Internews Network KazakhstanЗаконодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации


Определение веб-сайтов как средств массовой информации

Предлагаемые изменения и дополнения включают в себя следующее:

1. Распространить определение средств массовой информации на «веб-сайты в общественных телекоммуникационных сетях (Интернет и другие)»;

2. Определить веб-сайт как «виртуально представленную страницу какого-либо физического или юридического лица в Республике Казахстан, подготовленную с помощью специальных технических и программных средств, на которой ее владелец помещает информацию с целью ее массового распространения»;

Кроме того, веб-сайты будут подлежать постановке на учет в соответствии со статьями 10 и 11 Закона «О средствах массовой информации» и в целом будут регулироваться тем же образом, что и все другие средства массовой информации.

Данный подход отличается от распространяющейся в мире тенденции применять к сети Интернет режим регулирования, отличный от используемого в отношении собственно средств массовой информации, и фактически устанавливать другие рамки регулирования содержания и услуг, представленных в сети Интернет, в зависимости от характера конкретной услуги.

Пример 1

На Всемирном саммите органов по регулированию аудиовизуальной продукции (ЮНЕСКО, Париж, 1999) все участники решили, что «юрисдикция регулирующих органов над сетью Интернет должна быть определена в соответствии с видом услуг (электронная коммерция, новостные группы, аудиовизуальные услуги, электронная почта и т.д.)». В данном контексте орган, осуществляющий регулирование сети Интернет, не обязательно может являться единственным, учитывая предоставление нескольких видов, таких как обмен сообщениями между частными лицами, электронная коммерция, а также «передача «общественно-значимой» или «аудиовизуальной» или «социально-значимой» информации» («Предварительный меморандум: Регулирование аудиовизуальных услуг в сети Интернет: вопросы и факторы первостепенной значимости», Всемирный саммит органов по регулированию аудиовизуальной продукции (ЮНЕСКО, Париж, 1999). Данный подход является широко распространенным.

Пример 2

Европейский Союз разрабатывает ступенчатый подход к регулированию содержания в соответствии с уровнем контроля, осуществляемого конечным пользователем, по шкале, начинающейся прямой передачей информации в эфир и заканчивающейся платными услугами в сети Интернет.

Веб-сайты едва ли могут рассматриваться как средства передачи «общественно- значимой» или «социально-значимой» информации в той же мере, как и прямая передача информации в эфир, или предлагать своим пользователям значительный уровень контроля над процессом выбора: посещать ли веб-сайт, какой веб-сайт посещать, какую информацию получать на веб-сайте и т.д. Поэтому для них предусматривается и обычно применяется значительно более легкий режим регулирования.

Пример 3

Подобным образом в 1998 г. Канадская радиотелевизионная и телекоммуникационная комиссия после длительного и детального изучения данного вопроса объявила о том, что она не будет осуществлять регулирование сети Интернет, поскольку он не подпадает под определение вещания, установленное в Законе о радио- и телевещании страны.

Заключение

Можно поставить под сомнение знак равенства, который ставится в изменениях и дополнениях между средствами массовой информации и веб-сайтами сети Интернет.

В отношении веб-сайтов нельзя применять такой же режим регулирования, какой применяется к средствам массовой информации. Канадская радиотелевизионная и телекоммуникационная комиссия объявила, что передачи в режиме реального времени традиционных вещательных компаний, таких как радио- или телевизионные станции, также не подпадают под регулирование. Другие страны могут рассматривать вопрос регулирования «общественно значимого» или «аудиовизуального» содержания в сети Интернет иначе, однако на Всемирном саммите органов по регулированию аудиовизуальной продукции было принято решение, что даже если регулирование информации на веб-сайтах в сети Интернет и может быть обосновано, то введение такого режима регулирования не является вопросом первостепенной важности. Поэтому к рассмотрению и разработке любых новых положений Закона «О средствах массовой информации», касающихся сети Интернет, следует подходить очень осторожно, учитывая формирующийся в мире подход к данному вопросу.

 

Вернуться на главную страницу разделаСледующая страница