Internews Network KazakhstanЗаконодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Содержание очередного бюллетеня ЗиП-КазахстанСодержание бюллетеня ЗиП-КазахстанПодписка на бюллетень ЗиП-КазахстанАрхив бюллетеней ЗиП-Казахстан

Частное объявление - проблема отнюдь не частная, если оно растиражировано в СМИ и оказалось ложным, более того, обидным, оскорбительным. В России дело дошло до суда, и выяснилось, что четких законов для разрешения таких конфликтов нет.

В Казахстане, насколько известно, подобных судебных прецедентов пока не было. Но это не значит, что не будет. Именно поэтому мы решили опубликовать комментарий российского Центра “Право и средства массовой информации” - как урок на будущее для издателей, судей и законодателей.

Частные объявления - источник средств для сми и загадка для юристов

В чем проблема?

По оценкам экспертов, до 80 процентов совокупных рекламных доходов российских СМИ приходится на московские и центральные издания, телеканалы и радиостанции. На сегодняшний день региональные средства массовой информации в «дележе» многомиллионных рекламных бюджетов крупных рекламодателей - транснациональных и ведущих российских корпораций, практически не участвуют. Им приходится искать местных рекламодателей, немалую долю которых составляют обычные люди, желающие разместить в газетах, теле- или радиоэфире свои частные объявления.

Сегодня в России не найдется города, в котором хотя бы одна местная телерадиокомпания не передавала бы частные объявления в виде заставок или «бегущей строки». Немаловажную часть рекламных доходов приносят частные объявления областным, районным и городским газетам. Впрочем, поступлениями от объявлений граждан «не гнушаются» и многие центральные издания, в том числе и самые тиражные, такие, например, как «Московский комсомолец».

Но несмотря на то, что частные объявления играют для СМИ чрезвычайно важную роль, их правовая «изученность» минимальна. По мнению Центра «Право и СМИ», количество потенциальных юридических проблем, возникающих в связи с их опубликованием, огромно. В то же время, при принятии актов, регулирующих деятельность средств массовой информации, законодатель обходил частные объявления стороной. Из-за неопределенности правового статуса частных объявлений судебная практика по ним до недавнего времени также практически отсутствовала. Однако в конце марта этого года Яйским районным судом Кемеровской области было вынесено решение по чрезвычайно интересному делу, возникшему на почве публикации небольшой провинциальной газетой обычного объявления о знакомстве.

Как развивался конфликт?

Издающаяся в Кемеровской области районная газета «Наша жизнь» регулярно печатала частные объявления. В номере от 2 февраля этого года среди прочих объявлений о знакомствах был опубликован следующий текст: «Три молодые девушки из Ново-Николаевки Алена, Надя и Олеся хотят познакомиться с молодыми парнями не старше 26 лет. Звоните по телефону №:, спросите Алену».

На следующий день после выхода номера газеты с этим объявлением упомянутые в нем девушки обратились в редакцию «Нашей жизни» с заявлением, о том, что они его не подавали, что все написанное в объявлении - ложь, и потребовали его опровергнуть. Не желая ввязываться в конфликт, редакция дала в следующий номер опровержение: «Молодые люди! Пожалуйста, не звоните по телефону №: (село Ново-Николаевка). Мы не давали объявление о знакомстве. Нас подставили. Алена, Надя, Олеся».

Однако избежать тяжбы редакции все же не удалось. В тот час, когда выходил номер «Нашей жизни» с опровержением, в Яйском районном суде против нее уже лежали четыре исковых заявления: от каждой из девушек и от отца одной из них.

Девушки утверждали, что текст объявления «затронул чувство нашего собственного достоинства - скромность, деликатность, порядочность, верность в дружбе и любви», что «публикуя указанное объявление, редакция без всяких оснований указывает на нашу простецкую близость к молодым парням до 26 лет, изображая из нас девушек вольного поведения в быту и не имеющих моральных принципов». За все эти «правонарушения» истцы требовали взыскать с редакции в совокупности 20 тысяч рублей. Несмотря на, казалось бы, безобидный текст объявления, как следовало из исковых заявлений, основания для такой компенсации морального вреда были достаточно весомые: каждая из девушек жаловалась на то, что «я вынуждена выслушивать днем и ночью похабные предложения вступить в половую связь с незнакомыми людьми. В селе отношение ко мне в корне изменилось. Если раньше я пользовалась уважением, то после публикации люди смеются мне в лицо, оскорбляют, говорят «Совсем девки сдурели, своих парней мало» и называют девушкой легкого поведения по объявлениям».

