Internews Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение электронного бюллетеня Internews Kazakhstan по электронной почте Содержание очередного номера Новости в бюллетене Internews Kazakhstan Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан Форум электронного бюллетеня Internews Kazakhstan

Эксперты считают, что готовящийся законопроект об НПО ухудшит деятельность некоммерческих организаций в Казахстане

В ближайшее время в Парламент Казахстана будет представлен новый проект Закона «О неправительственных организациях», подготовленный рабочей группой при Министерстве культуры, информации и общественного согласия. Сейчас идет активное обсуждение законопроекта и общественные организации выражают свою озабоченность по поводу законопроекта. По мнению экспертов, новый законопроект ухудшит правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Казахстане.

По мнению Вадима Ни, исполнительного директора организации ОФ «Азиатско-Американское Партнерство», юриста, специализирующегося на вопросах законодательства для НПО с 1995 года, среди основных негативных последствий принятия законопроекта об НПО - следующие:

- законопроект создаст широкие возможности для вмешательства государственных органов в дела НПО;

- деление негосударственных некоммерческих организаций на общественно полезные и общественно бесполезные может нарушить конституционный принцип равенства общественных объединений;

- он затруднит участие многих негосударственных некоммерческих организаций в общественно-политической жизни страны и, в частности, осложнит деятельность правозащитных организаций;

- конституционное право на свободу объединений будет существенно ограничено, поскольку объединяться можно будет только либо в рамках абсолютно аполитичных организаций, либо в рамках политических партий и др.

В качестве одного из доводов в пользу принятия данного законопроекта разработчики называют необходимость законодательного закрепления статуса неправительственной организации. С этим мнением я не соглашусь, поскольку НПО - это не юридическое понятие, а социологическое, и практически нигде в мире статус неправительственных организаций в законодательстве не закрепляется, исключая два-три неудачных примера.

Также разработчики утверждают, что законопроект об НПО необходим для последующего оказания им государственной поддержки в рамках государственного социального заказа. На самом деле государственная поддержка будет оказываться негосударственным некоммерческим организациям или отдельным их формам и видам, и устанавливать какой-то новый статус НПО или общественно полезной организации нет никакого смысла.

На веб-сайте ОФ «Азиатско-американского партнерства» www.ecostan.org в разделе «Новости» http://www.ecostan.org/ngo.html размещены все имеющиеся 5 версий проекта Закона «О неправительственных организациях» и отдельные комментарии к ним юристов.

На сайте можно также найти другие материалы по отдельным аспектам, касающимся данного законопроекта, контактные данные представителей НПО, принимавших участие в заседаниях рабочей группы по разработке законопроекта и т.д.

Копии законопроектов и некоторые комментарии можно получить по электронной почте, послав запрос на [email protected] (копия - на [email protected]).

Комментарий юриста «Интерньюс-Казахстан Сергея Власенко:

Хочу обратить внимание на ряд моментов, которые необходимо учесть в дальнейшей работе над проектом закона «О неправительственных организациях».

В Казахстане работает ряд зарубежных неправительственных организаций, которые, в случае принятия закона об НПО, должны будут его исполнять.

Сегодня МНОГИЕ зарубежные неправительственные организации осуществляют свою деятельность в Казахстане в соответствии с межправительственными соглашениями. И ЕСТЕСТВЕННО возникает вполне резонный вопрос: не изменится ли статус зарубежных неправительственных организаций с принятием предлагаемого закона?

Работая на территории другой страны, зарубежные неправительственные организации выполняют УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ОГОВАРИВАЮТСЯ В МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ. Если же исходить из норм законопроекта об НПО, к таким организациям могут быть предъявлены требования иные, нежели указаны в межправительственных соглашениях. Это, в частности, требование публиковать в периодических печатных изданиях отчеты о своей деятельности, учредителях, имуществе и др., в то время как некоторые МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ соглашения этого не предусматривают. Например, «Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки от 1 ноября 1994 года по неправительственным организациям, осуществляющим программы помощи США для Казахстана» предусматривает предоставление Правительством США соответствующей информации о неправительственных организациях лишь Министерству иностранных дел РК и не обязывает публиковать сведения в открытой печати. А согласно новому законопроекту об НПО, нарушение требования опубликовать такой отчет или сомнение в достоверности представленных в нем сведений может служить основанием для принудительной ликвидации обособленных подразделений иностранных НПО и государственного вмешательства в деятельность таких обособленных подразделений иностранных НПО.

Международные соглашения имеют приоритет перед национальным законодательством. Но на практике происходит иначе, к тому же некоторые международные соглашения имеют отсылочные к национальному законодательству нормы. В связи с этим возникает вопрос: не будет ли проще ряд норм, касающихся деятельности зарубежных организаций в Казахстане, отразить в новом законопроекте, тем более, что чиновники не всегда имеют под рукой тексты международных соглашений?

И еще одно замечание. Предъявление ряда дополнительных требований к деятельности международных неправительственных организаций на территории РК (и не только тех, которые действуют в рамках межправительственных соглашений), потенциально может привести к тому, что в Казахстане МОЖЕТ БЫТЬ свернута деятельность многих международных неправительственных организаций, значительно сократится перечень международных и государственных организаций, зарубежных неправительственных общественных организаций и фондов, предоставляющих гранты (перечень утвержден Постановлением Правительства РК от 28 декабря 2001 года N 1753). Ведь неизвестно, насколько новые требования будут отвечать уставам этих организаций. И не будут ли власти использовать такие требования как повод, для того чтобы исключить «неугодные» организации из перечня разрешенных?

