Internews Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение электронного бюллетеня Internews Kazakhstan по электронной почте Содержание очередного номера Новости в бюллетене Internews Kazakhstan Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан Форум электронного бюллетеня Internews Kazakhstan

Казахстанцев больше не будут преследовать «богатый вкус и реальная цена»…

Новый законопроект о рекламе, одобренный во втором чтении нижней палатой парламента, предусматривает полный запрет на рекламирование алкогольной и табачной продукции в электронных СМИ

8 января на пленарном заседании мажилиса депутаты во втором чтении одобрили законопроект «О рекламе».

Концептуально, в первом чтении, документ был одобрен еще до нового года. Мы освещали эту тему – см., пожалуйста, бюллетени за 2002 г. NN 27 (152), 28 (153), 29 (154).

Другие материалы по теме – см., пожалуйста, в бюллетенях за 2001 г.: NN 8 (102), 9 (103), 10 (104), 24 (118).

Позицию правительства представил вице-министр юстиции Мурат Раев:

«Современное состояние рекламы достигло такого уровня воздействия на общественное мнение, что подрывает многие традиционные устои нашего общества, - считает вице-министр. - Особенно актуальна эта проблема в связи с распространением рекламы иностранного производства, в которой не учитывается специфика и особенности культуры населения нашей республики. Таким образом, ограничение предельного объема рекламы является необходимой мерой».

В этой связи предлагалось ограничить эфирное время трансляции рекламы алкоголя и табака до промежутка от 23.00 до 06.00. Однако депутаты пошли дальше правительства, вообще запретив рекламу сигарет и «зеленого змия» с телеэкранов и в радиоэфире. Теперь в случае принятия законопроекта водочные и табачные «короли» могут выступить в роли спонсоров тех или иных телевизионных и радиопрограмм, но отнюдь не рекламодателей своей продукции.

Кроме того, объем трансляции предложено сузить до 20% от общего эфирного времени. Законопроект предусматривает и полный запрет на рекламирование алкогольной и табачной продукции в электронных СМИ, а также в наружной рекламе.

«Свое мнение высказал противник ограничений депутат Шаймерден Уразалинов. Суть его предложений сводится к известному постулату о «железной руке рынка», - пишет газета «Экспресс К» (номер от 9 января 2002 г.). - Депутат считает, что жесткая конкурентная борьба между теле- и радиоканалами за деньги рекламодателя образует саморегулирующуюся систему. Кроме того, он обратил внимание на то, что полный отказ от рекламы спиртного (высказывались и такие предложения) подорвет финансовое благополучие только-только «оперившихся» региональных телерадиокомпаний.

Свое недоумение по поводу необходимости ограничения объема трансляции рекламы высказал депутат Еркин Рамазанов:

«Не могу понять, откуда взялась эта цифра - 20%? Почему 25% рекламы на телевидении наносят урон здоровью нации, а, скажем, 15% не наносят? Где логика?».

По словам вице-министра юстиции Мурата Раева, ограничение предельного объема рекламы - общемировая практика. К примеру, в Великобритании рекламе отводится 6 процентов эфирного вещания. В странах СНГ также действуют ограничительные нормы - от 10 до 25 процентов.

Депутат Владислав Косарев выказал свою озабоченность проблемами отечественного производителя:

«Мы уже ввели ограничения по «смолистости» табачных изделий, подогнав эту норму под стандарты «Филип Моррис». Не получится ли, что, отлучив их от телерекламы, мы поставим заслон продукции наших товаропроизводителей...

- ...которые травят народ, - парировал его замечание спикер палаты Жармахан Туякбай.

Обсуждая вопрос о запрете на рекламу пива, депутаты резко разделились на две партии - любителей и нелюбителей этого пенного напитка, приносящего «тихую радость». Депутат Кабанбаев предложил запретить его рекламу даже на уличных вывесках и билбордах.

«Пиво - источник всех бед и первая причина алкоголизма! С него-то все и начинается!» - возмущенно восклицал народный избранник.

Любопытно, что Мурат Раев, представлявший разработчиков, которые поначалу предлагали оставить рекламу пива (по причине возможного падения доходных поступлений в бюджет), предложил депутатам самим решить этот вопрос методом голосования. Мнение «партии любителей пива» возобладало: пиву дали право красоваться на рекламных щитах.

Рассуждая о запрете на телерекламу алкоголя и табака, депутаты вдруг обнаружили, что ограничивают коммерческую деятельность только отечественных компаний. Между тем российские телеканалы, транслирующиеся по кабельному и спутниковому телевидению, вовсю рекламируют свою продукцию. Однако, как пояснил содокладчик, депутат Абдижалел Бакир, норма эта потребует установления межгосударственных соглашений. Сбудется это или нет, бабка надвое сказала. Пока же депутаты без боя сдали рекламный рынок страны российским производителям.

В законопроекте записано также, что при трансляции рекламы ее звук не должен быть громче звука транслируемой программы. Кроме того, в документе оговорено, что «при использовании рекламы в виде наложения, в том числе и способом «бегущей строки», ее размер не должен превышать 7,5% площади кадра.

Что касается печатных СМИ, то рекламу алкоголя, в соответствии с проектом, запрещается размещать на первой и последних страницах изданий (за исключением изданий, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера). Кроме того, законопроект обязывает их «в условиях подписки указывать предельный объем рекламы в общем объеме издания». Депутат Шаймерден Уразалинов посчитал эту норму декларативной и ненужной, поскольку трудно прогнозировать ожидаемый объем рекламных заказов. Однако его предложение исключить эту позицию не нашло поддержки среди большинства коллег.

Проект закона передан для обсуждения в Сенат. Кстати, проект Закона «О рекламе» правительство вносит в парламент в третий раз. Два раза законопроект отзывали – из-за принципиального несогласия с депутатами по вопросу рекламы алкоголя и табачных изделий.

 

По сообщениям СМИ.

 

Содержание очередного номера Следующая страница бюллетеня