Internews Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение электронного бюллетеня Internews Kazakhstan по электронной почте Содержание очередного номера Новости в бюллетене Internews Kazakhstan Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан Форум электронного бюллетеня Internews Kazakhstan

Сергей ВЛАСЕНКО, юрист «Интерньюс-Казахстан»: «Что следует понимать под «объективным освещением выборной компании кандидатов»?»

Комментарий к проекту Конституционного закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики
Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 26 ноября 2003 г.


Сегодня основное внимание общественности и средств массовой информа-ции привлечено к обсуждению проекта закона «О средствах массовой информации». И несколько в стороне остаются вопросы деятельности СМИ в связи с внесением изменений в действующее законодательство о выборах.

Поэтому следует обратить особое внимание на нормы законопроекта о внесе-нии изменений в закон «О выборах», регулирующие деятельность СМИ.

Проект закона «О средствах массовой информации» также косвенно касается вопросов деятельности СМИ во время выборных кампаний. Законопроект содержит статью «Организация деятельности средств массовой информации в особых усло-виях». К этим «особым условиям» как раз и могут быть отнесены условия и порядок использования средств массовой информации в период избирательных компаний.

Прежде всего, обратимся к законопроекту о внесении изменений в закон «О выборах». Статья 20-1 посвящена гласности в деятельности избирательных комис-сий.

Средства массовой информации могут получить право присутствовать на всех стади-ях избирательного процесса, будь то заседания избирательной комиссии или подсчет го-лосов избирателей. И ограничения могут быть наложены только в соответствии с Консти-туционным законом «О выборах», а не каким-либо другим. Так, этим законом предусматри-вается, что представители СМИ, занятые освещением выборного процесса, должны иметь служебное удостоверение и задание редакции, причем, от каждого СМИ может быть пред-ставлен только один журналист (о недостатке этой нормы уже говорилось – она лишает телекомпании возможности посылать на съемки съемочную группу в составе которой – журналист и оператор).
Какие еще требования предъявляются к представителям средств массовой информации?

Так, они обязаны:

1. иметь при себе документы, удостоверяющие их личность и полномочия;
2. не вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов и приня-тия решений избирательной комиссией, не предпринимать действий, препятствую-щих работе избирательной комиссии;
3. выполнять требования членов избирательной комиссии по соблюдению правил по-ведения на избирательном участке, установленных соответствующей избиратель-ной комиссией;
4. основывать свои заключения на документированных, действительных и поддаю-щихся проверке фактах;
5. соблюдать требования настоящего Конституционного закона и иного законодатель-ства Республики Казахстан.

Представители иностранных средств массовой информации должны будут аккреди-товаться при Центральной избирательной комиссии, по представлению Министерства ино-странных дел Республики Казахстан. Центральная избирательная комиссия вправе ото-звать аккредитацию представителя иностранного средства массовой информации. Отзыв будет осуществляться в случаях невыполнения журналистом требований, обозначенных в законе.

Большое значение для средств массовой информации имеет и содержание статьи 27 законопроекта, где регулируется предвыборная агитация. Именно она в большей степени связана с использованием СМИ. В законопроекте раскрыто понятие предвыборной агитации, под которой понимается деятельность, имеющая своей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного канди-дата, политическую партию.

Нормой данной статьи предусматриваются ограничения для журналистов, должност-ных лиц редакций средств массовой информации, зарегистрированных кандидатами, на освещение выборов через средства массовой информации. Эта норма также распростра-няется на их доверенных лиц.

Надо отметить, что эта норма изложена недостаточно четко. Остается неясным следующее: кандидат-журналист не вправе освещать выборы только в том средстве мас-совой информации, сотрудником которого он является или в любом средстве массовой информации? Точно такая же ситуация складывается и в отношении доверенных лиц кан-дидата-журналиста, т.е. распространяется ли данное требование только на доверенных лиц кандидата-журналиста, являющихся сотрудниками данного средства массовой инфор-мации или вообще на всех доверенных лиц кандидата- журналиста?