Об этом свидетельствует норма законопроекта, которая предусматривает, что государственные структуры будут определять, является ли деятельность любой неправительственной организации «общественно полезной» или нет. Понятие «общественно-полезная деятельность» в законодательстве не определено, что позволит чиновникам произвольно толковать эту норму. «Неугодные» организации МОГУТ БЫТЬ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ ИЛИ НЕ ПРОЙТИ ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЮ, если их деятельность не будет признана «общественно полезной». Используя это повод, чиновники могут закрыть организации, которые почему-либо не понравились власти.

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И НЕ МОГУТ ПРЕСЛЕДОВАТЬ КАКИЕ-ТО ДРУГИЕ ЦЕЛИ, КРОМЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫХ, ИНАЧЕ ИХ ПРОСТО НЕ ЗАРЕГИСТРИРУЮТ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ. НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАВНИЯМ СТАТЬИ 4 ЗАКОНА «О некоммерческих организациях», которая гласит, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, культурных, научных, образовательных, благотворительных, управленческих целей; защиты прав, законных интересов граждан и организаций; разрешения споров и конфликтов; удовлетворения духовных и иных потребностей граждан; охраны здоровья граждан, охраны окружающей среды, развития физической культуры и спорта; оказания юридической помощи, а также в других целях, направленных на обеспечение общественных благ и благ своих членов (участников).

В законопроекте об НПО, термин «неправительственные организации» определяется следующим образом: «Под неправительственными организациями в Республике Казахстан понимаются некоммерческие организации, созданные без участия государства, не преследующие политических или религиозных целей, основной сферой деятельности которых является общественно полезная деятельность».

Используя эту норму законопроекта (которую чиновники также могут трактовать произвольно), власти могут обвинить некоторые общественные организации в том, что они преследуют, например, политические цели, когда проводят различные мониторинги или выводят рейтинги (например, рейтинг политиков государства). И под предлогом нарушения закона будут стараться ликвидировать «неугодные» организации.

Практически все вопросы, регулирующие деятельность неправительственных организаций, освещены в законе «О некоммерческих организациях». Из законопроекта об НПО следует, что в случае перерегистрации нужно будет вносить изменения в учредительные документы НПО. С большой степенью вероятности уже сейчас можно сказать, что не все НПО смогут успешно пройти перерегистрацию (выше уже было сказано о том, что чиновники могут счесть, например, что заявленные организацией цели не относятся к обозначенным в статье 4 и на этом основании отказать в перерегистрации).

Выше уже было сказано о том, что в законопроекте есть норма, согласно которой международные и иностранные неправительственные организации обязаны будут ежегодно публиковать в средствах массовой информации и представлять в регистрирующий орган информацию о своей деятельности, в том числе - о своих учредителях, составе имущества, источниках формирования бюджета, направлениях расходования и суммах финансовых средств. Тем самым, предоставляется возможность для государственных структур вмешиваться в деятельность международных общественных организаций, например, оказывая влияя на учредителей и финансирующие организации.

Параллельно с законопроектом «О неправительственных организациях» обсуждается законопроект «О государственном социальном заказе». Суть последнего вкратце заключается в том, что государство намеревается помогать НПО, предоставляя им бюджетные средства по проектам в рамках государственного заказа. Эксперты-юристы также имеют свои возражения на этих законопроект. В частности, разработчики пока не определились даже с юридической терминологией - что означает, например, «государственный социальный заказ» (этот термин в юридическом отношении содержит комплекс противоречий).

У НПО есть опасения, что принятие закона «О государственном социальном заказе» приведет к тому, что власти начнут делить неправительственные организации на «своих» и «чужих» и оказывать помощь только тем неправительственным организациям, которые будут проявлять свою лояльность к властям. Но таким образом, по мнению экспертов, будет нарушен принцип, провозглашенный статьей 5 Конституции – «общественные объединения равны перед законом».

По поводу освещения в законопроекте об НПО вопросов деятельности иностранных организаций в Казахстане эксперты-юристы ICNL (Международный Центр некоммерческого права) говорят следующее:

«- определение «иностранных НПО» также является спорным, например, в части указания на «международные организации» в качестве учредителей иностранных НПО, в то время как само понятие «международной организации» не определено в законодательстве РК. Кроме того, указание на иностранные государства в качестве возможных учредителей иностранных НПО также является более чем спорным, так как в таком случае такие организации не могут считаться «НПО» по определению, так как созданы государством и это определение вступает противоречие с общим определением «НПО», которое дано в статье 2 законопроекта.

- законопроект ограничивает формы легализации иностранных НПО на территории РК (статья 10 законопроекта) только созданием представительства и/или филиала - обособленного подразделения без прав юридического лица, что является дискриминирующей нормой, по сравнению с коммерческим иностранными организациями, которые могут действовать также через своих представителей, агентов (как физических, так и юридических лиц), а также имеют право учреждать юридические лица со 100% иностранным участием на территории РК. Причины для подобной дискриминации не вполне ясны».

Сергей ВЛАСЕНКО, юрист представительства Интерньюс Нетуорк в Казахстане [email protected]

 

Предыдующая страница бюллетеня Следующая страница бюллетеня