Internews Network KazakhstanЗаконодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации


Комментарий к проекту Закона Республики Казахстан "О внесении дополнения в Закон Республики Казахстан "О средствах массовой информации", который вносится на рассмотрение Парламента Республики Казахстан Правительством в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 ноября 2000 года № 1770.

Сергей Власенко, юрист Интерньюс-Казахстан

Не прошло и месяца, после того как Правительство своим Постановлением от 31 октября 2000 года № 1637 внесло на рассмотрение Парламента изменения и дополнения в Закон "О средствах массовой информации, а мы уже становимся свидетелями рождения еще одного документа Постановление Правительства от 28 ноября 2000 года №1770.

С позиций разработчиков, это новое дополнение(от 28 ноября) должно в определенной степени сгладить предложенные ими первые изменения и дополнения в закон (от 31 октября ), которые вызвали довольно бурное не восприятие их общественностью и самими средствами массовой информации.

Итак, что же это за дополнение. Давайте познакомимся с текстом проекта закона. Предлагается статью 18 дополнить пунктом 2-1 следующей содержания:

"2-1. Обращения средств массовой информации или их представителей государственные органы и иные организации обязаны рассмотреть не позднее одного месяца со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

В случае поступления обращения от средства массовой информации в государственные органы или иные организации, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее 5 дней данное обращение должно быть направлено в соответствующие органы с сообщением об этом средству массовой информации".

А теперь, для сравнения давайте обратимся к тому нормативному акту, которым в настоящее время руководствуются средства массовой информации в общении с представителями государственных органов или организаций. Речь идет об Указе Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 19 июня 1995 года N 2340 "О порядке рассмотрения обращений граждан" и вот та статья, к которой обращаются средства массовой информации:

"Статья 6. Сроки рассмотрения обращений

Обращения граждан рассматриваются и по ним принимаются решения в срок до одного месяца со дня поступления в органы, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительной проверки, сроки могут быть продлены руководителем соответствующего органа, но не более чем на один месяц, о чем сообщается заявителю.

Обращения, поступившие в органы, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее 5 дней направляются в соответствующие органы с сообщением об этом гражданину.

Жалоба на действия должностных лиц или решения органов подается вышестоящему должностному лицу или органу в порядке подчиненности с момента, но не позднее одного года, когда гражданину стало известно о совершении действия или принятии решения соответствующим должностным лицом или органом. Пропущенный по уважительной причине срок восстанавливается органом, рассматривающим жалобу."

Сравнили? И как вы считаете, какой нормативный акт выглядит более предпочтительным? Я бы и в дальнейшем предпочел использовать Указ Президента, так как в нем присутствует норма позволяющая обжаловать действия должностных лиц.

Разработчики дополнения в закон "О средствах массовой информации" (от 28 ноября) почему то решили не предоставлять такого права средствам массовой информации. Конечно, они могут возразить и сказать, что право обжалования предоставлено другими нормативными актами. Да, такое право предоставляется другими нормативными актами, но тогда и следовало бы эту же норму (обжалование) перенести и в закон "О средствах массовой информации".

Как видите, Указ Президента предоставляет несколько больше возможностей для средств массовой информации, чем новое дополнение в закон.

И если разработчики имеют желание облегчить работу средств массовой информации, то эта норма (обжалование) должна присутствовать в законе "О средствах массовой информации".

Кроме того, нет необходимости устанавливать 5-дневный срок передачи обращения из одного органа в другой, если ответ на обращение средства массовой информации, не входит в компетенцию данного органа. Это должно быть сделано незамедлительно.

Следует предусмотреть, чтобы орган, отказывающий в предоставлении информации, был обязан в своем ответе назвать причину отказа, со ссылкой на нормативные акты.

Своим новым дополнением разработчики затронули проблему, которую средствам массовой информации приходиться решать за счет профессиональный возможностей своих журналистов. Речь идет о праве средств массовой информации, по роду своей деятельности, на право оперативного получения информации от государственных органов и иных организаций. То есть, новость должна быть новостью дня сегодняшнего, чтобы не превратиться просто в информацию о событиях дня вчерашнего. Оперативное получение информации для средства массовой информации, государственные органы и организации могут предоставлять как в момент, так и день обращения за ней средства массовой информации. И это может сделать или должностное лицо органа, или лицо его замещающее. И даже если эти должностные лица по уважительной причине не могут предоставить такую информацию для средств массовой информацию, то тогда это должны сделать пресс-службы этих органов или организаций.

И тогда может быть найдет свое практическое применение норма, заложенная статье 20 Закона "О средствах массовой информации", которая предоставляет журналисту право посещать государственные органы, организации всех форм собственности и быть принятым их должностными лицами.

Обсудить на форуме

 

Вернуться на главную страницу разделаСледующая страница