Международный Фонд защиты свободы слова «Адил
соз»: законопроект «О СМИ» в данной редакции не может быть принят
«Предложенный на рассмотрение ПДС документ по сути
можно считать проектом закона не о средствах массовой информации, а,
скорее, о Министерстве культуры, информации и общественного
согласия, полномочия которого настолько гипертрофированы, что
подобных на сегодняшний день не имеет ни один контрольный или
надзорный орган», - таково мнение Международного Фонда защиты
свободы слова «Адил соз» по поводу подготовленного законопроекта о
СМИ. 29 мая 2003 года Фонд выступил со специальным заявлением,
адресовав его участникам ПДС и СМИ.
В заявлении, в частности, говорится:
«Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз»
внимательно изучает законотворческую деятельность Министерства
культуры, информации и общественного согласия в сфере
информационного права. Проект закона РК «О средствах массовой
информации», представленный на рассмотрение участников Постоянно
Действующего Совещания по выработке предложений по дальнейшей
демократизации и развитию гражданского общества, по сравнению с
предыдущими вариантами прошел значительную шлифовку как в правовом,
так и в стилистическом отношении.
Однако в своей концепции – усиление государственного
регулирования любых общественных отношений, связанных с
деятельностью СМИ, а по сути, ущемления прав СМИ - законопроект
получил еще большее развитие. Именно поэтому Фонд «Адил соз»
считает, что в данной редакции он не может быть принят.
В соответствии со статьей 20 Конституции РК о
свободе слова и исходя из публичных указаний главы государства о
дальнейшей демократизации и развитии институтов гражданского
общества, можно было ожидать, что проект нового закона о СМИ:
- определит и узаконит место, роль и правовой статус
средства массовой информации и журналиста как необходимейших и
основных общественных институтов по реализации прав граждан на
свободу слова, творчества, получения и распространения информации;
- декриминализирует ответственность журналиста за
нарушение таких личных неимущественных прав, как честь, достоинство
и деловая репутация, которые во всем мире защищаются в гражданском
порядке;
- исключит ответственность средств массовой
информации и журналистов, когда они действовали добросовестно и в
интересах общества;
- позволит отказаться от «драконовских» санкций в
виде приостановления и прекращения деятельности СМИ, а также
конфискации их тиражей за такие малозначительные правонарушения, как
нарушение порядка публикации выходных данных, предоставления
контрольных и обязательных экземпляров и т.д., предусмотренных
Кодексом об административных правонарушениях;
- в гражданских спорах о защите чести и достоинства
поставит в равные условия истца и ответчика, как это и предусмотрено
ст. 14 Конституции РК и ст.15 ГПК РК, исключив заведомую виновность
СМИ;
- установит административную ответственность за
отказ и уклонение от предоставления средствам массовой информации
общественно значимой информации,
- предусмотрит систему сдержек от чрезмерной
монополизации рынка информационных услуг.
Все перечисленные меры, конечно, еще не
международные стандарты в сфере деятельности СМИ, однако их
реализация позволила бы средствам массовой информации более
полноценно трудиться на благо общества.
Все эти предложения в виде альтернативных проектов,
подготовленных Фондом защиты свободы слова «Адил соз», Конгрессом
журналистов Казахстана и партией «Ак жол», своевременно направлялись
в Министерство культуры, информации и общественного согласия. В
связи с этим можно было ожидать, что рассматриваемый сегодня проект
закона «О средствах массовой информации» объединит проекты и вберет
в себя все прогрессивное. К сожалению, разработчики проекта пошли по
иному пути.
Совершенно не умаляя отдельные положительные моменты
(например, обозначение потребителя в качестве основного участника
информационных правоотношений или установление годичного срока
исковой давности по спорам о защите чести и достоинства), достаточно
сказать, что проект:
- предоставляет право Министерству (МКИОС) как
уполномоченному органу осуществлять государственную политику в
области СМИ независимо от форм их собственности,
- вопреки ч.3 ст.20 Конституции РК расширяет
исчерпывающий перечень случаев злоупотребления свободой слова,
предоставляя при этом МКИОС право превентивного отказа в постановке
на учет СМИ по подозрению в возможности злоупотребления свободой
слова,
- вопреки ст.13 Конституции РК и ст. 8 ГПК РК
устанавливает при отказе в предоставлении информации обязательный
досудебный порядок рассмотрения таких споров вышестоящим органом,
- целый комплекс гражданско-правовых вопросов
переносит в область административно-правовых отношений, передавая их
на разрешение МКИОС.
Кроме того, МКИОС предоставляется право:
- контролировать соблюдение средствами массовой
информации всего комплекса действующего законодательства РК;
- осуществлять контроль за соблюдением лицензионного
законодательства, включая условия, указанные в лицензии;
- решать вопросы, пусть и в порядке, установленном
законодательством, выдачи, приостановления действия и отзыва
свидетельств о постановке на учет СМИ, а также лицензий на теле-
радиовещание;
- принимать на себя в чрезвычайных ситуациях
управление сетями теле- радиовещания и еще много других прав,
ограничивающих тем или иным образом свободу слова и права средств
массовой информации и граждан.
В целом же предложенный на рассмотрение ПДС документ
по сути можно считать проектом закона не о средствах массовой
информации, а, скорее, о Министерстве культуры, информации и
общественного согласия, полномочия которого настолько
гипертрофированы, что подобных на сегодняшний день не имеет ни один
контрольный или надзорный орган.
В проекте даже не учтены публичные указания
Президента Республики Казахстан об ограничении монополизации СМИ и
обеспечении независимости журналиста от диктата собственника.
Таким образом, предложенный на рассмотрение проект
даже по сравнению с ныне действующим законом «О средствах массовой
информации», не говоря уже об устоявшихся демократических стандартах
в области свободы слова, является шагом назад.
Президент Международного Фонда защиты свободы слова
«Адил соз»
Т. Калеева». |