Internews Network Kazakhstan Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации


Комментарий к Приказу министра культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан от 3 сентября 2001 г. № 175 об утверждении Инструкции по учету средств массовой информации и информационных агентств

Приказом министра, культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан от 3 сентября 2001 года № 175 была утверждена Инструкция по учету средств массовой информации и информационных агентств. Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 октября 2001 года № 1661.

Этим приказом предусмотрено, что он вступает в силу через 14 дней с момента его регистрации, точкой отсчета является 24 октября 2001 года.

К сожалению, в самом приказе ничего не сказано, как же быть в отношении другого приказа министерства информации, культуры и общественного согласия Республики Казахстан от 24 декабря 1999 года № 226 "Об утверждении Правил "О постановке на учет средства массовой информации и информационного агентства", также прошедшего регистрацию в министерстве юстиции Республики Казахстан 21 января 2000 года № 1030.

Правовой статус правил и инструкций определен закон "О нормативных правовых актах". В нем установлено, что :

"… 3) правила - нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности;

4) инструкция - нормативный правовой акт, детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений."

Если исходить из этого, то оба эти документа и Инструкция и Правила являются самостоятельными документами, несмотря на схожесть в названии, так в Инструкции говорится об учете средств массовой информации, а Правилах о постановке на учет средств массовой информации.

Но некоторые сомнения в их самостоятельности все таки остаются, прежде всего своим содержанием они во многом повторяет друг друга.

Если внимательно вчитаться в содержание преамбул этих документов и Инструкции и Правил, то речь скорее всего идет об одном и том, так как оба эти документа устанавливают порядок постановки на учет средств массовой информации и информационных агентств. Только в Инструкции этот порядок предназначен для осуществления достоверного и своевременного статистического учета и анализа информационного пространства Республики Казахстан, а в Правилах с целью учета и мониторинга средств массовой информации и информационных агентств.

Инструкцией предусматривается, что постановку на учет осуществляет уполномоченный орган по делам средств массовой информации. Сам же этот орган не называется и если обратиться к закону о средствах массовой информации, то можно будет узнать, что под уполномоченным органом по делам средств массовой информации - центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование деятельности средств массовой информации и информационных агентств Республики Казахстан. Чтобы окончательно прояснить ситуацию обратимся к еще одному нормативному акту - Положению о министерстве культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан, но и в нем нет прямого ответа, так в положении сказано, что Министерство культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сферах культуры, информации и общественного согласия, уполномоченным на выполнение в соответствии с законодательством функции государственного управления и контроля. Или этим будет заниматься иная государственная структура?

Кстати в тексте Инструкции содержаться соответствующие предположения, такие как - "Свидетельство о постановке на учет подписывается первым руководителем уполномоченного органа". На это просто не возможно не обратить внимание, так как если заглянуть в те же Правила то в них четко сказано, что "Свидетельство о постановке на учет СМИ или Агентства подписывается Министром культуры, информации и общественного согласия".

Для того, чтобы все таки получить ответ на интересующий нас вопрос, то во все той же преамбуле Инструкции можно будет узнать, что контроль за исполнением настоящего приказа возложен на директора Департамента СМИ министерства культуры, информации и общественного согласия.

В плане конкректности более предпочтительно выглядят Правила, в которых есть прямой ответ на поставленных вопрос, кто же является уполномоченным органом - "Постановку на учет СМИ проводит Министерство культуры, информации и общественного согласия".

В главе Общие положения Инструкции говорится о том, что постановку на учет осуществляет уполномоченный орган, т.е. предусматривается только процедура по постановки на учет. И отдельным пунктом говорится о том, что территориальные органы уполномоченного органа осуществляют лишь консультационно-разъяснительную работу по вопросам постановки на учет (переучета) и снятия с учета СМИ или Агентства.

В Правилах же сказано о том, что уполномоченный орган ведет единый реестр выданных свидетельств о постановке на учет СМИ или Агентства, а также приостановленных либо отозванных свидетельств.

