постановлением Правительства от 8 августа 2002 года № 887 законопроект внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан. И вновь в роли строгих экзаменаторов будут выступать депутаты. И пока все предыдущие попытки Правительства получить положительную оценку для своего детища были неудачными.

И давайте попробуем выяснить, насколько удачной будет эта попытка, какова вероятность того, что в этот раз разработчиками были учтены все недоработки прошлых лет.

И первое впечатление о новом законопроекте, что разработчиками не были приняты во внимание и не получили своего дальнейшего развития уже действующие нормы в отношении рекламы.

Хотя если верить статье 1 Цели Закона, то целями настоящего закона является обеспечение необходимых условий для производства, распространения (размещения) и использования и как раз вот этого обеспечения в законопроекте особо то и не чувствует.

Так, например не в этом законопроекте, а в Законе РК от 3 мая 2001 года № 183-II «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» о некоторых критериях определения, какие печатные издания публикующие рекламу, могут получать льготы по налогообложению( реклама составляет менее 2/3 площади печатного материала) , а какие нет. Что рекламные услуги телевизионных и радиовещательных организаций также имеют льготы на добавленную стоимость.

Конечно разработчики могут сослаться на то, что вопросы льготного налогообложения это предмет рассмотрения Налогового кодекса и этот вопрос следует решать именно в нем. С этим можно согласиться. Но так это и следует сделать, внести такое предложение, по изменению в Налоговый кодекс. Тем более, что льготы о которых сказано выше носят временный характер, до 1 мая 2004 года. Нужно поддерживать отечественных производителей рекламы, сохранить ныне действующий механизм льготного налогообложения.

Следующий момент. Почему то в законопроекте ни слова не сказано о социальной рекламе. Что случилась, она государству не нужна или для нее будет приниматься отдельный нормативный акт? Или эта проблема будет регулироваться законодательством о государственных закупках, но в любом случае о социальной рекламе необходимо сказать в этом законопроекте.

Очень немаловажный вопрос. Вопрос спонсорства рекламы. Необходимо, чтобы как можно больше механизмов было задействовано в рекламной деле.

Нельзя не обратить внимание и на еще одну деталь, избирательность в решении рекламы отдельных видов как товаров и рекламных услуг. Так для того, чтобы рекламировать табачные изделия, в соответствии с законопроектом необходимо обратиться к закону «О профилактике и ограничении табакокурения». В то время как для рекламы алкогольных изделий, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, оружия, продукции двойного назначения в законопроекте нашлось место, хотя для изделий, о которых было сказано выше, были приняты соответствующие законодательные акты.

Разработчики не стали уделять особого внимание и на такие «мелочи», как согласно закона «О профилактике и ограничении табакокурения» на телевидении и радио вводится запрет на рекламу табака и табачных изделий, но эта норма вступает в действие с 1 октября 2003 года. В то время как закон «О средствах массовой информации» разрешает рекламу табачных изделий с 23 до 06 часов местного времени. Значит, в какой то закон следует вносить изменения.

Есть и другие нестыковки с действующим законодательством . Так законопроект предусматривает, что сроки хранения материалов, содержащих рекламу составляют не менее трех месяцев. И если в отношении печатных изданий с этим можно согласиться, то в отношении телевизионных и радиовещательных организаций нет, так как у них своя специфика. Для хранения своих материалов они используют дорогостоящие кассеты, и согласно закона «О средствах массовой информации», они обязаны сохранять в течение одного месяца записи собственных передач.

В пункте 1 статьи 17 законопроекта возложена обязанность на рекламопроизводителя и рекламораспространителя требовать от рекламодателя документальных подтверждений рекламной и рекламируемой информации. В этом нет большой необходимости возлагать обязанность на троих, тем более, что эта обязанность возложена на одного - рекламодателя. Кроме того, согласно статьи 198 Уголовного кодекса предусматривается ответственность рекламодателя, за использование в рекламе заведомо ложной информации, относительно товаров, работ или услуг.

Разработчики не обратили особого внимания на особенности рекламы в средствах массовой информации. Необходимо было отметить особенности рекламы в печатных изданиях и назвать, какие печатные издания считаются рекламными.

Если выполнять все требования предъявляемые к рекламе отдельных видов товаров или услуг, то от этого прежде всего пострадает сам рекламный продукт (например рекламный ролик), так как теряется его товарный вид. Так, например рекламу алкогольных изделий должна сопровождать надпись о вреде его употребления, дополнительно там же должна присутствовать и информация о номере лицензии производителя изделия и наименование органа, выдавшего лицензию. Поэтому из статьи 7 законопроекта целесообразно убрать, из 4 пункта второй абзац: «Если деятельность, осуществляемая рекламодателем, подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара (работ, услуг), а также при рекламе самого рекламодателя необходимо указывать номер лицензии и наименование органа, выдавшего лицензию.»

Присутствие в пункте 5 статьи 7 законопроекта слов: «Реклама не должна …; побуждать граждан к насилию, жестокости, агрессии, возбуждать панику, а также к иному противоправном действию (бездействию).», может быть любым лицом истолковано достаточно своеобразно и использована для оправдания каких либо противоправных действий. Например «увидел рекламируемый товар, не было денег на покупку и поэтому украл», как в таких случаях считать, виновата реклама или нет? Поэтому слова выделенные скобками из текста законопроекта следует исключить, тем более, что многие их них практически повторяют содержание пункта 5 статьи 7 законопроекта.

Есть необходимость и в том, чтобы раскрыть некоторые понятия и внести их в статью 3 законопроекта. Например, в подпункте 2) пункта 1 статьи 8 говорится о «существенной информации» в рекламе. Это сделать необходимо, так именно это понятие будет давать возможность получить ответ на вопрос привлекать к ответственности за рекламу или нет, за ненадлежащую рекламу.

Стоит более детально рассмотреть и вопрос связанный с объемом вещания рекламной продукции, так пунктом 1 статьи 9 предусматривается 10 процентов рекламы от общего вещания в теле- и радиопрограммах, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера. С учетом того, что вводятся ограничения в отношении использования рекламы в отдельных передачах, может быть стоит увеличить вышеназванные проценты.

Изложенное выше говорит о необходимости комплексного и систематизированного подхода к данному законопроекту, рассмотрению его во взаимосвязи с другими законодательными актами.

А в предлагаемом разработчиками виде, он скорее всего создаст не нужные дополнительные проблемы рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям.

Сергей Власенко, юрист Internews Network Kazakhstan. E-Mail - [email protected]

 

Вернуться на главную страницу Следующий комментарий