Internews Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение электронного бюллетеня Internews Kazakhstan по электронной почте Содержание очередного номера Новости в бюллетене Internews Kazakhstan Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан Форум электронного бюллетеня Internews Kazakhstan

Пояснительная записка к проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности средств массовой информации»

Тамара КАЛЕЕВА, президент Международного фонда защиты свободы слова «Адiл соз»

Сегодня общепризнано, что за годы независимости в республике создана довольно полная, стройная и во многом прогрессивная система права. Аналогичным образом обстоит дело и в отрасли права, регулирующей деятельность средств массовой информации.

В то же время следует признать, что как система права в целом, так и ее вышеупомянутая отрасль, что совершенно справедливо отметил глава нашего государства президент РК Н.А.Назарбаев, нуждаются в дальнейшем совершенствовании, устранении противоречий и дальнейшей демократизации.

Достаточно сказать, что нормы Гражданского кодекса 1994 года (Общая часть), определяющие порядок защиты личных неимущественных прав, таких как честь, достоинство и деловая репутация, были приняты в период действия старой Конституции и во многом унаследовали принципы и подходы советской правовой системы, основанной на постулате партийности литературы и журналистики, согласно которому свобода слова гарантировалась только в том случае, если это служило интересам построения социалистического общества. Указанная система совершенно не учитывала роль и значение прессы в построении демократического общества и во всех случаях бремя доказывания своей невиновности возлагала на прессу.

Конституция Республики Казахстан 1995 года провозгласила безусловную свободу слова, в том числе свободу творчества, выражения своих взглядов, мнений и убеждений, получения и распространения любой информации за исключением государственных секретов. Статьи 1,4, 12, 18, 20 и 39 новой Конституции, по сути, заложили основу информационного права Республики Казахстан.

Предлагаемые фондом «Адiл cоз» изменения и дополнения некоторых законодательных актов и призваны, на наш взгляд, устранить подобные противоречия, поднять роль и значение прессы до уровня, отведенного ей Конституцией РК, обеспечить реализацию конституционных гарантий свободы слова и права граждан на распространение и получение информации.

Предложения фонда «Адiл соз» прошли экспертизу в Международном центре против цензуры «Артикль 19» и получили соответствующее одобрение. В то же время, исходя из сегодняшних реалий, сложившихся в сфере деятельности средств массовой информации, предложения не отразили всех рекомендаций вышеуказанной международной организации и, следовательно, пока еще не полностью отвечают международным стандартам.

Предложения об изменении и дополнении не­которых законодательных актов касаются:

1. Уголовного кодекса РК

Данные предложения не касаются норм, пере­численных в части 3 ст. 20 Конституции РК, и соответствующих статей УК, предусматривающих ответственность за злоупотребление свободой слова в связи с их реальной и действительной опасностью для общества.

В тоже время, учитывая, что личные неимущественные права, в том числе честь, достоинство и деловая репутация в достаточной степени защищены нормами гражданского законодательства, а роль государства, как представляется, на сегодняшнем этапе состоит не в подавлении одних правосубъектов (СМИ) в пользу других отдельных граждан, а в установлении баланса их законных интересов, проект закона предлагает декриминализировать ответственность за нарушение личных неимущественных прав. В связи с чем исключить из Уголовного кодекса ст. 129 - «Клевета» и ст. 130 - «Оскорбление», в том числе и с использованием СМИ, что пол­ностью соответствовало бы международным стандартам.

Вместе с тем, принимая во внимание сегодняшние реалии и повышенную опасность труда выборных и должностных лиц, ст.ст. 318, 319, 320 и 343 УК РК целесообразно было бы свести в одну статью - 318, предусматривающую ответственность за публичное оскорбление в неприличной форме президента РК, депутата парламента и иного представителя власти при исполнении ими своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Подобное сужение рамок ответственности по указанной статье позволило бы исключить практикующееся ныне ее неоправданно широкое применение. Это позволило бы, в конечном счете, также укрепить имидж как главы государства, так и республики в целом. Да и создавать героев на «ровном месте» стало бы гораздо труднее.

2. Кодекса законов об административных правонарушениях

Предложения по совершенствованию КоАП разработаны в соответствии с последними публичными выступлениями президента РК и направлены на устранение противоречий кодекса Конституции РК, большую защиту прав журналистов и СМИ, а также устранение внутренних противоречий.

Так, проект предполагает ввести административную ответственность должностных лиц и граждан за неправомерный отказ в предоставлении журналисту информации, предоставление неполной или заведомо ложной информации, а равно за неправомерное отнесение общественно значимой информации к информации с ограниченным доступом. Подобная новелла сегодня не только актуальна, но и способна, на наш взгляд, дать дополнительный толчок развитию отечественных СМИ.