В связи с внесением изменений и дополнений в закон "О средствах массовой информации" (от 3 мая 2001 года) расширен перечень объектов освобожденных от постановки на учет. Не требуется постановки на учет периодических печатных изданий тиражом менее ста экземпляров; официальных, нормативных и иных актов; бюллетеней судебной практики; теле-, радио- видео-, кинохроникальных программ, распространяемых по кабельным сетям, если зона обслуживания ограничена одним зданием или комплексом.

Для постановки на учет СМИ или Агентства собственником либо лицом, действующим по его уполномочию, в уполномоченный орган подается заявление, отвечающее требованиям статьи 11 закона "О средствах массовой информации". В заявлении указывается: наименование, местонахождение, организационно-правовая форма собственника средства массовой информации; язык (языки) средства массовой информации; предполагаемая периодичность выпуска; основная тематическая направленность; территория распространения.

К заявлению прилагаются: для физических лиц - документ подтверждающий право на занятие предпринимательской деятельностью; для юридических лиц - копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

Предъявлять иные требования при постановке на учет СМИ и Агентства запрещается.

Заявление и прилагаемые к нему документы должны быть рассмотрены в течение 15 дней со дня их поступления в Уполномоченный орган.

СМИ и Агентство признается поставленным на учет со дня выдачи его собственнику, главному редактору либо их представителю свидетельства о постановке на учет.

В Инструкции не оговаривается срок в течении которого необходимо получить свидетельство о постановке на учет, это позволит СМИ оттягивать срок получения свидетельства, если оно по какой то причине не готово к своей деятельности, так как если СМИ получить свидетельство, то оно обязано приступить к своей деятельности для печатных СМИ в течение шести месяцев, а для электронных в течение одного года если оно не укладывается в эти сроки, то вновь необходимо будет пройти процедуру постановки на учет.

Так руководители СМИ и Агентств имеют некоторую возможность по маневрированию в сроках получения свидетельства, ориентиром для этого является дата получения свидетельства. В свидетельстве должна стоят дата, когда собственник, главный редактор (редактор) или их представители получили свидетельство, а не дата когда его подписал первый руководитель уполномоченного органа.

Да и в самом в законе "О средствах массовой информации" говорится не о дне выдачи свидетельства о постановке на учет, а дне получения свидетельства о постановке на учет.

Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (статья 342), предусмотрена мера ответственности, согласно которой изготовление и распространение продукции массовой информации издательством или средством массовой информации без его регистрации … влекут штраф на должностных лиц в размере до двадцати, на юридических лиц - в размере до ста месячных расчетных показателей с конфискацией печатной или иной продукции.

Если остановиться на вопросах переучета СМИ и Агентства, то это необходимо делать в случаях смены: собственника, организационно-правовой формы собственника, наименования собственника. Названия СМИ или Агентства, изменения языка издания либо вещания, территории распространения, основной тематической направленности.

Переучет СМИ или Агентства не требуется при изменении: местонахождения собственника либо редакции, периодичности выпуска, объема выхода в эфир, тиража, смене главного редактора (редактора).

И следующая интересная деталь согласно Правил, в тех случаях, где нет необходимости производит переучет, собственник СМИ или Агентства обязан в месячный срок письменно уведомить Уполномоченный орган о вышеуказанных изменениях. А такого требования в Инструкции не содержится.

В Инструкции говорится о правовом статусе свидетельства о постановке на учет, что наличие такового является основанием для осуществления выпуска (выхода в эфир) продукции средства массовой информации. Да, это является основанием, но необходимо сделать уточнением. Электронные средства массовой информации (телевидение и радио) должны иметь еще и соответствующую лицензию.

С момента получения свидетельства периодические печатные издания должны приступить к своей деятельности в течение шести месяцев, а теле- и радио компании в течение одного года. В противном случае свидетельства о постановке на учет СМИ или Агентства признаются утратившими силу. Свидетельства выдаются на неограниченный срок.

Информация о признании свидетельства о постановке на учет утратившими силу публикуются в республиканских периодических печатных изданий, определяемых уполномоченным органом.

Как и в инструкции так и в Правилах предусмотрена выдача дубликата в случае утери оригинала свидетельства.

Юрист «Интерньюс-Казахстан» Сергей ВЛАСЕНКО

 

Вернуться на главную страницу раздела Следующая страница