Internews Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение электронного бюллетеня Internews Kazakhstan по электронной почте Содержание очередного номера Новости в бюллетене Internews Kazakhstan Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан Форум электронного бюллетеня Internews Kazakhstan

Одной из причин разработки нового законопроекта о СМИ министр информации назвал «необходимость защитить СМИ от негативных последствий в процессе медиатизации»

Министр информации РК Сауытбек Абдрахманов представил проект закона «О средствах массовой информации», разработанный и внесенный в Мажилис Правительством Республики Казахстан на расширенном заседании комитета Мажилиса по социально-культурному развитию 21 октября.

Выступая на заседании, министр информации сообщил, что разработанный законопроект является третьим за 12-летнию историю независимости страны. При этом он сказал, что «демократия - это процесс, а не состояние. Поэтому и борьба за демократические права и свободу массовой информации, против контроля государства не прекращается...».

«…При этом, на наш взгляд, демократия крайне вредит устоявшемуся представлению о СМИ, как о четвертой власти. Подобный подход ведет к замене социальной роли СМИ на манипулизационную. Мы часто говорим в журналистской среде, что пресса является четвертой властью, к этой мысли уже приучили и наших телезрителей, и радиослушателей. Между тем всем должно быть ясно, власть одна, имеются ветви власти, это исполнительная, законодательная и судебная. Мы, конечно, против недооценки роли прессы, но и против переоценки. Нет и не бывает четвертой власти, власть одна. Этот тезис, который муссируется из года в год, изо дня в день, из этого тезиса вытекают ложные понятия о роли СМИ. В действительности, СМИ не только не могут, но и не должны быть ветвью власти. Поскольку в этом случае неизбежна борьба за влияние на них и через них. Это ключевой вопрос, вопрос о роли СМИ в жизни общества. Главная миссия СМИ - честно и объективно отражать происходящее, представлять конкурирующее мнение», - заявил министр.

Министр считает, что есть несколько причин разработки нового законопроекта – например, «увеличение темпов глобализации», «необходимость правовой защиты граждан, общества, государства и самих СМИ от негативных последствий в процессе медиатизации». В условиях Казахстана, по мнению министра, такими «негативными последствиями» являются, например, «усиление манипуляционной роли СМИ»…

Министр считает, что «в условиях недостаточной развитости гражданского общества, несовершенства законодательства СМИ фактически вынуждены отражать не мнение общества, а прямо либо косвенно частные и корпоративные интересы своих владельцев». Развитие, разрастание этой тенденции, по мнению министра, может привести к тому, что СМИ могут превратиться лишь в инструмент в борьбе за политические, экономические интересы, а потребители информационной продукции будут рассматриваться лишь как объект очередной идеологической операции».

Большие надежды в плане «достижения 100-процентного высокого профессионализма…порядочности, патриотизма и солидарности» министр возлагает «на институты саморегуляции медийного сообщества - Общественный совет по делам СМИ при Президенте страны, Конгресс журналистов Казахстана и другие объединения».

Министр опроверг «заявления о номинальном участии тех или иных членов рабочей группы в работе над проектом или закрытость этого процесса для общества», заявив, что «каждое из поступивших замечаний было внимательно проанализировано, а нередко и воспринято»… «Законопроект не ультра либеральный, но и вовсе не реакционный», - заявил министр.

После доклада министра (полный текст выступления министра информации можно найти на сайте Парламента www.parlam.kz в разделе «Пресс-релизы» (пресс-релиза от 23 октября 2003 г.) депутаты задавали вопросы.

Так, в частности, министра спросили, считает ли он возможным и допустимым какое-либо ограничение понятия свободы слова? При этом выступавший депутат сослался на Конституцию Казахстана, которая не ограничивает понятие «свобода слова» и добавил, что в его понимании, свобода слова - понятие абсолютное и какое-либо ее регулирование недопустимо.

Г-н Абдрахманов заявил, что «в философском понимании не бывает ничего абсолютного, в том числе абсолютной свободы слова» и добавил, что «даже в США нет абсолютной свободы слова».

Следующий вопрос, который задали министру: «Справедливо ли, чтобы средства массовой информации отвечали за действия главных редакторов? Например, если какой-то материал выходит в эфир или в печатном издании, то как правило, привлекают к суду журналиста или пытаются закрыть, или терроризировать средства массовой информации иском обанкротить. Не считаете ли Вы, что за все должен отвечать только главный редактор? И что средства массовой информации нельзя не прикрывать, нельзя не закрывать, и журналиста в том числе, потому что главный редактор проводит фильтровку материалов».

На что министр информации ответил, что к «суду привлекается автор статьи. Естественно, главный редактор издания несет ответственность, как подписывающий материл, но он не может, тем более в условиях плюрализма нести за всех ответственность. Потому что он не в состоянии быть в курсе всех событий, не в состоянии вникать во все детали публикуемых материалов. И по той простой причине, что в первую очередь отвечает автор статьи, который приводит те или иные доводы…А вообще усилить ответственность руководителей СМИ за публикации надо», - заявил министр.

Депутат С. Дьяченко, заявив, что «насилие, эротика на грани порнографии, жестокость, бандитизм буквально, заполонили наши экраны», задал вопрос, почему это происходит? И усомнился в том, что «некоторых норм, направленных на защиту нравственности (в законопроекте – ред.) достаточно».

Министр, констатировав, что «определенная часть населения уже сегодня возмущена…» добавил, что «спрос рождает предложения». Но по мнению министра, в законопроекте заложены нормы, «которые защищают в определенной возможной степени нравственность, в первую очередь, подрастающего поколения». «Например, фильмы эротического характера должны быть показаны только после 24.00 часов до 4.00 часов утра. Если, извините за выражение, кто-то озабочен, то может не спать и смотреть в это время эти передачи», - заявил министр. «Это его тоже право, его человеческие права. С этим тоже, пожалуй, надо считаться».

Депутата Т. Тохтасынова волновало отношение министра к норме, что министерство имеет право принимать решение о приостановление действия или отзыва, свидетельства о постановки на учет средства массовой информации.

И к статье 12, где заявляется, что главным редактором не может быть иностранцы, лица без гражданства. «На мой взгляд, эта норма направлена против конкретного человека – Ирины Петрушовой, главного редактора газеты «Республика» (затем «Экономика, финансы, рынки», - заявил депутат.

Министр заявил, что «приостановление, прекращение отзывов и лицензии осуществляется по решении суда», и остался на позиции «иностранец не может быть главным редактором».

Депутат Рустемов заявил, что недавно в одном из своих выступлений Глава государства обращал внимание на то, чтобы представить фильмы на государственном языке в архивы Госфильмофонда, чтобы телеканалы могли набирать необходимый объем вещания за счет показа отечественных кинофильмов, мультфильмов и архивных материалов.

Министр заявил, что «ведется целенаправленная работа по созданию благоприятных условий для телеканалов которые работают над передачами на государственном языке», но сам он лично – «не сторонник того, чтобы на государственном уровне на регулярной основе в обязательном порядке снабжать теле каналы продукцией из архива Гос-фильмофонда. Это порождает иждивенческие настроения. Каждый сам должен работать над своими передачами на государственном языке в необходимом объеме», - считает министр.

Продолжение – в следующем номере.

 

Подготовлено по сообщению пресс-службы аппарата Мажилиса Парламента РК.

Пресс-служба Парламента РК

Тел.: (3272) 15-33-28.
Факс: (3272) 32-69-55.
www.parlam.kz
E-mail: [email protected]

 

 

 

Предыдующая страница бюллетеня Следующая страница бюллетеня