Претензии отца одной из девушек сводились к тому, что номер телефона, указанный в объявлении, установлен в его доме, и он нес моральные страдания, связанные не только с тем, что его дочь считают девушкой легкого поведения, но и с постоянно докучающими звонками «ухажеров» по этому номеру.

Как суд разрешил это дело?

Как уже говорилось выше, норм, четко регулирующих публикацию частных объявлений, российское законодательство не содержит. И судья, рассматривавший это дело, был поставлен перед сложной задачей.

В случае, если бы речь шла о публикации рекламного объявления, вопрос о том, должна ли редакция газеты отвечать за его содержание, был бы однозначно решен в пользу «Нашей жизни», поскольку статья 30 Закона «О рекламе» устанавливает, что «рекламораспространитель» (то есть средство массовой информации) несет ответственность за нарушения законодательства о рекламе лишь в части, касающейся «времени, места и средств размещения рекламы». Что же касается нарушений в части «содержания информации, предоставляемой для создания рекламы», ответственность за них несет «рекламодатель».

Однако, как устанавливает все тот же Закон «О рекламе» (часть 5 статьи 1), «настоящий Федеральный закон не распространяется на объявления физических лиц.., не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности». Очевидно, что объявление о знакомстве с предпринимательской деятельностью не связано. А значит, статья 30 Закона «О рекламе», освобождающая редакцию от ответственности за содержание рекламных объявлений, в подобных делах неприменима.

Другой чрезвычайно сложной задачей стало рассмотрение вопроса о том, нарушает ли данное объявление право девушек на неприкосновенность частной жизни. Ведь опубликование информации о том, что некая девушка хочет познакомиться с молодым человеком, может рассматриваться как вторжение в сферу ее частной жизни, как разглашение ее личной тайны, что является грубым нарушением одного из основных личных неимущественных прав. В том случае, если бы такая информация была без ведома девушки опубликована в редакционной статье, вероятность того, что автору такой статьи и опубликовавшему ее средству массовой информации пришлось бы заплатить немалую сумму, была бы чрезвычайно велика. Ведь статья 151 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что «если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда». Однако суд не мог признать разглашением личной тайны опубликование газетой объявления о знакомстве, подписанного самим желающим познакомиться. Доказательств же, подтверждающих тот факт, на который ссылались девушки, что текста объявления они в редакцию не передавали, истцы представить не смогли.

Поэтому, единственной нормой, позволяющей получить требуемую истцами компенсацию морального вреда, оставалась статья 152 Гражданского кодекса, пункт 5 которой устанавливает, что гражданин, в отношении которого распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения морального вреда, причиненного их распространением. Но и эта норма не могла быть применена судом к данному объявлению. Во-первых, информация о том, что некие девушки «хотят познакомиться с молодыми парнями не старше 26 лет» не является порочащей. Во-вторых, доказать то, соответствует ли такая информация действительности, невозможно в принципе.

При вынесении решения судья отметил и то, что один из истцов в объявлении даже не упомянут, а значит, в отношении него никаких сведений газета распространить не могла, две же из трех девушек названы только по имени, и при этом не указаны ни их адреса, ни номера телефонов, а значит, с достоверностью судить о том, относится ли объявление именно к ним, нельзя.

Учитывая все это, суд вынес решение: в иске отказать. Таким образом, газета вышла из этого спора победителем. Правда, районная прокуратура готовит на решение Яйского суда протест, а в Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда уже лежит четыре кассационные жалобы. Так что история со злополучным объявлением может еще получить свое продолжение.

Кто еще сталкивался с такой проблемой?

Несмотря на то, что конфликт в Кемеровской области был одним из первых «прецедентов» судебного разрешения споров, связанных с частными объявлениями, многие газеты уже успели накопить богатый опыт их предотвращения. Разумеется, наиболее остро проблема достоверности частных объявлений стоит для специализированных изданий, в больших объемах публикующих объявления граждан. Крупнейшим из подобных изданий стала газета бесплатных объявлений «Из рук в руки». Российско-итальянское СП «Пронто-Москва», издающее газеты под этой торговой маркой во многих регионах России, в течение длительного времени пыталось разрешить проблему ложных объявлений, но безуспешно. Особенно тяжело бывает после 1 апреля, когда каждый год редакционные телефоны буквально разрываются от возмущенных звонков жертв объявлений-розыгрышей.

