Internews Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение электронного бюллетеня Internews Kazakhstan по электронной почте Содержание очередного номера Новости в бюллетене Internews Kazakhstan Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан Форум электронного бюллетеня Internews Kazakhstan

В «сетях» понятий… В законопроекте о СМИ пока четко не определен статус кабельных сетей

В наших бюллетенях мы неоднократно публиковали информацию, связанную с деятельностью кабельного ТВ в Казахстане. Так, в бюллетене N 14 (168) было опубликовано интервью с директором компании «Кабельное телевидение ЮВИС» Юрием Сецеховским о том, как работается местным операторам кабельного ТВ на рынке.

Операторов, в частности, заботят вопросы, связанные с законодательным регулированием их деятельности (в стране нет специального закона, регулирующего деятельность операторов кабельных сетей).

Сейчас идет обсуждение нового законопроекта о СМИ, в котором затрагиваются вопросы, связанные с работой кабельного и эфирно-кабельного ТВ. В частности, в законопроекте дается определение кабельному и эфирно-кабельному ТВ.

«Кабельное, эфирно-кабельное телевидение – совокупность систем кабельного, эфирно-кабельного распределения и организационно-управленческих процессов, обеспечивающих распространение телевизионных и радиопрограмм и других сообщений электросвязи на определенной территории», - такое определение понятию «кабельное и эфирно-кабельное ТВ» дается в законопроекте о СМИ (вариант за август 2003 г. – пункт 11, глава 1 «Общие положения»).

В законопроекте дается также расшифровка понятий:

- «оператор»:

15) оператор — юридическое лицо, осуществляющее техническую эксплуатацию радиоэлектронных средств, обеспечивающих распространение телевизионных и радиопрограмм по эфирным, эфирно-кабельным и спутниковым сетям;

- «ретрансляция»:

29) ретрансляция — прием и одновременное либо в записи, независимо от использования технических средств, полное и неизменяемое распространение телевизионных или радиопрограмм (совокупность теле- или радиопередач) другого средства массовой информации;

- «телевизионное и радиовещание»

36) телевизионное и радиовещание - распространение с использованием электромагнитных волн телевизионных программ (телевизионное вещание), звуковых программ (радиовещание) и дополнительной информации, осуществляемое по наземным, спутниковым или кабельным (проводным, цифровым компьютерным и иным) сетям в открытой или закодированной форме, предназначенное для индивидуального приема потребителями;

- «трансграничное телерадиовещание»:

42) трансграничное телерадиовещание – телевизионное и радиовещание, при котором зона обслуживания включает в себя территории (ю) других (го) государств (а);

Требование по поводу того, что «еженедельный объем телевизионных и радиопередач средства массовой информации, независимо от форм его собственности, на государственном языке по времени не должен быть менее суммарного объема передач на других языках» не распространяется на сети кабельного, эфирно-кабельного и индивидуального спутникового приема телевизионных и радиопрограмм (статья 6 «Язык СМИ»).

В законопроекте есть еще ряд статей, которые, так или иначе, касаются аспектов кабельного ТВ. Например, это статья 24 «Прием телевизионных и радиопрограмм»:

«1. Потребители вправе свободно принимать телевизионные и радиопрограммы, отдельные телевизионные и радиопередачи и дополнительную информацию, в том числе и со спутников, бесплатно или за плату, как с использованием декодирующих устройств, так и по открытым сетям телевизионного и радиовещания»;

статья 22 «Организация телевизионного и радиовещания»:

«1. Организация телевизионного и радиовещания включает в себя выход в эфир и/или трансляцию/ретрансляцию телевизионных и/или радиопрограмм.

2. Вещатель обязан:

1) предупреждать потребителей об изменениях в сетке вещания;

2) не изменять характер и объемы вещания без предварительного не менее чем за месяц оповещения потребителей в своих передачах, если они взимают плату за свои телевизионные и/или радиопрограммы;

3) предупреждать уполномоченный орган и потребителей об изменении концепции вещания и наименования средства массовой информации не менее чем за один месяц;

4) не увеличивать в одностороннем порядке размер платы за телевизионные и/или радиограммы до истечения срока договора или подписки, если иное не оговорено условиями договора или подписки.

5. В состав пакета телевизионных и радиопрограмм, ретранслируемых по кабельным, эфирно-кабельным и проводным сетям, в обязательном порядке и без обоюдного взимания платы должны включаться программы республиканских вещателей с государственным участием в их уставном капитале.

Операторами вышеуказанных сетей предоставление потребителям этих программ должно осуществляться также без взимания дополнительных плат.

6. Трансляция/ретрансляция телевизионных и радиопрограмм может осуществляться посредством сетей телевизионного и/или радиовещания- спутниковых, наземных эфирных, эфирно-кабельных, кабельных и проводных.

Телерадиовещательные организации для распространения и трансляции своих программ могут использовать как собственные телевизионные и радиовещательные сети, так и другие сети телекоммуникаций на договорных условиях.

