Internews Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение электронного бюллетеня Internews Kazakhstan по электронной почте Содержание очередного номера Новости в бюллетене Internews Kazakhstan Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан Форум электронного бюллетеня Internews Kazakhstan

По нулям… налог на добавленную стоимость по нулевой ставке имеет ограничения по сроку действия и распространяется только на продукцию собственного производства

Министерства государственных доходов РК и Министерство культуры, информации и общественного согласия РК 20 мая 2002 г. выпустили совместное письмо «О порядке применения статьи 61-1 Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет»), в котором дали разъяснения ряда аспектов, касающихся налога на добавленную стоимость (НДС) на продукцию, производимую электронными СМИ.

Согласно статье 61-1 Закона Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», действие которого продлено до 1 января 2004 года Законом Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», обороты по производству и (или) распространению теле- и радиопродукции собственного производства, а также рекламных услуг (за исключением художественной кинопродукции, видеоклипов и рекламных роликов, изготовленных для реализации), осуществляемых телевизионными и радиовещательными организациями Республики Казахстан, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

Согласно документу, к теле- и радиопродукции собственного производства относятся:

1) оригинальная продукция различных жанров, производимая творческо-производственным коллективом телевизионной и радиовещательной организации самостоятельно, включая социальные ролики, анонсы, заставки;

2) приобретаемая видео- и аудиопродукция (в том числе видео- и аудиоклипы) отечественного и зарубежного производства для дальнейшей трансляции на собственном канале при обязательном наличии соответствующих документов на право трансляции приобретаемой продукции (договора, лицензии, счета или иного документа). Данная продукция рассматривается как продукция собственного производства, если для ее трансляции на собственном канале выполняется хотя бы одна из следующих операций:

- перезапись в телевизионный формат;

- дублирование на казахский или русский языки;

- монтаж;

- сокращение с целью исключения отдельных фрагментов в соответствии с частью второй пункта 2 статьи 14 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации»;

- ликвидация пробелов, составленных для размещения рекламы; перезапись на кассету с корректировкой звука;

- сокращение повторных эпизодов в начале очередной серии из-за плавающего (от 40 до 47) хронометража и т.д.

К теле- и радиопродукции собственного производства НЕ относится продукция, изгоовленная по заказу телевизионной и радиовещательной организации, а также продукция (программы), выходящая в эфир в составе ретранслируемых программ других (отечественных и зарубежных) телевизионных и радиовещательных организаций, определяемых по наличию логотипа или позывных.

При этом под ретрансляцией, в соответствии с подпунктом 16) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации», понимается прием и одновременное, либо в записи, независимо от использования технических средств, полное и неизменяемое распространение теле- или радиопрограмм (совокупность теле- или радиопередач) другого средства массовой информации.

В отношении рекламной продукции нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется к рекламно-информационным материалам (политическим, спонсорским роликам, «бегущей строке», динамическим заставкам, устным объявлениям, видео-, аудиоклипам и др.), размещенным и распространенным на собственном теле-, радиоканале, независимо от того, изготовлена ли она самостоятельно или по заказу.

Комментарий юриста «Интерньюс-Казахстан» Сергея ВЛАСЕНКО:

Согласно письму, налог на добавленную стоимость по нулевой ставке имеет ограничения по сроку действия (до 1 января 2004 года) и распространяется только на продукцию собственного производства. В письме довольно своеобразно раскрывается термин «собственная продукции» станций, что вызывает сомнения в истинном предназначении письма.

Обратимся непосредственно к норме закона - это поможет внести ясность в предлагаемые разъяснения министерств.

Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет был дополнен статьей 61-1 «Налогообложение продукции телевизионных и радиовещательных организаций» (согласно Закону РК от 3 мая 2001 года N 183-II «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»).

Статья 61-1 гласит: «Обороты по производству и (или) распространению теле- и радиопродукции собственного производства, а также рекламных услуг (за исключением художественной кинопродукции, видеоклипов и рекламных роликов, изготовленных для реализации), осуществляемые телевизионными и радиовещательными организациями Республики Казахстан, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

Данная норма применяется к телевизионным и радиовещательным организациям Республики Казахстан, действующим на основании лицензии, выданной уполномоченным органом в области связи по согласованию с уполномоченным органом по делам печати и средствам массовой информации».

