Internews Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение электронного бюллетеня Internews Kazakhstan по электронной почте Содержание очередного номера Новости в бюллетене Internews Kazakhstan Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан Форум электронного бюллетеня Internews Kazakhstan

Тамара Калеева, «Адил соз»: норма, препятствующая монополизации СМИ в стране, пока не нашла отражения в проекте закона о СМИ

«Среди предложений рабочей группы (рабочая группа по выработке рекомендации и норм к проекту закона о СМИ – ред. бюллетеня) прозвучала идея об ограничении монополизации СМИ (это предлагал фонд «Адил Соз»). Предполагалось, что один собственник будет иметь право обладать всего лишь одним печатным и одним электронным СМИ на территории распространения. Но в ходе голосования очень многие участники ПДС (Постоянно действующее совещание по мерам демократизации общества при Президенте РК – ред. бюллетеня), несмотря на то, что была пущена в ход «тяжелая артиллерия» в виде президентского послания (в своем послании народу Казахстана президент Н, Назарбаев сказал, что в законе должна быть закреплена норма, препятствующая монополизации СМИ в стране – ред.бюллетеня), все-таки отклонили это предложение. И теперь мы не знаем, будет ли в окончательном варианте проекта как-то отражено отношение государства и закона к монополизации СМИ», - сказала в интервью газете «Московские новости-Новости недели» президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева (N 25 (141) от 25 июня-1 июля 2003 г.).

Мы уже писали о жарких дебатах, которые происходят вокруг нового проекта закона о СМИ – см. бюллетени за 2003 г. N 6 (160), 11 (165) и за 2002 г.

«Обсуждение законопроекта «О СМИ» принимает все более ожесточенный характер. Несмотря на то, что разработчики из Министерства культуры, информации и общественного согласия (МКИОС) уверяют всех в своем намерении учесть предложения журналистов, оппозиции и правозащитников, официальный документ до сих пор вызывает массу претензий. Во время его обсуждения на заседании рабочей группы прозвучал тезис о том, что вводятся новые ограничения свободы слова в Казахстане и деятельности СМИ, а журналистам даже не позволили присутствовать на этом совещании», - сообщает газета «МН-НН».

На вопрос журналиста Айнур Мазибаевой прокомментировать законопроект «О СМИ», Тамара Калеева ответила следующее:

– Пока трудно сказать, является ли он прогрессивным или «драконовским». Дело в том, что первоначальный вариант, представленный в мае на заседании ПДС (Постоянно действующее совещание по мерам демократизации общества), так и не был принят. Тогда же создали рабочую группу под руководством Булата Абилова, которая сейчас разрабатывает рекомендации и нормы, а затем вынесет их на рассмотрение ПДС, правительства и парламента. Одновременно с этим, по словам вице-министра Ардака Досжана, министерство готовится внести в свой проект новые поправки. Он говорит, что будут включены почти все положительные инициативы, выдвинутые экспертами, представителями СМИ и оппозиции. Впрочем, эти слова звучали и раньше, однако проект, который МКИОС представил на последнем ПДС, принесет больше вреда, чем пользы. И если рассматривать в качестве объекта обсуждения именно этот вариант, то в нем речь действительно идет об очередном ущемлении свободы слова. И не в последнюю очередь из-за того, что МКИОСу, согласно этому проекту, даются неограниченные полномочия по контролю, регулированию деятельности и наказанию СМИ. Но каким все-таки будет окончательный вариант законопроекта, пока неизвестно».

«В мае, после заседания ПДС, наш фонд сделал специальное заявление о том, почему экспертов не устраивает этот проект. Свои претензии и видение тех норм, которые должны быть внесены в закон, мы разместили на сайте фонда «Адил Соз» (в разделе «Заявления, обращения» за 2003 г. – ред. Заявление опубликовано также в бюллетене «Интерньюс-Казахстан» «ПеРспекТиВа» N 11 (165)).

А в качестве примера приведу такой факт: в Конституции РК четко определены случаи злоупотребления свободой слова. Так поступают, когда речь идет о разжигании расовой, национальной и социальной розни, пропаганде войны, культа жестокости, насилия и т.д. В Конституции написано, что этот перечень исчерпывающий, т.е. его расширять нельзя. Так вот, согласно официальному проекту, в этот перечень добавляются дополнительные ограничения и запреты.

Кроме того, новый документ предоставляет министерству право отказать в постановке на учет СМИ по одному только подозрению в возможности злоупотребления свободой слова. То есть, допустим, министерство получает документы на регистрацию, а потом его представители говорят: «Извините, но в названии издания или в такой-то формулировке, как нам кажется, есть возможное злоупотребление свободой слова» – и отказывают в регистрации. Проект наделяет министерство, повторяю, огромными полномочиями при выдаче, приостановлении и отзыве свидетельства о постановке на учет и лицензии. В общей сложности там около 40 статей посвящены этому.

