Internews Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение электронного бюллетеня Internews Kazakhstan по электронной почте Содержание очередного номера Новости в бюллетене Internews Kazakhstan Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан Форум электронного бюллетеня Internews Kazakhstan

«ARTICLE XIX»: «В рассматриваемый законопроект о СМИ добавлен ряд серьезных недостатков, которые могут неблагоприятно сказаться на свободе слова»

 СМИ сообщили, что 18 марта на пленарном заседании сената депутаты согла-сились с предложениями согласительной комиссии по преодолению разногласий между палатами парламента по законопроекту «О средствах массовой информации».

В соответствии с регламентом, закон считается принятым и направляется на подпись главе государства.

В соответствии с принятыми формулировками, основанием для приостановления выпуска или выхода в эфир СМИ в судебном порядке является: разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, пропаганда или агитация культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религи-озного, сословного и родового превосходства, распространение информации, раскрываю-щей технические приемы и тактику антитеррористических операций, пропаганда наркоти-ческих средств, психотропных веществ и прекурсоров, распространение теле-, радио- и видеопродукции порнографического, сексуально-эротического характера.

Основанием для прекращения в судебном порядке выпуска или выхода в эфир СМИ является пропаганда и агитация насильственного изменения конституционного строя, на-рушение целостности РК, подрыва безопасности государства, пропаганда войны, пропа-ганда и оправдание терроризма и экстремизма.
Ранее СМИ сообщили, что 17 марта на пленарном заседании мажилиса РК де-путаты одобрили решение согласительной комиссии по законопроекту «О СМИ».
«В соответствии с одобренным решением комиссии существенно сокращается пере-чень оснований, по которым СМИ могут быть закрыты или приостановлены. Все возмож-ные основания для закрытия или приостановки СМИ приведены в соответствии со статья-ми Конституции РК.
Кроме того, по решению согласительной комиссии в случае, если в течение года СМИ дважды не точно укажет выходные данные, выход печатной периодики может быть приостановлен или закрыт по решению суда.
В итоговом варианте проекта этого закона, по словам министра информации Сауыт-бека Абдрахманова, были учтены все замечания и предложения Конгресса журналистов Казахстана.

Спорных пунктов было восемь. Один из главных - основания для закрытия средств массовой информации. Перечень решили сократить до минимума. Как отметила депутат сената Нурлыгаим Джолдасбаева, деятельность СМИ может быть остановлена только в тех случаях, когда публикуются сведения, которые подрывают конституционный и общест-венный строй.
«В рассматриваемом законопроекте не только сохранены практически все не-доработки предыдущего законопроекта, но добавлен ряд серьезных недостатков, которые могут неблагоприятно сказаться на свободе слова», - таково мнение Всемир-ной компании за Свободу Слова « Артикль 19» о казахстанском законопроекте «О СМИ».
В тоже время министр Абдрахманов заявил, что сенатом учтена большая часть по-правок, сделанных экспертами, в том числе фондом «Адил Соз».
- То, что разработчики якобы работают рука об руку с журналистами и общест-венными журналистскими организациями, мы слышим второй год, если не больше, - прокомментировала сказанное министром президент Фонда « Адил Соз» Тамара Ка-леева. - Сначала говорилось, что привлекаются общественные организации. Потом называлось 600 поправок, в том числе учтенных только 200. затем заверялось, что бо-лее 80% предложений и поправок учтено. Возможно это так, если поправки стилисти-ческого характера. Если считать синтаксис и орфографию, вооружившись счетами ли калькулятором, то наберется и больше. Но суть от этого не меняется. Можно учесть миллион поправок и пренебречь одной, имеющей принципиальное значение.
Всемирная компания за свободу слова «Артикль 19» проводила экспертизу законо-проекта «до» и «после» слушаний в сенате. Мнение компаний, которое выразил Моррис Липсон, представляет полную безнадежность положения СМИ в Казахстане: «По сущест-ву рассматриваемый законопроект представляет собой, к глубокому сожалению, шаг назад, в особенности в свете того, что в декабре 2003 Казахстан был подписан Меж-дународный пакт о гражданских и политических правах, статьей 19 которого гаран-тировано свободное выражение своего мнения. Таким образом, призываем Казах-станские органы власти полностью прекратить работу над данным законопроектом и вместо этого разработать правовой механизм по защите и поддержке права на свободу слова» (газета «СОЗ» от 17 марта 2004 г.).
Согласно законопроекту о СМИ казахстанские чиновники теперь имеют право наме-ренно распространять ложную информацию о коррупции и экономике в республике.

