Internews Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение электронного бюллетеня Internews Kazakhstan по электронной почте Содержание очередного номера Новости в бюллетене Internews Kazakhstan Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан Форум электронного бюллетеня Internews Kazakhstan

Зачем создаются медиа-холдинги? Обзор по странам СНГ

От классического медиа-холдинга - к модернизированному. Классический вариант медиа-холдинга выглядит следующим образом: несколько газет разного формата, FM-станция, телеканал, и, наконец, веб-сайт. Не менее характерна и сама
причина объединения средств массовой информации под «крылом» одного собственника.

По мнению экспертов, организация работы на рынке в виде медиа-холдинга позволяет использовать одну человеческую силу на нескольких фронтах, что, в свою очередь, позволяет минимизировать соответствующие расходы и повышает эффективность работы медиа-холдинга в целом. Единственной преградой на этом пути могут стать разве что действия менеджеров по принципу «лебедя, рака и щуки». Тогда успех, безусловно, не светит.

Причины глобализации деятельности СМИ можно усмотреть и в другом. Здесь как раз впору вспомнить об их неофициальном названии - четвертая власть. Степень влияния телеканалов, печатной и иной прессы на человеческие умы в информационном пространстве огромна. И все же европейская модель СМИ предполагает не только общественную направленность, но и экономическую прибыльность.

В условиях развитой демократии масс-медиа вырабатывают информационный «товар», который потребляют массы. При этом очень многое зависит от его «упаковки». Ориентируясь на рынок, руководство медиа-холдингов, стараясь предугадать желания покупателя, принимает активное участие в формировании информационных вкусов. А поскольку прибыльность зависит от увеличения аудитории, медиа-магнаты все чаще вторгаются в сферу ценностей и идей.

Здесь СМИ выступают инструментом в руках собственника, и эффективность такого инструмента тем выше, чем он разнообразнее. На практике телеканал охватывает одну аудиторию, а общественно-политическое издание и веб-сайт - другую. Отсюда вывод: структура медиа-холдинга может трансформироваться из классической (телеканал-газета-радио-веб-сайт) в несколько иную (генератор идей-модератор-инструменты).

Наличие подобных тенденций в развитии масс-медиа подтверждают западные эксперты. По мнению Душана Релича, исследователя Европейского института СМИ, в Европе сейчас угрожающих размеров набирает процесс «берлусконизации», название которого происходит от фамилии нынешнего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, владеющего 7 ведущими телеканалами в своей стране. Его пример монополизации медийной сферы оказался заразителен. В США, скажем, владелец телеканала Руперт Мердок, потеснив на медийном рынке CNN и ощутив собственную силу, предлагает услуги и политическую поддержку нынешней администрации Джорджа Буша.

Глобализированные масс-медиа в Украине

Украинские медиа-холдинги живут несколько другими реалиями, хотя стремятся развиваться в соответствии с мировыми стандартами. Поскольку сфера бизнеса у нас тесно связана с политикой, собственниками больших масс-медийных объединений иногда становятся так называемые финансово-промышленные группы.

В этом плане наиболее известными являются холдинги, которые иногда связывают с СДПУ(о), - телеканалы «1+1», «Интер», газеты «Киевские ведомости», «Понедельник» и другие, а также с партией «Трудовая Украина» (ICTV, ТРК «Эра», газеты «Факты», «Киевский телеграф»). Ввиду слабого развития рынка рекламы украинские средства массовой информации нередко работают не по бизнес-правилам, а как инструмент влияния на общественное мнение. В этом их слабость.

По сравнению с Западом, где причины создания медиа-холдингов – желание охватывать большую аудиторию, получать прибыль и попутно навязать свое видение общественных процессов, в Украине дело обстоит иначе. У нас укрупнением масс-медиа занимаются в основном с целью увеличения количества каналов, по которым собственник может пробиться к потребителю с нужной для него информацией.

Масс-медиа в цифрах и фактах

Украина

- Более 4000 изданий, из них 2600 газет и 1400 журналов;

- доля рекламы на ТВ в прошлом году составила 75%, в газетах - 11%, на радио - 4%, наружная реклама - 10%. За последние годы при общем приросте рекламы во всех СМИ доля телерекламы росла за счет газет и наружной рекламы. Это связано с активным развитием так называемых мультирегиональных каналов (Новый, ICTV, СТБ) и относительно невысокой ценой рекламы на ТВ. На региональные телестудии приходится всего $26 млн. из $636 млн. полученных ТВ;

- газеты читаются часто (55% читателей - несколько раз в неделю, 88% - не реже раза в неделю). В них ищут новости (75%) и полезную информацию (72%);

- основная тематика, интересующая читателей: местные новости (90%), национальные новости и программа ТВ (88%), здоровье (87%), международные новости и погода (86%).

