Пояснительная записка к проекту Закона РК «О
внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
РК по вопросам деятельности средств массовой информации»
Тамара КАЛЕЕВА, президент Международного фонда
защиты свободы слова «Адiл соз»
Сегодня общепризнано, что за годы независимости в
республике создана довольно полная, стройная и во многом
прогрессивная система права. Аналогичным образом обстоит дело и в
отрасли права, регулирующей деятельность средств массовой
информации.
В то же время следует признать, что как система
права в целом, так и ее вышеупомянутая отрасль, что совершенно
справедливо отметил глава нашего государства президент РК
Н.А.Назарбаев, нуждаются в дальнейшем совершенствовании, устранении
противоречий и дальнейшей демократизации.
Достаточно сказать, что нормы Гражданского кодекса
1994 года (Общая часть), определяющие порядок защиты личных
неимущественных прав, таких как честь, достоинство и деловая
репутация, были приняты в период действия старой Конституции и во
многом унаследовали принципы и подходы советской правовой системы,
основанной на постулате партийности литературы и журналистики,
согласно которому свобода слова гарантировалась только в том случае,
если это служило интересам построения социалистического общества.
Указанная система совершенно не учитывала роль и значение прессы в
построении демократического общества и во всех случаях бремя
доказывания своей невиновности возлагала на прессу.
Конституция Республики Казахстан 1995 года
провозгласила безусловную свободу слова, в том числе свободу
творчества, выражения своих взглядов, мнений и убеждений, получения
и распространения любой информации за исключением государственных
секретов. Статьи 1,4, 12, 18, 20 и 39 новой Конституции, по сути,
заложили основу информационного права Республики Казахстан.
Предлагаемые фондом «Адiл cоз» изменения и
дополнения некоторых законодательных актов и призваны, на наш
взгляд, устранить подобные противоречия, поднять роль и значение
прессы до уровня, отведенного ей Конституцией РК, обеспечить
реализацию конституционных гарантий свободы слова и права граждан на
распространение и получение информации.
Предложения фонда «Адiл соз» прошли экспертизу в
Международном центре против цензуры «Артикль 19» и получили
соответствующее одобрение. В то же время, исходя из сегодняшних
реалий, сложившихся в сфере деятельности средств массовой
информации, предложения не отразили всех рекомендаций вышеуказанной
международной организации и, следовательно, пока еще не полностью
отвечают международным стандартам.
Предложения об изменении и дополнении некоторых
законодательных актов касаются:
1. Уголовного кодекса РК
Данные предложения не касаются норм, перечисленных
в части 3 ст. 20 Конституции РК, и соответствующих статей УК,
предусматривающих ответственность за злоупотребление свободой слова
в связи с их реальной и действительной опасностью для общества.
В тоже время, учитывая, что личные неимущественные
права, в том числе честь, достоинство и деловая репутация в
достаточной степени защищены нормами гражданского законодательства,
а роль государства, как представляется, на сегодняшнем этапе состоит
не в подавлении одних правосубъектов (СМИ) в пользу других отдельных
граждан, а в установлении баланса их законных интересов, проект
закона предлагает декриминализировать ответственность за нарушение
личных неимущественных прав. В связи с чем исключить из Уголовного
кодекса ст. 129 - «Клевета» и ст. 130 - «Оскорбление», в том числе и
с использованием СМИ, что полностью соответствовало бы
международным стандартам.
Вместе с тем, принимая во внимание сегодняшние
реалии и повышенную опасность труда выборных и должностных лиц,
ст.ст. 318, 319, 320 и 343 УК РК целесообразно было бы свести в одну
статью - 318, предусматривающую ответственность за публичное
оскорбление в неприличной форме президента РК, депутата парламента и
иного представителя власти при исполнении ими своих должностных
обязанностей или в связи с их исполнением. Подобное сужение рамок
ответственности по указанной статье позволило бы исключить
практикующееся ныне ее неоправданно широкое применение. Это
позволило бы, в конечном счете, также укрепить имидж как главы
государства, так и республики в целом. Да и создавать героев на
«ровном месте» стало бы гораздо труднее.
2. Кодекса законов об административных
правонарушениях
Предложения по совершенствованию КоАП разработаны в
соответствии с последними публичными выступлениями президента РК и
направлены на устранение противоречий кодекса Конституции РК,
большую защиту прав журналистов и СМИ, а также устранение внутренних
противоречий.
Так, проект предполагает ввести административную
ответственность должностных лиц и граждан за неправомерный отказ в
предоставлении журналисту информации, предоставление неполной или
заведомо ложной информации, а равно за неправомерное отнесение
общественно значимой информации к информации с ограниченным
доступом. Подобная новелла сегодня не только актуальна, но и
способна, на наш взгляд, дать дополнительный толчок развитию
отечественных СМИ.