Об этом 9 марта в Астане на круглом столе по обсуждению законопроекта о СМИ заявили представители Всемирной компании за свободу слова (организаторами круглого стола выступили ОБСЕ и Представительство Европейской Комиссии в Казахстане).

Отозвать закон «О СМИ» из Парламента просят ОБСЕ, представительство Европей-ской комиссии в Казахстане. По мнению ОБСЕ, рассматриваемый законопроект, в целом одобренный Парламентом, не соответствует международным требованием, нарушает сво-боду слова и другие права казахстанцев. Иностранцев поддерживают 46 отечественных телекомпаний, некоторые депутаты Парламента и некоммерческие организации.

Национальная Ассоциация Телерадиовещателей (НАТ) Казахстана повторно в начале марта выступила с Обращением к парламентариям по поводу законопроекта «О СМИ».

«Закон РК «О СМИ» является одним из важнейших документов, регулирующих дея-тельность не только СМИ, но и гражданского общества.

СМИ являются институтом, обеспечивающим не только право граждан на инфор-мацию и свободу слова, но и способствующим укреплению социальных устоев, традиций, согласия и стабильности в обществе. Казахстанские СМИ стремятся к всестороннему и полному освещению событий, отражению происходящих в республике процессов.

К сожалению, рассматриваемый сейчас в Парламенте проект Закона РК «О СМИ» содержит ряд ограничений, которые, по нашему мнению, лишают отечественные СМИ возможности «идти в ногу» с развитием демократии и экономики в государстве.

Принятие такого Закона приведет к сужению информационного поля, что не отвеча-ет провозглашенному Казахстаном демократическому пути преобразования общества, развитию рыночных отношений и интеграции нашей страны в мировое сообщество. Такой Закон окажет регрессивное воздействие на казахстанскую журналистику и не будет спо-собствовать развитию казахстанских СМИ в условиях жесткой конкурентной борьбы с представителями медиа-индустрии других стран», – сообщается в Обращении за подпи-сью президента НАТ Казахстана Валентины КУЛИКОВОЙ.

Участники НАТ Казахстана обратились к парламентариям с просьбой отклонить принятие нового Закона РК «О СМИ», оставив в силе действующий Закон.

Ранее представители Ассоциации принимали участие в заседаниях рабочей группы Мажилиса Парламента РК по рассмотрению и обсуждению проектов Законов РК «О рекламе» и «О СМИ».

Большое недовольство юристов вызывает усложненный порядок аккредитации, вы-дачи лицензии и регистрации СМИ. Государственный уполномоченный орган, например, может прекратить выпуск газеты или теле-радиовещание по своему усмотрению. Однако какими бы убедительными не были доводы отечественных и международных экспертов, разработчики законопроекта и некоторые депутаты Парламента подобной критики не при-знают. Подобные недочеты продолжают вызывать недовольство международных органи-заций и казахстанских журналистов. Вступит ли в силу данный законопроект или нет в бли-жайшее время - должно решить Правительство и Глава государства.

