Internews Network KazakhstanЗаконодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации

Принцип 5. Процессы облегчения доступа

Запросы информации должны удовлетворяться быстро и справедливо, и должен быть независимый обзор всех отказов.

Процесс решения по запросам информации должен быть дифференцирован по трем разным уровням: внутри общественного органа; через обращение к независимому административному органу и обращение в суды. Где необходимо, должно быть решено условие обеспечение полного доступа к информации определенным группам, например, тем, кто не умеет читать или писать, тем, кто не говорит на языке записи, или кто страдает от физического дефекта, такого, как слепота.

Все общественные органы должны быть обязаны установить открытые, доступные внутренние системы, чтобы обеспечить право общественности получать информацию. В общем, организации должны назначить ответственное лицо для работы с такими запросами информации и для обеспечения исполнения законов.

Общественные органы должны также быть обязаны оказывать помощь обращающимся, чьи запросы относятся к ранее опубликованной информации или неясны, излишне широки, или нуждаются в переформулировании. С другой стороны, общественные органы должны иметь возможность отказывать в пустячных или досадных запросах. Общественные органы не должны обеспечивать людей информацией, которая содержится в уже сделанных публикациях, но в этих случаях организация должна направить обращающегося к опубликованному источнику.

Закон должен обеспечивать строгие временные ограничения для обращений с запросами и требовать, чтобы все отказы сопровождались независимыми письменными объяснениями причин отказа.

Обращения

Там, где это имеет практическое значение, должна быть обеспечена возможность внутреннего обращения к более высокой инстанции, могущей пересмотреть первоначальное решение.

Во всех случаях закон должен обеспечивать личности право обращения к независимому административному органу с жалобой на отказ общественной организации раскрыть информацию. Это может быть как орган, ранее существовавший, как Омбудсман Комиссии по правам человека, так и вновь организованный с этой целью орган. В любом случае этот орган должен соответствовать определенным стандартам и обладать специальными полномочиями. Его независимость должна быть гарантирована формально и через процесс назначения главы или правления.

Назначения должны быть сделаны представительными органами, такими, как Межпартийный парламентский комитет, процесс назначения должен быть открытым и обеспечивать общественный доступ. Личности, назначенные в такой орган должны соответствовать строгим стандартам профессионализма, независимости и компетентности и подчиняться строгим правилам разрешения конфликта интересов.

Процедура, по которой административный орган рассматривает обращения по отказам в предоставлении информации, должна производиться быстро и стоить насколько возможно мало. Этим обеспечивается доступность и эффективность процедуры.

Административному органу должны быть предоставлены все полномочия рассматривать любое обращение, включая возможность принуждать свидетелей, что важно, требовать от общественной организации выдачи любой информации или документа для рассмотрения при закрытых дверях, когда это необходимо и оправдано.

Административный орган должен иметь полномочия отменить решение, обязать общественный орган раскрыть информацию, учесть все издержки, возложенные на общественный орган, если следует, то наложить штраф на общественный орган за препятствующее поведение и/или возложить издержки по делу на общественные органы.

Административный орган должен также обладать властью для возбуждения судебных дел, в случае раскрытия доказательства уголовно наказуемого препятствования к доступу или умышленного уничтожения записей.

Как обратившийся за рассмотрением, так и общественный орган должны иметь возможность обращаться за судебной защитой против решений административного органа. Такие обращения должны иметь законную силу для пересмотра обстоятельств дела и не должны быть отклонены ни на каком основании, как бы действия административного органа ни оправдывались. Такое рассмотрение убеждает, что трудные вопросы разрешены соответственно и что последовательный подход к делам о свободе выражения был обеспечен.

 

Предыдущая страницаСледующая страница