– Есть ли предложения, которые эксперты оценивают положительно?

– Я не могу отнести это к большому новшеству, но разработчики наконец-то упомянули об одной норме, которая касается взаимоотношения СМИ и суда. В проекте сказано, что судебные иски можно подавать только в течение года со дня публикации. Пока у нас этот срок не ограничен. Но, во-первых, эта норма требует внесения поправки в Гражданский кодекс, потому что там четко сказано, что иски по защите чести и достоинства не имеют срока давности. А во-вторых, в законе «О печати» от 1991 года эта норма уже была зафиксирована, но когда в 1999 году принимали новый закон, она выпала. То есть фактически авторы проекта всего лишь восстанавливают то, что существовало раньше.

Кстати, не могу не упомянуть об еще одном обстоятельстве. В своем последнем послании народу Казахстана президент сказал, что в законе должна быть закреплена норма, препятствующая монополизации СМИ в стране. Так вот это пожелание не нашло отражения в проекте. Среди предложений рабочей группы прозвучала идея об ограничении монополизации СМИ (это предлагал фонд «Адил Соз»). Предполагалось, что один собственник будет иметь право обладать всего лишь одним печатным и одним электронным СМИ на территории распространения. Но в ходе голосования очень многие участники ПДС, несмотря на то, что была пущена в ход «тяжелая артиллерия» в виде президентского послания, все-таки отклонили это предложение. И теперь мы не знаем, будет ли в окончательном варианте проекта как-то отражено отношение государства и закона к монополизации СМИ.

- Почему же так затянулось обсуждение законопроекта «О СМИ»? И связано ли каким-то образом удаление журналистов с последнего заседания рабочей группы по обсуждению документа с тем, что кто-то заинтересован в принятии «жесткого» закона?

– Не думаю, что прессу не пустили на это совещание из-за какой-то злой воли власти. Думаю, это было просто вызвано столкновением амбиций. Руководитель рабочей группы Абилов пригласил журналистов на заседание, справедливо посчитав, что кому, как не им, отслеживать обсуждение проекта, касающегося деятельности СМИ. Но другие члены группы восприняли это как игнорирование их воли. Ну а что касается затянувшегося обсуждения, то я считаю, что это, наоборот, положительный момент. Если бы не противодействие журналистского корпуса, не пристальное внимание общественности и экспертов к этой работе, то проект давно бы стал законом. И не самым лучшим. А сейчас общество и ПДС информируется о том, что этот проект представляет собой не лучший, мягко говоря, вариант. Думаю, что в противном случае документ прямиком угодил бы в парламент, где большинством голосов наших депутатов он прошел. И мы бы тогда сидели, тихо возмущались, а журналисты искали бы себе другую работу. Хотя эта перспектива до сих пор тоже не исключается…», - сказала г-жа Калеева в интервью «МН-НН».

  Член рабочей группы по разработке законопроекта о СМИ, председатель Общественного совета по СМИ при Президенте РК, председатель Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев в интервью Казинформу отметил, что ранее предполагалось принятие отдельного закона о телевидении и радиовещании, но по ряду причин эта идея не была реализована, и некоторые положения о ТВ и радиовещании вошли в представленный законопроект.

На сегодняшний день, по информации Матаева, существует три варианта проекта закона о СМИ: правительственный, партии «Ак жол» и Конгресса журналистов Казахстана. Первые два проекта были рассмотрены на прошедшем в Алматы 6-м заседании постоянно действующего Совещания (ПДС) по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества, на котором было принято решение о создании рабочей группы по законопроекту во главе с Булатом Абиловым, сопредседателем партии «Ак жол» - подробности заседания см. в бюллетене «ПеРспекТиВа» N 11 (165)).

Также г-н Матаев отметил, что проект закона о СМИ, представленный министерством культуры информации и общественного согласия (МКИОС), получился более объемным, чем проект партии «Ак жол».

«В законопроекте, который представлен министерством культуры информации и общественного согласия, больше государственного контроля над СМИ, а в проекте политической партии - больше общественного контроля. Я предложил вариант, по которому следовало объединить оба проекта в один, и пока над этим предложением ведется работа. На сегодняшний день нами подготовлены рекомендации, которые будут обсуждаться на следующем 7-м заседании ПДС», - сказал С.Матаев.

«Правительственный вариант законопроекта «О СМИ» будет рассмотрен на осенней сессии Парламента. По законопроектам будут проводиться также общественные дебаты. Проект, подготовленный МКИОС, должен быть опубликован в прессе («Юридическая газета», газета «Зан»)», - сообщает ИА «Казинформ».

 

По сообщениям СМИ и информационных агентств.

 

Содержание очередного номера Следующая страница бюллетеня