Проект также предлагает исключить из КоАП санкции в
отношении СМИ в виде конфискации тиража и оборудования,
приостановления и прекращения их деятельности за такие
малозначительные правонарушения, как нарушение порядка
предоставления контрольных и обязательных экземпляров, публикации
выходных данных, рекламы табачной и алкогольной продукции. Подобные
санкции не только антиконституционны, поскольку лишают значительное
число граждан их неотъемлемого права на получение информации, не
только противоречат ст. 50 самого же кодекса, но и абсурдны по своей
сути. Мы не приостанавливаем и не прекращаем деятельность СМИ за
тяжкие правонарушения, но зато сплошь и рядом делаем это за любые
пустячные ошибки в выходных данных или непредоставление
обязательного экземпляра, например, в библиотеку.
3. Гражданского кодекса
Как упоминалось выше, предложения по изменению и
дополнению ГК РК призваны привести его нормы о защите личных
неимущественных прав в соответствие со ст.ст. 20 и 76 Конституции
РК, в том числе, исключить положения о заведомой виновности СМИ и
журналиста при рассмотрении информационных споров, ограничить право
граждан на предъявление иска о защите чести и достоинства одним
годом со дня публикации, а также исключить административно-правовые
нормы и санкции, которые нашли отражение в новом КоАП РК.
4. Закона РК «О средствах массовой информации»
Фонд «Адiл соз» не является сторонником принятия
нового закона о средствах массовой информации, поскольку, на наш
взгляд, ныне действующий закон в своей концепции имеет довольно
здоровую и демократичную основу Вместе с тем, последние громкие
события в сфере деятельности СМИ, а также их оценки, данные главой
государства, показали, что этот закон нуждается в дальнейшем
совершенствовании.
В связи с этим, проектом предлагается дополнить
закон РК «О средствах массовой информации» нормами, исключающими
вмешательство владельцев СМИ в творческую деятельность журналистов и
редакторов, а также ограничивающими их права владения СМИ - 20
процентами соответствующего информационного рынка.
В то же время, фонд полагает, что так называемых
олигархов, как и любых иных граждан, согласно ст.ст. 5 и 70
Конституции РК. нельзя ограничивать в их праве свободно и публично
высказывать и проводить в жизнь свои взгляды и убеждения. В целях
исключения их влияния на общественное мнение, думается, достаточно
сделать прозрачной финансово-хозяйственную деятельность
соответствующего СМИ. В связи с этим в проект предполагает ввести
норму об обязательной публикации соответствующей отчетности. В целях
исключения волокиты при учетной регистрации СМИ, ныне нередко
допускаемой, проектом предлагается ввести предельный месячный срок,
по истечении которого соответствующий правосубъект вправе начать
выпуск СМИ без наличия свидетельства о регистрации.
Учитывая роль и значение СМИ в построении и
упрочении демократического общества и государства и по аналогии с
государственными служащими, проект предусматривает освобождение
средств массовой информации и журналистов от гражданско-правовой
ответственности за распространение недостоверных сведений, если они
действовали добросовестно и в интересах общества. Это давно
практикующийся в континентальном и американском праве принцип так
называемого ограниченного иммунитета.
Проект также приводит некоторые нормы ныне
действующего закона РК «О средствах массовой информации» в
соответствие с новым Кодексом об административных правонарушениях
(КоАП) Республики Казахстан.
5. Закона Республики Казахстан «О лицензировании»
Проект в этой части направлен на то, чтобы
исключить ныне сложившийся, вопреки указанному закону, порядок
конкурсного предоставления права на вещание, а также ограничить
квалификационные требования к электронным средствам массовой
информации, утверждаемые правительством, техническими
характеристиками оборудования и уровнем профессиональной подготовки
обслуживающего персонала.
Проект также предлагает привести упомянутый закон в
соответствие с новым КоАП РК и исключить право лицензиара на
внесудебное приостановление действия лицензии.
Не секрет, что основная масса отечественных средств
массовой информации сегодня не в состоянии выдержать конкуренции со
своими зарубежными аналогами, засилье которых можно наблюдать в
республике повсеместно. Предлагаемые изменения и дополнения
действующего законодательства, как представляется, это тот минимум,
который помог бы снять некоторые необоснованные ограничения в
деятельности средств массовой информации и послужить их дальнейшему
становлению и развитию.
Кроме того, предлагаемый проект, на наш взгляд,
может придать системе информационного права большее единство и
целостность. При условии, конечно, что все подзаконные акты, которые
нынче образуют, по сути, совершенно обособленное правовое
пространство, будут приведены в строгое соответствие с новым
законом.
Для отечественных средств массовой информации
протекционистские и стимулирующие меры, думается, должны послужить
основой для иного законодательного акта.
Опубликовано в бюллетене
«Законодательство и
практика СМИ Казахстана» N 9 (12), сентябрь 2002 г. |