Россия

По данным на 2002 год, количество центральных газет составляло 5144 издания, региональных - 16519, местных - 3970, количество журналов – 12095 единиц;

- объем рекламы на центральных телеканалах в 2002 году был эквивалентен $820 млн., в 2003 году - $1млрд. 235 млн.;

- количество судебных исков, предъявленных в 2001 году к прессе о защите чести и достоинства, - 5499, из которых удовлетворено 2113 (39%).

Беларусь

- Зарегистрировано более 1350 печатных изданий, из которых государственных – 135 (10%). Суммарный тираж негосударственной прессы - менее 300 тыс., государственной - 900 тыс. экз.;

Молдова

- Издаются около 250 газет и журналов на румынском и русском языках, выделено около 100 частот ТВ и радио, из которых по 65 частотам ретранслируются московские программы, по 10 - из Румынии, по 11 - из других источников и только по 9 из них передаются программы местного производства.

По материалам конференции «Состояние СМИ в странах СНГ».

Общенациональные СМИ будут объединяться, уверен президент Ассоциации издателей периодической прессы Михаил ВЕЙСБЕРГ

- Михаил, сейчас называются самые разные причины преобразования отдельных СМИ в медиа-холдинги - от политических до бизнесовых. Какова ваша версия происходящего?

- В медийной отрасли вести бизнес путем образования холдинга считается более правильной и эффективной моделью, нежели завоевывать рынок как-то иначе. На Западе подобная схема отработана достаточно четко, и там, как правило, преуспевающие медиа-проекты строятся именно холдинговым методом. Связано это с тем, что наиболее затратные части, а именно полиграфическую базу, собственную систему распространения, систему сбора и обработки информации, наиболее выгодно держать вместе.

К примеру, корреспондентская сеть может работать на различные издания разнообразного формата в рамках одного и того же медиа-холдинга, что позволяет сэкономить часть средств собственника. Поэтому те, кто ведет некий проект как бизнес (а такие в Украине тоже есть), возможно, интуитивно, а возможно, и осознанно это понимают и стремятся создавать подобные объединения.

Пример небезызвестного «Украинского медиа-холдинга» показывает, что концентрация определенных специалистов, в первую очередь, по финансовому менеджменту, позволяет эффективно управлять порядка 27-ю проектами.

Даже для небольших структур регионального значения присуща так называемая в теории управления вертикальная интеграция. Проявляется она в форме существования нескольких изданий, своей системы сбыта, рекламного агентства, типографии. То есть сегодня и в региональных масштабах медийный бизнес тяготеет к созданию холдингов.

- Какие наиболее успешные медиа-проекты сегодня существуют в Украине, и в чем причина их прибыльности?

- Первопричина успеха любого медиа-холдинга - эффективный менеджмент. Немаловажную роль играет умение учиться, смотреть, как делают бизнес другие, осознавать свои ошибки, и работать, работать, работать.

Пример Джеда Садена (КP Publications) показывает нам западный менеджмент, который не делает основную ставку на привлечение крупных финансовых ресурсов, а развивается постепенно, от успеха к успеху. Тот же «КP Publications», если взглянуть на историю его развития, вначале на полученные деньги открыл веб-сайты, затем создал «Афишу», а уже ее успех способствовал открытию журнала «Корреспондент».

Из украинских примеров можно привести концерн «РИА», охватывающий газеты Винницы, Житомира, Хмельницкого, Тернополя и несколько FM-станций. Менеджеры «РИА» проходят путь от журналистов до бизнесменов, от редакторов до менеджеров, успешно завоевывая рынок. То есть планомерная, систематическая, продуманная работа и лежит в основе успеха медиа-холдинга.

- Что мешает жить и развиваться отечественным медиа-холдингам? Может, излишняя политизация «четвертой власти»?

- Начну со второго. Думаю, что интерес политиков к определенному медиа-проекту возрастает пропорционально росту бизнеса. Пока это просто успешная газета - политики не обращают внимания. Но как только она превращается в предприятие, реально влияющее на общественные процессы, тут же возрастает рейтинг ее привлекательности для возможных покупателей.