Проект также предлагает исключить из КоАП санкции в отношении СМИ в виде конфискации тиража и оборудования, приостановления и прекращения их деятельности за такие малозначительные правонарушения, как нарушение порядка предоставления контрольных и обязательных экземпляров, публикации выходных данных, рекламы табачной и алкогольной продукции. Подобные санкции не только антиконституционны, поскольку лишают значительное число граждан их неотъемлемого права на получение информации, не только противоречат ст. 50 самого же кодекса, но и абсурдны по своей сути. Мы не приостанавливаем и не прекращаем деятельность СМИ за тяжкие правонарушения, но зато сплошь и рядом делаем это за любые пустячные ошибки в выходных данных или непредоставление обязательного экземпляра, например, в библиотеку.

3. Гражданского кодекса

Как упоминалось выше, предложения по изменению и дополнению ГК РК призваны привести его нормы о защите личных неимущественных прав в соответствие со ст.ст. 20 и 76 Конституции РК, в том числе, исключить положения о заведомой виновности СМИ и журналиста при рассмотрении информационных споров, ограничить право граждан на предъявление иска о защите чести и достоинства одним годом со дня публикации, а также исключить административно-правовые нормы и санкции, которые нашли отражение в новом КоАП РК.

4. Закона РК «О средствах массовой информации»

Фонд «Адiл соз» не является сторонником принятия нового закона о средствах массовой информации, поскольку, на наш взгляд, ныне действующий закон в своей концепции имеет довольно здоровую и демократичную основу Вместе с тем, последние громкие события в сфере деятельности СМИ, а также их оценки, данные главой государства, показали, что этот закон нуждается в дальнейшем со­вершенствовании.

В связи с этим, проектом предлагается дополнить закон РК «О средствах массовой информации» нормами, исключающими вмешательство владельцев СМИ в творческую деятельность журналистов и редакторов, а также ограничивающими их права владения СМИ - 20 процентами соответствующего информационного рынка.

В то же время, фонд полагает, что так называемых олигархов, как и любых иных граждан, согласно ст.ст. 5 и 70 Конституции РК. нельзя ограничивать в их праве свободно и публично высказывать и проводить в жизнь свои взгляды и убеждения. В целях исключения их влияния на общественное мнение, думается, достаточно сделать прозрачной финансово-хозяйственную деятельность соответствующего СМИ. В связи с этим в проект предполагает ввести норму об обязательной публикации соответствующей отчетности. В целях исключения волокиты при учетной регистрации СМИ, ныне нередко допускаемой, проектом предлагается ввести предельный месячный срок, по истечении которого соответствующий правосубъект вправе начать выпуск СМИ без наличия свидетельства о регистрации.

Учитывая роль и значение СМИ в построении и упрочении демократического общества и государства и по аналогии с государственными служащими, проект предусматривает освобождение средств массовой информации и журналистов от гражданско-правовой ответственности за распространение недостоверных сведений, если они действовали добросовестно и в интересах общества. Это давно практикующийся в континентальном и американском праве принцип так называемого ограниченного иммунитета.

Проект также приводит некоторые нормы ныне действующего закона РК «О средствах массовой информации» в соответствие с новым Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) Республики Казахстан.

5. Закона Республики Казахстан «О лицен­зировании»

Проект в этой части направлен на то, чтобы ис­ключить ныне сложившийся, вопреки указанному закону, порядок конкурсного предоставления права на вещание, а также ограничить квалификационные требования к электронным средствам массовой информации, утверждаемые правительством, техническими характеристиками оборудования и уровнем профессиональной подготовки обслуживающего персонала.

Проект также предлагает привести упомянутый закон в соответствие с новым КоАП РК и исключить право лицензиара на внесудебное приостановление действия лицензии.

Не секрет, что основная масса отечественных средств массовой информации сегодня не в состоянии выдержать конкуренции со своими зарубежными аналогами, засилье которых можно наблюдать в республике повсеместно. Предлагаемые изменения и дополнения действующего законодательства, как представляется, это тот минимум, который помог бы снять некоторые необоснованные ограниче­ния в деятельности средств массовой информации и послужить их дальнейшему становлению и развитию.

Кроме того, предлагаемый проект, на наш взгляд, может придать системе информационного права большее единство и целостность. При условии, конечно, что все подзаконные акты, которые нынче образуют, по сути, совершенно обособленное правовое пространство, будут приведены в строгое соответствие с новым законом.

Для отечественных средств массовой информации протекционистские и стимулирующие меры, думается, должны послужить основой для иного законодательного акта.

 

Опубликовано в бюллетене «Законодательство и практика СМИ Казахстана» N 9 (12), сентябрь 2002 г.

 

Предыдующая страница бюллетеня Следующая страница бюллетеня