Взаимоотношения вещателя и оператора, осуществляющего трансляцию/ретрансляцию телевизионных и радиопрограмм, регулируются законодательством Республики Казахстан»;

статья 23 «Трансграничное телевизионное и радиовещание»:

«1. Трансграничное телевизионное и радиовещание с территории Республики Казахстан осуществляется по согласованию с уполномоченным органом в области связи.

2. Трансляция телевизионных и радиопрограмм, предназначенная для транзитной передачи сигнала, осуществляется по согласованию с уполномоченным органом и с уполномоченным органом в области связи».

статья 24 «Прием телевизионных и радиопрограмм»

«1. Потребители вправе свободно принимать телевизионные и радиопрограммы, отдельные телевизионные и радиопередачи и дополнительную информацию, в том числе и со спутников, бесплатно или за плату, как с использованием декодирующих устройств, так и по открытым сетям телевизионного и радиовещания».

Комментарий юриста «Интерньюс-Казахстан» Сергея Власенко:

Одним из основных вопросов, касающихся кабельных сетей, является определение их статуса – т.е. являются ли они средствами массовой информации или нет. В зависимости от этого, деятельность кабельных сетей будет регулироваться различными законодательными актами.

Согласно действующему закону о средствах массовой информации (пункт 2, статья 1), к средствам массовой информации, помимо традиционных (газеты, радио, ТВ, журналы), относится, в том числе, «иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации». Получается, что на этом основании, МКИОС может отнести кабельные сети к средствам массовой информации, так как кабельные сети занимаются «периодическим и непрерывным публичным распространением массовой информации».

С другой стороны, согласно статье 12 действующего закона, от постановки на учет как СМИ освобождаются «теле-, радио-, видео-, кинохроникальные программы, распространяемые по кабельным сетям, если зона обслуживания ограничена одним зданием или комплексом». Получается, кабельные сети не являются СМИ, и требования следует предъявлять к тем средствам массовой информации, которые распространяют эти программы; кабельные же сети, в данном случае играют, прежде всего, роль технического средства для передачи информации, а не самого средства массовой информации.

Кстати, в новом законопроекте о СМИ, также существует статья 16 «Освобождение от постановки на учет средства массовой информации», в которой приводится перечень СМИ, которым не требуется постановка на учет (это, например, периодические печатные издания тиражом менее ста экземпляров, сетевые СМИ; теле-, радио- программы, распространяемые по кабельным или спутниковым сетям, если зона обслуживания ограничена одним зданием или комплексом зданий).

Но выходит, что в случае, если какие-то свои программы готовит сама кабельная сеть и их распространение выходит за указанные ограничения (здание, комплекс), то кабельные сети должны быть поставлены на учет, как средства массовой информации? Получается двойственная ситуация: с одной стороны кабельные сети могут быть отнесены к средствам массовой информации, а с другой - нет. Четкого ответа на вопрос, являются кабельные сети СМИ или не являются, законопроект не дает.

С одной стороны – не являются. Если исходить, например, из статьи 6 законопроекта («Язык СМИ»), то языковые требования по вещанию, обязательные для всех электронных СМИ (т.е. объем телевизионных и радиопередач СМИ, независимо от форм его собственности, на государственном языке по времени не должен быть менее суммарного объема передач на других языках), на сети кабельного, эфирно-кабельного и индивидуального спутникового приема телевизионных и радиопрограмм не распространяются.

С другой – ряд моментов можно трактовать неоднозначно, что позволит заинтересованным лицам относить кабельные сети к СМИ.

Давайте попытаемся разобраться, что такое кабельное ТВ. Согласно законопроекту, «это совокупность систем кабельного, эфирно-кабельного распределения и организационно-управленческих процессов, обеспечивающих распространение телевизионных и радиопрограмм и других сообщений электросвязи на определенной территории». Т.е. кабельное ТВ – это, скорее, техническое средство, используемое только для распространения продукции СМИ, значит, оно не может быть отнесено к СМИ.

И в нынешнем варианте законопроекта (статья 16), и в действующем законе «О средствах массовой информации» (статья 12), от постановки на учет освобождаются теле-, радио-, видео, кинохроникальные программы, распространяемые по кабельным сетям, если зона обслуживания ограничена одним зданием или комплексом. То есть, если зона обслуживания кабельными сетями больше, чем «одно здание или комплекс», то следует предположить, что кабельные сети все-таки должны ставится на учет как средства массовой информации? Однако исходя из содержания самих вышеназванных статей, на учет должны ставиться не кабельные сети, а те СМИ, которые распространяют свои программы с помощью кабельных сетей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: кабельные сети имеют, прежде всего, непосредственное отношение к операторам связи, а в соответствии с пунктом 15) проекта закона «О СМИ», «оператор - юридическое лицо, осуществляющее техническую эксплуатацию радиоэлектронных средств, обеспечивающих распространение телевизионных и радиопрограмм по эфирным, эфирно-кабельным и спутниковым сетям». То есть операторы кабельных сетей – скорее, технические специалисты, которые осуществляют ретрансляцию телевизионных каналов.

Юрист «Интерньюс-Казахстан» Сергей ВЛАСЕНКО

 

Содержание очередного номера Следующая страница бюллетеня