Особое внимание следует обратить на пункт 7 статьи 27 законопроекта.

Согласно этому пункту, средства массовой информации независимо от форм собст-венности обязаны осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий; воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной ин-формации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию того или иного кандидата или политической партии; предоставлять указанным лицам возможность бес-платного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания на той же странице и в том же объеме или переда-че на телевидении либо радио в такое же время.

«Средства массовой информации незамедлительно предоставляют возможность со-ответствующим избирательным комиссиям опубликовывать информацию о ходе предвы-борной кампании и сообщений, установленных настоящим Конституционным законом.

Нарушение требований настоящего пункта является основанием для приостановле-ния деятельности средства массовой информации, допустившего нарушение, по решению суда».

Начнем с того, что следует понимать под объективным освещением выборной ком-пании кандидатов? Кто будет давать оценку объективно или необъективно идет освещение – само средство массовой информации, сам кандидат, избирательная комиссия или суд? В данном пункте, видимо, следовало бы конкретно перечислить, каким критериям должна отвечать информация, чтобы ее признали объективной.

Не лучше ситуация обстоит и с тем, что СМИ должны воздерживаться от публика-ции агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинст-во и деловую репутацию того или иного кандидата или политической партии. Кто будет решать, что опубликованные или вышедшие в эфир материалы не являются порочащими: кандидат, политическая партия, избирательная комиссия или кто-то еще? А если средство массовой информации будет воздерживаться от публикаций агитационных материалов с вышеназванным содержанием, посчитав их порочащими, то нет гарантий, что ему удастся избежать судебных разбирательств по искам от кандидатов, политических партий, которые могут посчитать такое «поведение» СМИ вмешательством в проводимую ими предвыбор-ную агитацию.

А с другой стороны, если СМИ опубликует агитационные материалы, которые кто-то может посчитать порочащими…Возникает резонный вопрос: при чем здесь СМИ, когда за содержание материалов несет ответственность то лицо, которое их подготовило?

И еще один вопрос: что следует понимать под словом «незамедлительно»? Или все-таки будут устанавливаться конкретные сроки? Например, если печатное средство массовой информации является еженедельным, то как ему быть? Делать экстренные вы-пуски? И второй вопрос: кто за это будет платить? И если в отношении государственных средств массовой информации все понятно, то как быть частным СМИ?

И уж совсем ни в какие рамки не входит предлагаемая норма, согласно которой на-рушения вышеназванных требований пункта 7, могут послужить основанием для приоста-новления деятельности средства массовой информации.

Получается, что средства массовой информации должны выступать в роли арбит-ра и самостоятельно решать, какая информация является объективной, а какая - нет; по-рочит или нет эта информация того или иного кандидата. Но ведь не средства массовой информации решают, какая информация должна содержаться в агитационных материалах, это вправе решать только сам кандидат, который, в свою очередь, должен руководство-ваться нормами закона. И суду в данном случае отведена роль стороннего наблюдателя, а ведь именно суд должен отвечать на все эти вопросы. Требования, предъявляемые к аги-тационным материалам - это как раз те случаи, на основании которых средства массовой информации должны быть освобождены от ответственности.

Следует сказать еще о публикации опровержений. Если исходить из предлагаемой нормы, то получается, что средства массовой информации обязаны в обязательном по-рядке публиковать опровержения (причем, не делается каких-либо исключений) и это не-обходимо сделать в ближайшем номере печатного или электронного СМИ. Получается, что никто не собирается выслушивать мнение СМИ. Публиковать опровержение – и точка!

Но ведь Гражданский кодекс и закон «О средствах массовой информации» преду-сматривает иную процедуру публикации опровержений. Средству массовой информации дается время (месяц) для принятия решения о том, публиковать или не публиковать опро-вержение. Как быть в том случае, если средство массовой информации располагает дос-товерными данными? Получается, все это не будет принято во внимание, так как проект закона «О средствах массовой информации» содержит отсылочные нормы в отношении деятельности средств массовой информации во время избирательной компании; следова-тельно, будут действовать нормы конституционного закона «О выборах».

