Internews Network KazakhstanЗаконодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации


Общие комментарии к Закону Республики Казахстан «О Средствах Массовой Информации» 1999 г.

В данном законе содержатся основные положения по ряду областей регулирования деятельности средств массовой информации. Таким образом, он представляет собой типичный пример ранней стадии развития законодательства о средствах массовой информации в стране, где целый ряд различных областей в общих чертах регулируется одним законодательным актом. Со временем, несомненно, возникнет необходимость расширить данный закон и разработать на его основе несколько отдельных законов: закон о печати, закон о вещании, закон об авторском праве, закон о свободе информации и т.д.

Применение любого закона, особенно в такой тонкой области как средства массовой информации, в огромной степени зависит от правовой и политической культуры конкретной страны, а также от общего состояния правовых норм в данной стране. Чем больше предстоит сделать в этих областях, тем настоятельнее необходимость в четком и детальном механизме регулирования закона о средствах массовой информации, который позволил бы предотвратить злоупотребления законом или несоблюдение его положений. В этом случае общий характер положений означает, что данный закон оставляет лазейки для таких проявлений в части регулирования и применения, которые могут противоречить общему духу Закона о средствах массовой информации.

В статье 4 говорится, что законодательство о средствах массовой информации «состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан», и во многих положениях действительно делаются ссылки на другие неуказанные законы как относящиеся к рассматриваемому вопросу. Например, в статье 21 говорится, что журналист обязан «выполнять иные обязанности, возложенные на него в соответствии с законодательством Республики Казахстан». Данное положение потенциально может подготовить почву для неприемлемой практики возложения на журналистов обязанностей, несовместимых с их профессиональным статусом.

Кроме того, законом предусмотрено мало эффективных гарантий от посягательств на свободу и независимость средств массовой информации. Статья 25 («Основания ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации») представляет собой хороший пример принятого в данном законе подхода. В пункте 3 данной статьи говорится, что «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста влечет установленную законодательством Республики Казахстан ответственность». Именно в данном законе должны определяться меры ответственности за посягательства на свободу средств массовой информации или журналистов. Недостаток таких положений может сделать средства массовой информации беззащитными, особенно перед посягательствами на их свободу и независимость по основаниям и с использованием средств, которые не регулируются законодательством о средствах массовой информации.

Вышесказанное тем более важно, если учесть, что «уполномоченный орган по делам средств массовой информации», не раз упоминаемый в законе, является государственным ведомством (Министерство информации и общественного согласия). Данный орган также отвечает за многие вопросы, касающиеся средств массовой информации, что приводит к прямому вмешательству государства в целый ряд сфер, представляющих чрезвычайную важность для свободы средств массовой информации. Данному органу предоставлена широкая свобода действий (смотрите ниже).

По имеющейся информации, неясно написанный закон о национальной безопасности, принятый в 1998 г.,  предоставил Генеральному прокурору полномочие приостанавливать деятельность средств массовой информации, которая подрывает национальную безопасность.

Закон о государственной тайне, вступивший в силу в марте 1998 г., объявил преступлением несанкционированное раскрытие широкого спектра информации, значительная часть которого была определена неясно, причем право толкования было оставлено за государственными органами. Список государственных тайн, представленный в законе, включал в себя любую информацию о состоянии здоровья и частной жизни Президента и его семьи. В список государственных тайн попала также такая базовая экономическая информация, как объемы и научные характеристики национальных минеральных ресурсов, а также сумма государственного долга иностранным кредиторам.

Несколько законов контролируют рекламу в средствах массовой информации. Один из них ограничивает рекламу алкоголя и табака на телевидении. Новый закон о средствах массовой информации запретил насилие и «порнографию» любого рода в телевизионных передачах. Третий закон ограничивает объем рекламы в каждом номере газеты 20 процентами объема всего материала.

Все это, как представляется, указывает на существование разрозненной группы законодательных актов, касающихся средств массовой информации, которые вместе не составляют последовательной правовой системы.

В своем нынешнем виде ряд положений Закона «О средствах массовой информации» может вызывать озабоченность по поводу свободы средств массовой информации и журналистов.

 

Вернуться на главную страницу разделаСледующая страница