Internews Network KazakhstanЗаконодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации

Принцип 1. Максимальное раскрытие

Свобода информационного законодательства должна руководствоваться принципом максимального раскрытия

Принцип максимального раскрытия устанавливает презумпцию того, что вся информация должна быть открыта, и что эта презумпция может не соблюдаться только в очень ограниченных случаях (См. Принцип 4). Данный принцип лежит в основе всей концепции свободы информации. В идеале, он должен быть закреплен в конституции, что сделает понятным, что доступ к официальной информации - это основной принцип. Решающим достижением законодательства должна быть максимальная открытость информации на практике.

Общественные органы обязаны раскрывать информацию, и каждый член общества имеет право получать информацию. Каждый живущий на территории страны пользуется этим правом. Исполнение этого права не должно требовать от личности доказывать какую-то особую потребность в этой информации. Если общественный чиновник отказывает в доступе к информации, он должен аргументировать необходимость отказа на каждой стадии процесса. Иными словами, публичный авторитет должен показать, что информация, в которой он желает отказать, входит в ограниченный список исключений, что будет разъяснено ниже.

Определения

Понятия «информация» и «общественные органы» должны быть определены шире.

«Информация» включает в себя все записи, сделанные государственным органом, независимо от формы, в которой информация заключена (документ, магнитная лента, электронные записи и так далее), ее источник (была ли она выпущена государственным или иным органом) и дату выпуска. Законодательство должно таким же образом применяться и к секретным записям, относя их по тем же критериям, что и другие записи.

В определении понятия «общественный орган», если рассматривать его в аспекте раскрытия информации, должен быть сделан акцент на формальном предназначении данной структуры. В таком виде оно должно включать в себя все подразделения и уровни власти, включая местное правительство, выборные органы, органы, действующие на основании установленного законом мандата, национализированные виды промышленности, государственные предприятия, негосударственные органы или полуавтономные организации, судебные органы и частные органы, несущие публичные функции (такие, как транспортные магистрали или действующие железнодорожные линии). Частные органы сами по себе также должны быть включены, если они обладают информацией, раскрытие которой желательно для уменьшения риска нанесения вреда ключевым общественным интересам, таким, как окружающая среда и здоровье. Межправительственные организации должны быть также субъектом режимов свободы информации, основанных на принципах, собранных в этом документе.

Уничтожение записей

Для того, чтобы защитить целостность и сохранность записей, закон должен предусматривать, что препятствие к доступу или умышленное уничтожение записей является уголовным преступлением. Закон должен устанавливать также минимальные стандарты, относящиеся к сохранению и поддержанию записей общественными органами. Эти органы обязаны заботиться о сохранении записей. Кроме того, чтобы предотвратить любую попытку искажения записей, должны быть открыты сами записи, а не только содержащаяся в них информация.

 

Предыдущая страницаСледующая страница