Internews Kazakhstan Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages

Global Internet Policy Initiative (GIPI)

Новости раздела GIPI Законодательство Комментарии к материалам раздела GIPI Форум GIPI Казахстан

Назад, в прошлое?

Национальная телекоммуникационная ассоциация страны озвучила Обращение к Президенту Республики Казахстан и депутатам Парламента по поводу законопроекта, ограничивающего иностранное участие в развитии телекоммуникационной отрасли Казахстана.

Напомним, что Агентство по информатизации и связи разработало проект изменений в Законы “О связи” и “О национальной безопасности”. Согласно им, предполагается запретить “иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять в совокупности более 49 процентами голосующих акций, а также долей, паев юридического лица, осуществляющего деятельность в области связи”. Эти изменения авторы законопроекта надеются ввести уже в начале будущего года. Свое предложение они пытаются аргументировать тремя факторами: требованиями национальной безопасности, желанием поддержать отечественного инвестора и использовать мировой опыт.

На пресс-конференции ее участники: президент Национальной телекоммуникционной ассоциации РК Радильда Хасенов, генеральный директор компании “Дукат” Марк Сайденфельд, заместитель генерального директора компании “Кар-Тел” Толеген Бозжанов, управляющий партнер “White& Case” Юрий Мальцев, координатор проекта ГИПИ “Интерньюс Казахстан” София Исенова и другие - привели свои весомые контраргументы.

Авторы Обращения считают, что в данном случае разработчики законопроекта слишком широко трактуют понятие “национальная безопасность”. С таким же успехом можно запретить весь импорт, в том числе программное обеспечение, компьютеры, коммутаторы зарубежного производства, а заодно изгнать иностранных инвесторов из сырьевого сектора и банковской системы. Попытка аргументировать ограничения интересами национальной безопасности абсолютно несостоятельна. Еще не было прецедента, чтобы иностранный или любой другой инвестор в области связи своими действиями угрожал национальной безопасности. Все операторы связи выполняют установленные законом требования по обеспечению национальной безопасности, в частности, осуществляют так называемую систему оперативно-розыскных мероприятий. Любой разумный человек скажет, что у национальной безопасности есть более актуальные проблемы - терроризм, коррупция, наркотики, сохранение мира и согласия в стране. Просто авторами законопроекта используется старомодная советская боязнь перед “некими иностранными силами”.

Не выдерживает никакой критики и протекция отечественных инвесторов. Авторы Обращения ответственно заявили, что их, непосредственных участников сектора связи, никто не спрашивал, нужна ли им подобная “защита”. Более того, ограничение иностранного участия негативно скажется на отрасли, на ее инвестиционной привлекательности, дискредитирует инициативы руководства страны по либерализации рынка связи.

Сегодня рынок связи Казахстана требует значительных вложений для создания должной инфраструктуры. До сих пор он был открытым, выигрывая на фоне соседних стран в глазах иностранных инвесторов. Этим во многом объясняются успехи быстрого развития казахстанских коммуникаций - Интернета, сотовой связи и других. Именно иностранное участие обеспечило рынку интенсивный рост (17-20 процентов в год), приток инвестиций и технологий, высокий уровень менеджмента. В 2002 году предприятиями связи страны оказано услуг на сумму почти 115 миллиардов тенге, а услуг электрической связи - на сумму 110 миллиардов тенге. Сейчас на 1000 жителей республики приходится 62 сотовых телефона. Все большую популярность приобретает Интернет: почти 134 тысячи пользователей за год находились в зоне Интернета 685 миллионов минут. На конец прошлого года в стране было 2187 телефонных аппаратов сети общего пользования. В 2002 году жителям республики оказано 135 миллионов единиц почтовых услуг на сумму 4641 миллион тенге.

В случае же принятия ограничений сектор связи страны может деградировать с огромной скоростью, поскольку зарубежный капитал потеряет интерес к казахстанской связи. Политика подобной “поддержки” лишит операторов многих имеющихся плюсов: возможности недорого заимствовать средства, легко находить партнеров на Западе, вкладывать в основные средства, развивать бизнес, снижать тарифы, использовать новейшие технологии. Все это неизбежно негативно скажется на количестве и качестве услуг и на тарифах, в результате чего пострадает значительная часть пользователей. Авторы Обращения подсчитали: в 1994 году минута разговора по сотовому телефону стоила 2 доллара, сейчас - 14 центов, час работы в Интернете оценивался в 15 долларов, сейчас - в 3 цента. Их расчеты показывают, что принятие законопроекта об ограничениях быстро отбросит рынок связи страны в 1994 год.

И уж тем более, по мнению авторов Обращения, не выдерживает критики довод об использовании мирового опыта, в частности Китая и России. Сравнение с этими странами некорректно, так как Казахстан пытается ввести ограничения в условиях открытого рынка. Китай же, после вступления в ВТО, постепенно увеличивает иностранную квоту в телекомбизнесе. Почему-то не учитывается так называемый “скандинавский”, максимально открытый опыт, где иностранное участие не регламентируется вообще, а их компании входят в число лидеров на мировом телекоммуникационном рынке. Развивающиеся рынки связи других стран максимально привлекают инвесторов, а в нашей стране пытаются сделать обратное. К тому же не просчитаны вероятные негативные сценарии (например, резкое снижение цен на нефть), когда Казахстан будет не в состоянии изыскать резервы для инвестирования в сектор связи.

- По большому счету, решается вопрос: быть Интернету в Казахстане или нет, - утверждает координатор-юрист Софья Исенова (Интерньюс-Казахстан). - Можно сколько угодно критиковать манеру государственного регулирования. На встрече с канцлером ФРГ Герхардом Шредером Президент говорил, что нам нужны инвестиции в интеллектуалоемкие отрасли. Было подписано международное соглашение. Данные изменения диссонируют с курсом, который озвучил Президент.

Проект на то и проект, чтобы до того, как он станет законодательным актом, профессионалы имели возможность всесторонне обсудить его. Другое дело, будут ли законодателями услышаны и приняты аргументы специалистов, или же опять назад, в прошлое?

Тимур Неталиев
«Время» № 51 от 25 декабря 2003 г.

 

Вернуться на главную страницу Вернуться на главную страницу