Internews Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение электронного бюллетеня Internews Kazakhstan по электронной почте Содержание очередного номера Новости в бюллетене Internews Kazakhstan Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан Форум электронного бюллетеня Internews Kazakhstan

Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз»: законопроект «О СМИ» в данной редакции не может быть принят

«Предложенный на рассмотрение ПДС документ по сути можно считать проектом закона не о средствах массовой информации, а, скорее, о Министерстве культуры, информации и общественного согласия, полномочия которого настолько гипертрофированы, что подобных на сегодняшний день не имеет ни один контрольный или надзорный орган», - таково мнение Международного Фонда защиты свободы слова «Адил соз» по поводу подготовленного законопроекта о СМИ. 29 мая 2003 года Фонд выступил со специальным заявлением, адресовав его участникам ПДС и СМИ.

В заявлении, в частности, говорится:

«Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз» внимательно изучает законотворческую деятельность Министерства культуры, информации и общественного согласия в сфере информационного права. Проект закона РК «О средствах массовой информации», представленный на рассмотрение участников Постоянно Действующего Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества, по сравнению с предыдущими вариантами прошел значительную шлифовку как в правовом, так и в стилистическом отношении.

Однако в своей концепции – усиление государственного регулирования любых общественных отношений, связанных с деятельностью СМИ, а по сути, ущемления прав СМИ - законопроект получил еще большее развитие. Именно поэтому Фонд «Адил соз» считает, что в данной редакции он не может быть принят.

В соответствии со статьей 20 Конституции РК о свободе слова и исходя из публичных указаний главы государства о дальнейшей демократизации и развитии институтов гражданского общества, можно было ожидать, что проект нового закона о СМИ:

- определит и узаконит место, роль и правовой статус средства массовой информации и журналиста как необходимейших и основных общественных институтов по реализации прав граждан на свободу слова, творчества, получения и распространения информации;

- декриминализирует ответственность журналиста за нарушение таких личных неимущественных прав, как честь, достоинство и деловая репутация, которые во всем мире защищаются в гражданском порядке;

- исключит ответственность средств массовой информации и журналистов, когда они действовали добросовестно и в интересах общества;

- позволит отказаться от «драконовских» санкций в виде приостановления и прекращения деятельности СМИ, а также конфискации их тиражей за такие малозначительные правонарушения, как нарушение порядка публикации выходных данных, предоставления контрольных и обязательных экземпляров и т.д., предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях;

- в гражданских спорах о защите чести и достоинства поставит в равные условия истца и ответчика, как это и предусмотрено ст. 14 Конституции РК и ст.15 ГПК РК, исключив заведомую виновность СМИ;

- установит административную ответственность за отказ и уклонение от предоставления средствам массовой информации общественно значимой информации,

- предусмотрит систему сдержек от чрезмерной монополизации рынка информационных услуг.

Все перечисленные меры, конечно, еще не международные стандарты в сфере деятельности СМИ, однако их реализация позволила бы средствам массовой информации более полноценно трудиться на благо общества.

Все эти предложения в виде альтернативных проектов, подготовленных Фондом защиты свободы слова «Адил соз», Конгрессом журналистов Казахстана и партией «Ак жол», своевременно направлялись в Министерство культуры, информации и общественного согласия. В связи с этим можно было ожидать, что рассматриваемый сегодня проект закона «О средствах массовой информации» объединит проекты и вберет в себя все прогрессивное. К сожалению, разработчики проекта пошли по иному пути.

Совершенно не умаляя отдельные положительные моменты (например, обозначение потребителя в качестве основного участника информационных правоотношений или установление годичного срока исковой давности по спорам о защите чести и достоинства), достаточно сказать, что проект:

- предоставляет право Министерству (МКИОС) как уполномоченному органу осуществлять государственную политику в области СМИ независимо от форм их собственности,

- вопреки ч.3 ст.20 Конституции РК расширяет исчерпывающий перечень случаев злоупотребления свободой слова, предоставляя при этом МКИОС право превентивного отказа в постановке на учет СМИ по подозрению в возможности злоупотребления свободой слова,

- вопреки ст.13 Конституции РК и ст. 8 ГПК РК устанавливает при отказе в предоставлении информации обязательный досудебный порядок рассмотрения таких споров вышестоящим органом,

- целый комплекс гражданско-правовых вопросов переносит в область административно-правовых отношений, передавая их на разрешение МКИОС.

Кроме того, МКИОС предоставляется право:

- контролировать соблюдение средствами массовой информации всего комплекса действующего законодательства РК;

- осуществлять контроль за соблюдением лицензионного законодательства, включая условия, указанные в лицензии;

- решать вопросы, пусть и в порядке, установленном законодательством, выдачи, приостановления действия и отзыва свидетельств о постановке на учет СМИ, а также лицензий на теле- радиовещание;

- принимать на себя в чрезвычайных ситуациях управление сетями теле- радиовещания и еще много других прав, ограничивающих тем или иным образом свободу слова и права средств массовой информации и граждан.

В целом же предложенный на рассмотрение ПДС документ по сути можно считать проектом закона не о средствах массовой информации, а, скорее, о Министерстве культуры, информации и общественного согласия, полномочия которого настолько гипертрофированы, что подобных на сегодняшний день не имеет ни один контрольный или надзорный орган.

В проекте даже не учтены публичные указания Президента Республики Казахстан об ограничении монополизации СМИ и обеспечении независимости журналиста от диктата собственника.

Таким образом, предложенный на рассмотрение проект даже по сравнению с ныне действующим законом «О средствах массовой информации», не говоря уже об устоявшихся демократических стандартах в области свободы слова, является шагом назад.

Президент Международного Фонда защиты свободы слова «Адил соз»
Т. Калеева».

 

Предыдующая страница бюллетеня Следующая страница бюллетеня