Однако со временем наши политики становятся более мудрыми, и сейчас даже при смене собственников журналистам удается избежать каких-то больших проблем. Мы движемся, скорее, к демократическим ценностям, нежели к тоталитарным, и общественное мнение не позволяет стопорить работу медиа.

Возвращаясь к экономической основе функционирования «четвертой власти», одной из проблем развития можно назвать отсутствие достаточных инвестиций в данную деятельность. Хотя, с другой стороны, это не так уж и плохо. Ведь подобная ситуация на руку молодым менеджерам, которые вряд ли смогли бы на равных конкурировать с «акулами» западного медиа-бизнеса. Пока же они имеют возможность подготовиться к наплыву иностранных инвесторов.

- Где и как проходит баланс между развитием СМИ и политической сферой?

- На мой взгляд, нормальная политическая сфера - это когда политики понимают, что они - часть гражданского общества и отражают мнение своих избирателей. А нормальные СМИ - те, которые понимают, что они часть гражданского общества и отражают мнение своих читателей, являясь определенным индикатором их взаимодействия. Ясно, что они должны быть заинтересованы друг в друге. Медиа освещают то, что делают политики, а политики в СМИ читают то, что думает народ, и видят некое свое отражение. Проблемы возникают тогда, когда кто-то пытается создать холдинг под решение конкретных проблем власти.

- Ваш прогноз дальнейшего развития медиа-холдингов.

- Если заглянуть в будущее, думаю, на рынке будут присутствовать ряд холдингов и большая группа проектов среднего уровня, не входящих ни в какие другие проекты. Специфика отрасли в том, что она очень фрагментирована, обслуживает региональные и территориальные общины, и достаточно часто нет смысла ее глобализировать. Для региональной прессы холдинг не нужен. Хотя и не исключен вариант ее объединения в некую сеть. Опыт показывает существование и таких, и других вариантов. Что касается общенациональных СМИ, то, конечно, в ближайшем будущем они будут объединяться.

Успешных медиа-холдингов в Украине немного, считает Александр ЧЕКМЫШЕВ, руководитель комитета «Равенство возможностей», заместитель директора Института журналистики.

На практике медиа-холдинги включают в работу те самые механизмы, которые существуют в любом другом бизнесе (автомобильном, индустриальном). Иначе говоря, он производит продукцию на информационном рынке, и слияние нескольких средств массовой информации в одно объединение помогает ему охватить большую аудиторию и получить хорошую прибыль.

В холдингах индекс рекламной привлекательности несравнимо выше, кроме того, есть возможность применять технологию конвергенции. К примеру, журналист может делать один и тот же новостийный материал для телеканала, радио и газеты.

В то же время в Украине причина возникновения медиа-холдингов несколько иная, нежели в развитых странах Запада. Реальной подвижкой в направлении объединения газет телерадиокомпаний часто становится желание некоторых олигархов иметь больше возможностей влиять на общественное мнение с целью собственного продвижения к власти.

В результате СМИ используется не как самодостаточный бизнес, а как средство продвижения своих ценностей, манипулирования информацией. То есть, если в классическом медиа-холдинге, несмотря на наличие большего или меньшего количества различных средств массовой информации, работает рыночное начало, то в Украине дела обстоят несколько иначе.

Жесткая редакционная политика, проводимая отечественными собственниками, непосредственно сказывается на индексе рекламной привлекательности. Причина ясна: не все хотят получать заангажированную информацию. Владелец же классического медиа-холдинга отпускает СМИ на свободу для того, чтобы, предоставляя обществу разные точки зрения и разные мнения, делать на этом деньги.

Думаю, в дальнейшем, следуя объективной логике рынка, в среде собственников СМИ и самих журналистов придут к классическому пониманию работы с медиа-холдингами.

Насколько позитивно холдинги будут развиваться в дальнейшем, зависит от многих факторов. Во-первых, это наличие необходимой политической воли сделать СМИ инструментом контроля общества над властью. Во-вторых, это решение комплекса проблем, связанных с адаптацией рекламного законодательства к мировым стандартам.

Источник: http://vlasti.net/index/news/12213/main

Получено по рассылке Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России (Center for Journalism in Extreme Situations) от 8 июня 2003 г. http://www.cjes.ru/

 

Предыдующая страница бюллетеня Архив бюллетеней Internews Казахстан