Internews Network KazakhstanЗаконодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации


Саморегулирование и совместное регулирование сети Интернет

Свойства работы в режиме реального времени делают чрезвычайно трудным обнаружение и обеспечение выполнения национальных законов о содержащейся в сети Интернет информации. Данные свойства включают в себя огромный объем информации, имеющейся в сети Интернет, международные источники большей части такой информации, децентрализованность сети Интернет, а также расхождения между законами в разных странах. Например, материал, являющийся незаконным в одной стране, может храниться, и к нему может иметься доступ из тех стран, где он считается законным.

Он может также передаваться через целый ряд других стран, в каждой из которых есть свои собственные законы относительно данного материала.

Возможность воспроизводить или копировать сайты во всемирной сети также может представлять трудности для традиционных ведомств, обеспечивающих выполнение законов. Часто для облегчения пользователям доступа к содержанию сайтов они многократно воспроизводятся в пределах разных юрисдикций по всему миру. В случае выявления в пределах одной юрисдикции сайта, содержащего материал сомнительного характера, очень трудно, если вообще возможно, предотвратить доступ не только к этому сайту, но также и к целому ряду воспроизведенных сайтов, которые могут содержать идентичный материал.

Возможность анонимного общения в режиме реального времени, дающего пользователям чувство свободы, что недостижимо в режиме автономной работы, также затрудняет выявление тех, кто предоставляет и получает доступ к запрещенному материалу. Услуги по анонимной пересылке сообщений могут еще больше осложнять ситуацию, поскольку сообщения в сети Интернет могут направляться по измененному маршруту и копироваться таким образом, что достоверно установить источник их происхождения невозможно. Кодирование материала добавляет еще один аспект к тем сложностям, которые возникают при борьбе с незаконным материалом в среде, обеспечивающей работу в режиме реального времени.

В силу этих и других причин при обычном подходе к регулированию сети Интернет в демократических странах делается особый упор на схемах саморегулирования или совместного регулирования. Эти схемы включают в себя следующее:

- разработку норм и правил для участников работы в режиме реального времени, таких как поставщики услуг и поставщики информации, с различной степенью государственного участия (там, где такое участие имеет место, этот процесс называется «совместным регулированием», особенно в тех случаях, когда принимаются законы, требующие от поставщиков услуг и информации осуществления саморегулирования. Одним из таких примеров является Поправка к Закону Австралии о службах вещания от 1999 г. («Службы, работающие в режиме реального времени»)).

- применение существующего законодательства или введение особого законодательства, предусматривающего меры ответственности за работу с материалами определенного содержания в режиме реального времени, наряду с созданием «горячих» линий электронной почты для получения сообщений об обнаруженных материалах «незаконного» содержания;

- технические разработки для контроля доступа детей к содержащимся в сети Интернет материалам, в том числе фильтрующее программное обеспечение и маркировка материалов соответствующими ярлыками; а также

- введение образовательных программ для населения.

Функционирование подобных механизмов требует активного сотрудничества между органами, определенными соответствующим законодательством в качестве уполномоченных по вопросам сети Интернет, и объединениями поставщиков услуг и информации в разработке стандартов, норм, правил и т.д. В Австралии поступившее в соответствующие органы сообщение о размещении на каком-либо веб-сайте незаконной информации может привести к разного рода действиям, в том числе к «стандартному уведомлению о запрещении доступа» или «уведомлению об удалении сайта». Однако в большинстве стран существует не так много законов, специально посвященных регулированию сети Интернет. В некоторых странах, таких как Соединенные Штаты или Канада, никакого регулирования как такового вообще не предусмотрено. Другие страны только приступают к разработке подобных законов, учитывая, однако, что развитие сети Интернет еще далеко не завершено, и поэтому, может быть, еще слишком рано принимать какие-либо законы. Как представляется, такая ситуация имеет место и в Казахстане.

Заключение

В случае Казахстана также можно было бы рассмотреть подход саморегулирования и совместного регулирования, но это требует значительно более развитой системы регулирующих правовых норм, учитывая специфику сети Интернет, а также тот факт, что она значительно отличается от традиционных средств массовой информации. В том случае, если развитие сети Интернет в Казахстане является основанием для введения специальных норм ее регулирования, что может быть достаточно преждевременным, то полезнее всего было бы сделать это в отдельном юридическом документе, содержащем меры, соответствующие свойствам сети Интернет.

 

Вернуться на главную страницу разделаСледующая страница