Есть в законопроекте нормы, которые адресованы в «неизвестность». Но можно предположить, что, скорее всего, ответственность за их нарушение будет возложена на средства массовой информации. Например, запрещается проведение предвыборной аги-тации с использованием изображения какого-либо лица без его письменного разрешения, а в случае его смерти - без письменного разрешения наследников.

Правда, предлагается сделать одно маленькое исключение, в соответствии с кото-рым, должностные лица средств массовой информации не несут ответственности за вы-сказывания кандидатов и политических партий в ходе их предвыборной кампании, за ис-ключением случаев публикации материалов, указанных в пункте 1 статьи 29 настоящего Конституционного закона. Согласно ему, кандидат в Президенты, депутаты Парламента и маслихата, в члены органа местного самоуправления, политическая партия, выдвинувшая партийный список, выступают с предвыборной программой своей будущей деятельности. Предвыборная программа не должна провозглашать идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности госу-дарства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родо-вой розни, а также культа жестокости и насилия.

Остановимся на вопросах, связанных с проведением предвыборной агита-ции.

Согласно статье 28 законопроекта, государство гарантирует кандидатам равное вы-деление средств для выступления со своими программами в СМИ. Каждому кандидату предоставляются средства на пятнадцатиминутное выступление по телевидению, десяти-минутное выступление по радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух статей в объеме не более двух печатных листов.

Политические партии, выдвинувшие партийные списки, вправе участвовать в поли-тических дебатах на телевидении, организуемых Центральной избирательной комиссией, в устанавливаемом ею объеме времени. Средства массовой информации на договорной ос-нове предоставляют эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки. Условия договора о предостав-лении эфирного времени, печатной площади в СМИ кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, не должны создавать преимуществ тому или иному кан-дидату, политической партии. Сведения о размере оплаты, условиях и порядке предостав-ления эфира и печатной площади, должны быть объявлены и опубликованы соответст-вующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического издания не позднее, чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов, а также представлены в Центральную и областные избирательные комиссии (при выборах Президента), в иные территориальные, а также окружные избирательные комиссии (при выборах депутатов Парламента, маслихатов и членов местного самоуправления).

Согласие на выделение эфирного времени, печатной площади, данное средством массовой информации одному из кандидатов, политической партии, выдвинувшей партий-ный список, является согласием на выделение эфирного времени, печатной площади дру-гим кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.

Очередность выступления в СМИ кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки, устанавливается в порядке поступления письменных обращений либо по жребию - в случае, если обращения поступили одновременно.

Запрещается прерывать и комментировать выступления кандидатов на телевидении и по радио, а также в печатных изданиях в том же номере.

Нормы, заложенные в эту статью, являются обязательными для СМИ и вполне ло-гичной является ответственность СМИ за их нарушение.

В связи с тем, что в СМИ часто публикуются результаты опросов общественного мнения, то средствам массовой информации следует обратить внимание на требования, которые необходимо соблюдать при их публикации.

При опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выбо-рами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую оп-рос, заказчиков опроса и тех, кто его оплатил, время проведения опроса, метод сбора ин-формации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.
Опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общест-венного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выбо-рами, не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.

Запрещается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении для голосования и в пункте для голосования.

В случае принятия поправок к закону о выборах, СМИ могут получить больше прав при освещении избирательных кампаний.
Но большую настороженность вызывает факт, что за нарушение выборного законо-дательства, СМИ могут быть не только привлечены к ответственности, но их деятельность может быть даже приостановлена. А вопрос, имел ли место факт правонарушения в дей-ствительности, может решать только суд, а не избирательная комиссия или другие органы.
Юридическая служба «Интерньюс-Казахстан»

Тел.: (3272) 50-14-20.
E-mail: [email protected]

Предыдующая страница бюллетеня Следующая страница бюллетеня