Internews Network KazakhstanЗаконодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации


Введение

В демократическом обществе законодательство о средствах массовой информации должно основываться на признании свобод, в том числе прав и свобод, установленных в статье 19 Всемирной декларации прав человека, статье 11 Хартии основных прав Европейского Союза и статье 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ECHR).

В статье 19 Всемирной декларации устанавливается следующий принцип:

«Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих мнений, а также искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи через любое средство массовой информации, независимо от государственных границ.»

В статье 11 Хартии основных прав повторяется тот же принцип, но со следующим добавлением:

«Должны уважаться свобода и плюрализм средств массовой информации.»

В статье 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод провозглашается свобода выражения мнения, в том числе право придерживаться каких-либо мнений и получать и передавать информацию и мнения без вмешательства со стороны государственных органов, независимо от государственных границ. Каждый человек должен пользоваться этими правами и свободами и осуществлять их. Таким образом, журналисты и средства массовой информации не обладают никакими особыми правами и привилегиями кроме тех прав, которыми пользуются другие лица. В случае признания таких свобод, очевидным является то, что в законодательстве необходимо только описать правила и процедуры для их осуществления, а также установить такие ограничения и исключения из них, которые являются приемлемыми в демократическом обществе. К принципу, аналогичному тому, что приведен выше, в данной статье добавляется следующее положение:

«Настоящая статья не запрещает Государствам требовать лицензирования деятельности радиовещательных, телевизионных или кинопрокатных компаний.»

В Хельсинкском Заключительном акте страны-участники СБСЕ заявили, что они:

«Ставят своей целью способствовать более свободному и широкому распространению информации любого рода, поощрять сотрудничество в области информации и обмене информацией с другими странами, а также улучшать условия, в которых журналисты из одного Государства-участника выполняют свои профессиональные обязанности в другом Государстве-участнике.»

В документе, принятом на заседании Конференции государств-участников СБСЕ по человеческому измерению в Москве в октябре 1991 г., говорится следующее:

«Государства-участники вновь подтвердили право на свободу выражения мнения, в том числе право на сообщение информации, а также право средств массовой информации собирать, сообщать и распространять информацию, новости и мнения. Любое ограничение в осуществлении данного права должно быть предписано законом и соответствовать международным стандартам. Кроме того, они признают, что независимые средства массовой информации необходимы для свободного и открытого общества и подотчетности государственных систем и представляют особую важность для гарантирования прав человека и основных свобод.

Они считают, что печатные и вещательные средства массовой информации на их территории должны пользоваться неограниченным доступом к зарубежным телеграфным и информационным агентствам. Общественность должна пользоваться такой же свободой получать и сообщать информацию и мнения без вмешательства со стороны какого-либо органа государственной власти, независимо от государственных границ, в том числе посредством публикаций в зарубежных изданиях и передачи зарубежных вещательных компаний. Любое ограничение в осуществлении данного права должно быть предписано законом и соответствовать международным стандартам.»

На семинаре экспертов СБСЕ по демократическим институтам, проведенном в Осло в ноябре 1991 г., был принят доклад Совету СБСЕ, в котором по вопросу о регулировании средств массовой информации говорилось следующее:

«Подчеркивалось, что демократическая форма правления требует свободы выражения мнения, без которой ее граждане не могут получать информацию, необходимую для участия в политической и общественной жизни. Разнообразная и независимая пресса и система вещания играют важную роль в любом демократическом обществе. Обсуждался вопрос о применении некоторых правовых норм в отношении средств информации. Отмечалось, что требуется определенная защита от крайних проявлений, допускаемых прессой. В то же время подчеркивалось, что свобода выражения мнения может подпадать только под такие ограничения, которые предписываются законом и являются необходимыми в демократическом обществе […]

В идеале экономические условия должны гарантировать полную независимость редакции. Отмечалось, однако, что вмешательство со стороны государства может иногда стать необходимым для сохранения разнообразия прессы. В этом контексте упоминалось, что следует также учитывать, что пресса и системы вещания являются элементами культурного облика страны.»

Как указывается в Копенгагенском документе Конференции по человеческому измерению Процесса СБСЕ 1990 г., любые ограничения основных прав и свобод должны быть «предусмотрены законом и иметь отношение к одной из задач применимого закона, а также быть строго соразмерными цели данного закона». Должна быть показана их необходимость в демократическом обществе. Должна быть продемонстрирована крайняя социальная необходимость в таких ограничениях, и данное ограничение должно быть соразмерным преследуемой законной цели. Причины, приводимые для обоснования такого ограничения, должны быть актуальными и вескими.

Мы будем рассматривать Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» в свете данных международных стандартов свободы выражения мнения и свободы средств массовой информации.

 

Вернуться на главную страницу разделаСледующая страница