Отсюда следует: теле- и радиостанции, которые не имеют лицензии, могут не рассчитывать на налогообложение по нулевой ставке. Число телерадиокомпанй, претендующих на льготное налогообложение, в ближайшее время может поредеть - правительственная комиссия по проведению конкурсов на получение права на наземное телерадиовещание рекомендовала отозвать лицензии у ряда телерадиокомпаний (некоторые уже приостановили свою деятельность).

Однако даже те станции, у которых все более-менее благополучно, могут столкнуться с трудностями, пытаясь решить вопросы, связанные с НДС на свою продукцию.

Согласно письму, к продукции собственного производства отнесена оригинальная продукция, производимая теле- и радиостанциями самостоятельно. Собственной продукцией теле- и радиостанций будет считаться и вся приобретаемая станцией продукция (как отечественного, так и зарубежного производства), при наличии подтверждающих факт приобретения этой продукции документов. Однако здесь есть маленькое «но», о котором станциям следует помнить, приобретая продукцию у других производителей.

В документах, предоставляющих права на приобретаемую станцией продукцию, должно присутствовать (быть записано) и разрешение от правообладателя продукции на перечисленные ниже действия в отношении приобретаемой продукции, как то: перезапись в телевизионный формат; дублирование на казахский или русский язык; монтаж; сокращение с целью исключения отдельных фрагментов; ликвидация пробелов, составленных для размещения рекламы; перезапись на кассету с корректировкой звука; сокращение повторных эпизодов в начале очередной серии из-за плавающего звука хронометража и т.п.

Станции должны помнить: важно не только приобрести саму продукцию, но еще важнее получить право на совершение вышеназванных действий в отношении приобретаемой продукции, если станция хочет иметь льготное налогообложение на эту продукцию. В противном случае, налог на добавленную стоимость будет равен не нулевой ставке, а полной - 16%. С другой стороны, нужно быть готовым и к тому, что вряд ли среди продавцов своей продукции окажется много желающих дать разрешение покупателям (станциям) достаточно вольно обращаться с приобретаемой продукцией.

В конечном итоге, все это в совокупности может привести к ограничению числа станций, претендующих на налог на добавленную стоимость по нулевой ставке.

Что касается дублирования закупаемой продукции, то определенная ясность по этому вопросу в письме присутствует (синхронный перевод или титры - это вправе решить сама станция).

В письме упоминается пункт 2 ст. 14 Закона «О средствах массовой информации»…Эта норма закона запрещает выход в эфир продукции порнографического и специального сексуально-эротического характера; пропагандирующей культ жестокости и насилия…Станциям нужно быть очень внимательными, так как эта норма может «выстрелить» в любую минуту - не исключено, что за содержание приобретенной (или ретранслируемой) продукции и показ ее в эфире станция может понести ответственность…Печальный прецедент уже есть - Павлодарскую телекомпанию «Ирбис» власти привлекли к ответственности за показ фильма «Интим», который был отнесен к категории «порнографических» только в этом городе, показ же фильма в других городах республики никаких претензий к телекомпаниям не вызвал.

К сожалению, еще более запутывают ситуацию по льготному налогообложению разъяснения по поводу продукции, которую НЕ следует, относить к продукции собственного производства.

Выше говорилось о том, что если станция приобретает уже готовую продукцию, т.е. платит деньги за нее, то налогообложение такой продукции будет по нулевой ставке, так как приобретаемая продукция, согласно письму, является собственной продукцией. Однако если станция закажет продукцию (и тоже заплатит деньги), эта продукция уже не будет относиться к собственной продукции станции, а значит, станция не будет иметь льготного налогообложения в отношении этой продукции.

Нам представляется, что в данном случае более уместно было бы такую продукцию отнести к собственной продукции станции и еще более уместно было бы к продукции, сделанной на заказ, предъявлять требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 14 Закона РК «О средствах массовой информации» (т.е. «запрет на выход в эфир продукции порнографического и специального сексуально-эротического характера; пропагандирующей культ жестокости и насилия»).