Горячий интерес парламентариев вызвало лишь тиражирование и трансляция порно-графических и эротических материалов.
Несмотря на заявления международных экспертов и 46 отечественных теле- и ра-диокомпаний о юридической несостоятельности законопроекта «О СМИ», Правительство не собирается отзывать его из Парламента. Сегодня согласительная комиссия обсудила лишь некоторые поправки. Горячий интерес парламентариев вызвало лишь тиражирование и трансляция порнографических и эротических материалов. Причем, точное время их вы-хода в эфир для телекомпаний не установлено. На такие фильмы наложен строгий запрет.
Остро волнующие статьи законопроекта о регистрации, выдачи лицензий, ус-ложненный порядок аккредитации журналистов и правила предоставления информации государственными органами - парламентарии обсуждать не собираются. В случае приня-тия законопроекта, прекратить выпуск газеты или теле- радиовещание государственный
В круглом столе принял участие министр информации, парламентарии и ряд отече-ственных и международных экспертов в области законодательства для средств массовой информации.
«При этом получившаяся картина выглядит весьма традиционно, разработчики за-щищают «хотя и не идеальный и не ультралиберальный, но и не реакционный законопро-ект», который по-прежнему критикуется многими экспертами, что, однако, не вызывает ни-каких подвижек или уступок со стороны разработчиков, - пишет газета «Панорама».
По мнению мажилисмена Валентина МАКАЛКИНА, обращение к парламенту, при-нятое на последнем Конгрессе журналистов, вряд ли может быть успешным, так как пар-ламент на стадии согласительной комиссии даже если бы захотел, не мог бы принять ре-шение, преграждающее дорогу закону. Правильной альтернативой, по его мнению, было бы обращение в правительство, которое обладает правом отозвать законопроект и в дан-ный момент. Шансов на вмешательство правительства, по мнению оппонентов законопро-екта, однако также не много.
Оппозиционный сенатор Зауреш БАТТАЛОВА, в свою очередь, считает, что, поступи Президент в этом случае так же, как с законопроектом об НПО и отзови его, «он бы зара-ботал очень достойные политические очки».
Следует отметить, что законопроект активно критиковался экспертами, привлечен-ными ОБСЕ, которые говорили, например, о «саморегистрации СМИ», а не их регистрации министерством, что вызвало большой интерес министра Абдрахманова, который интере-совался, что, собственно, имеется в виду. При этом эксперты уверены, что регистрация, как и во многих странах мира, должна носить облегченный характер и регистрирующий ор-ган не должен задаваться вопросом об идеологии будущего издания или канала, а также об источниках финансирования.
Иностранные эксперты считают возможным рассмотрение вопроса о том, чтобы ре-гистрация проводилась самими журналистскими объединениями, что, впрочем, делает их скорей даже не иностранцами, а инопланетянами. Необходимость проведения конкурсов на теле- и радиочастоты ими признается, поскольку количество частот ограничено, в то же время, возможно, следовало бы подумать о том, чтобы члены комиссии выбирались и лишь номинировались, а не назначались правительством и имели гарантии материальной независимости и несменяемости в случае принятия нежелательных для министерства ре-шений.
Пожалуй, не менее огорчительной для Министерства информации стала точка зре-ния представителей Конгресса журналистов Казахстана, юрист которого Тамара СИМАХИНА прогнозирует печальные последствия для журналистов, главных редакторов и собственников изданий в случае принятия закона в его нынешнем виде. Г-жа Симахина прогнозирует возвращение в недавнее прошлое и превращение всех газет в нечто похожее на газету «Правда» со сплошными официальными рубриками в результате того, что разра-ботчики не освободили СМИ от ответственности в случае цитирования называемых источ-ников информации, за исключением сообщений официальных органов и рекламных и ин-формационных агентств.
Другой главной претензией является отсутствие в законе нормы о закрытии издания только по решению суда, поскольку Министерство информации зарезервировало за собой возможность отзыва свидетельства о регистрации, без которого издания в свет не выйдут.
Г-жа Симахина считает, кроме того, что проект не учитывает то, что выпуск телека-налов и газет является в значительной степени бизнесом, а не только идеологией, приводя в пример норму об обязанности предоставить площади для ответа на критику со стороны государственных структур в том объеме, который занимали сами критические материалы, и сделать это совершенно бесплатно.
Г-н АБДРАХМАНОВ, в свою очередь, уверен, что это необходимо для повышения действенности и эффективности журналистики, хотя ностальгия по поводу того, что теперь каждая критическая статья не рассматривается на партбюро, неуместна.
Альтернативой предложениям министерства по повышению действенности стало прозвучавшее предложение обязать законодательно чиновников реагировать на критику, которое выглядит, однако, практически столь же неуклюжей «обязаловкой». Юристы отме-чают также неясность многих формулировок, дающих возможность для различных толко-ваний, и недостаточную юридическую технику подготовленного проекта.
Опасения вызывает, в частности, формулировка о том, что под эротикой понимает-ся изображение, оказывающее эмоциональное воздействие, под которое может попасть что угодно.
Министр Абдрахманов отметил, что в данном случае речь идет о позиции сенато-ров, которая может быть изменена парламентом и не должна восприниматься как ужесто-чение законодательства со стороны властей. Он согласился с предложением сенатора Батталовой довести эту позицию до ее коллег. Сенатор, впрочем, отметила, что ни одна из 8 поправок в сенате не вызвала сколь-нибудь активных возражений со стороны разработ-чиков.

Соб. инф. и по сообщениям СМИ («Панорама», «Экспресс К», «СОЗ», «Казах-станская правда», телекомпания «ЭРА», Астана, ИА Kazakhstan today).

В Алматы 18 марта прошел круглый стол «Свобода слова в Казахстане: про-блемы и перспективы». Подробности см., пожалуйста, в следующих номерах бюл-летеня.
 

 

Предыдующая страница бюллетеня Следующая страница бюллетеня