Нередко люди, обиженные на опубликовавшую эти объявления газету, пытаются отомстить, подавая, в свою очередь, объявление провокационного или компрометирующего содержания и указывая при этом домашний или сотовый телефон, например, главного редактора или еще кого-либо из руководства издания. В некоторых случаях дело доходило до того, что владельцам этих телефонов приходилось менять номер.

Отслеживать такие попытки достаточно сложно, поскольку объявления поступают не только на пункты приема, куда их приносят лично, но и по почте, а иногда и по Интернету. Правда, в последнее время количество розыгрышей уменьшилось. Немаловажную роль при этом сыграли меры предосторожности, предпринимаемые всеми газетами, входящими в группу «Из рук в руки», и другими подобными изданиями.

Во-первых, в некоторые, особенно проблемные рубрики, объявления принимаются только при личном визите лица, желающего его опубликовать, в редакцию. Во-вторых, принимающие объявления редакторы, при наличии определенного опыта, часто могут различить ложное объявление, пришедшее, например, по почте. Чаще всего такие объявления выбраковываются сразу. В-третьих, брачные объявления или объявления о знакомствах принимаются, как правило, с указанием в них не номера телефона, а почтового отделения с предложением писать «до востребования». По тем же объявлениям, в которых указан номер телефона, ведется выборочная проверка, и все не выдержавшие ее объявления сразу снимаются.

В рекламном агентстве «О’Кей», публикующем частные объявления в газете «Московский комсомолец», принята несколько иная практика. При подаче объявления лицо, желающее его опубликовать, в обязательном порядке предъявляет паспорт, данные которого остаются в агентстве. Кроме того, податель частного объявления заполняет форму договора, в которой отдельным пунктом указано, что он несет полную ответственность перед рекламным агентством, редакцией «Московского комсомольца» и третьими лицами за соблюдение законодательства РФ и достоверность всей содержащейся в объявлении информации.

Как эта проблема решена в Америке?

В Соединенных Штатах Америки проблема ответственности за частные объявления не раз становилась предметом острых судебных и общественных дискуссий. По традиции общего права СМИ распространители рекламы, к которой американское законодательство относит и частные объявления, не несут ответственности за ее содержание. Однако этот принцип в последнее время стал подвергаться сомнению в решениях судов.

Из судебной практики США, связанной с частными объявлениями, пожалуй, самыми интересными примерами являются два иска против журнала «Солдат фортуны» (Soldier of Fortune).

В первом случае в 1988 году окружной суд признал журнал «Солдат фортуны» виновным в действии, приведшем к смерти человека. Суть дела состояла в том, что журнал опубликовал частное объявление следующего содержания: «Экс-морпехотинец - ветеран Вьетнама 67-69 гг. - бои в джунглях; летчик, инженер-механик; рискованные задания в США и за границей». В конце объявления указывался номер контактного телефона. В результате публикации морской пехотинец, подавший объявление, получил заказ на убийство, совершил его, был арестован и впоследствии осужден. Мать и сын жертвы подали против журнала иск, обвинив его в пособничестве этому заказному убийству. В результате суд обязал журнал выплатить истцам 9,4 млн. долларов. Судья посчитал, что свобода печати не исключает возможной ответственности журнала за халатность. Правда, апелляционный суд отменил это решение, сочтя, что содержание объявления все же не заключало в себе четкого указания на характер «услуг», которые был готов оказать ветеран вьетнамской войны.

Но в другом, более позднем случае «Солдат фортуны» опубликовал частное объявление, которое начиналось словами «Наемный убийца:». В данном случае апелляционный суд посчитал, что издатель должен нести ответственность за публикацию «коммерческой рекламы, если рекламное сообщение по самому своему содержанию, без необходимости проведения дополнительного расследования, явно указывает на существенную угрозу нанесения вреда обществу». По решению суда истец получил от журнала 4,3 млн. долларов.

 

Предыдущая страницаАрхив бюллетеней ЗиП-Казахстан