Далее в письме идет разъяснение, которое практически может свести на нет те усилия, которые предприняты с целью обеспечить станциям при определенных условиях льготное налогообложение на собственную продукцию. Если исходить из содержания совместного письма, то собственная продукция станции (оригинальная), может оказаться вроде бы, как и не собственной и нет большой необходимости станциям заниматься производством собственных программ. Прежде всего, это может отразиться на станциях, которые ретранслируют программы не только зарубежных средств массовой информации, но и отечественных и вот почему.

Согласно совместному письму, к теле- и радиопродукции собственного производства не относится… «продукция (программы), выходящая в эфир в составе ретранслируемых программ (отечественных и зарубежных) телевизионных и радиовещательных организаций, определяемых по наличию логотипа или позывных». То есть получается, что те станции, которые ретранслируют программы зарубежных и отечественных СМИ, не могут рассчитывать на налог по нулевой ставке на продукцию, которую они производят самостоятельно (т.е. эта продукция является оригинальной). Не получится ли так, что станция, хоть и производящая оригинальную продукцию, но при этом занимающаяся ретрансляцией зарубежных и отечественных СМИ, не получит льготного налогообложения по нулевой ставке на свою собственную оригинальную продукцию. Не придется ли всем этим станциям вообще отказаться от ретрансляции программ не только зарубежных, но и отечественных СМИ, и просто закупать у зарубежных и отечественных СМИ их готовую продукцию? Опять же, что следует понимать под «составом ретранслируемых программ» - все передачи, идущие в эфир, без разделения на собственные и на ретранслируемые? А может быть, их следует разделить? Иначе, на чем будут основываться налоговые органы при исчислении НДС по нулевой ставке? Не исключено, что на варианте «все передачи, идущие в эфир, без деления на собственные и на ретранслируемые», так как он гораздо проще. И вновь напрашивается вопрос: а не станет ли это ущемлением интересов станций, занимающихся ретрансляцией? Не приведет ли разъяснение к тому, что станции вынуждены будут отказаться от ретрансляции?

Над этим станциям стоит хорошо подумать. С другой стороны, насколько оправдан будет отказ от ретрансляции (с целью получить льготное налогообложение), если срок льготного налогообложения ограничен и истекает 1 января 2004 года, т.е. через полтора года? Каждая станция, видимо, сама будет решать этот вопрос для себя - либо воспользоваться временной льготой по НДС (т.е. полностью отказаться от ретрансляции), либо поставить во главу угла интересы своих слушателей, зрителей, т.е. продолжать заниматься ретрансляцией, но не получить льготного налогообложения….

К сожалению, более дотошное изучение документа наводит на мысль, что в совместном письме были предусмотрены потенциальные «возможности» для того, чтобы круг станций, желающих получить льготное налогообложение, был значительно сужен. В то же время норма статьи 61-1 закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» не предусматривает ограничений на собственную продукцию станций, если они в своем эфире ретранслируют отдельные передачи как отечественных, так и зарубежных средств массовой информации, наряду с собственной оригинальной продукцией.

Многие компании, продавая свою продукцию, сопровождают ее своим логотипом. Логотип может присутствовать как на кассете, которая закуплена на телевизионном рынке, так и на продукции, которая доставляется на станцию через спутник. Как быть в таких случаях? Какой считать продукцию (собственной, потому что она была куплена или ретранслируемой?).

Наверное, лучше все возникшие вопросы разрешать сейчас, пока не наступило время платить налог на добавленную стоимость.

Разумеется, министерства сделали большое дело, разъяснив некоторые аспекты в совместном письме. Однако, к сожалению, некоторые разъяснения породили лишь новые вопросы…И на них необходимо найти ответы как можно скорее…

Пишите Сергею Власенко по адресу: [email protected]

Тексты извлечений из кодексов, законов, указов и постановлений, регулирующих деятельность средств массовой информации в Казахстане можно найти по адресу: http://www.internews.kz/rus/law/index.htm

Комментарии Сергея Власенко к различным ситуациям, в которые попадают журналисты при исполнении ими своих профессиональных обязанностей, можно найти по адресу: http://www.internews.kz/rus/law/situation/index.htm

 

Предыдующая страница бюллетеня Следующая страница бюллетеня