Internews Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение электронного бюллетеня Internews Kazakhstan по электронной почте Содержание очередного номера Новости в бюллетене Internews Kazakhstan Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан Форум электронного бюллетеня Internews Kazakhstan

Заключение на проект Закона «О свободе слова, получения и распространения информации в Республике Казахстан»

Серикхан ЖАКУПОВ, руководитель проекта правового аудита «Интерньюс-Казахстан»

В представленном «Ак жол» проекте Закона Республики Казахстан «О свободе слова, получения и распространения информации в Республике Казахстан» содержатся положения, способствующие позитивному развитию средств массовой информации. Законопроект, прежде всего, направлен на обеспечение полноценной реализации гражданами права на свободу слова, получения и распространения информации. Об этом свидетельствует и название упомянутого документа.

Статья 12 проекта Закона, устанавливающая гарантии против монополизации печатных и электронных средств массовой информации, является чрезвычайно важной нормой, пока отсутствующей в казахстанском законодательстве о СМИ. Данная норма, безусловно, закладывает возможность установления законодательных барьеров для концентрации значительного количества СМИ в одних руках. Отсутствие подобной нормы в законодательстве о СМИ привело к достаточно высокой степени концентрированности в одних руках казахстанских печатных и электронных СМИ.

Положительной характеристикой проекта Закона также является предложение о создании независимой конкурсной комиссии на принципах паритетного формирования членов комиссии, куда входят представители различных ветвей власти и общественных объединений, по предоставлению госзаказа негосударственным СМИ (ч.2 ст.24) и распределению частот для целей телерадиовещания, что позволяет говорить о значительно большей самостоятельности этой комиссии.

Принципиально важным является введение процедуры ответственности должностных лиц за необоснованное вмешательство в деятельность СМИ, в частности, за незаконное блокирование веб-сайтов провайдерами (ч.5 ст.18).

Несомненно, заслуживает одобрения желание законодателя облегчить процедуру получения свидетельства о постановке на учет средства массовой информации, довести до минимума основания для приостановления деятельности СМИ со стороны государства. Но нельзя забывать, что, упрощая отдельные моменты, тем самым разработчики проекта закона дают повод для злоупотребления свободой массовой информации, как с одной, так и с другой стороны. Считаем, что для постановки на учет СМИ дополнительно надо требовать у собственника (учредителя) программные цели и задачи (концепцию вещания), форму периодического распространения массовой информации, примерную тематику и специализацию («издание для детей и подростков», «издание культурно - просветительского характера», «издание эротического характера» и т.д.). Причем, это соответствует общепринятым международным правилам…

А может ли выступать в качестве учредителя гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо признанный судом недееспособным? На эти вопросы, законопроект не дает ответа. Далее законопроект допускает отказ в регистрации средства массовой информации только в двух случаях - если уполномоченным органом ранее выдано свидетельство о постановке на учет с тем же названием и если учредитель (собственник) допускает иностранные юридические или физические лица к управлению СМИ с нарушением п.2 ст.9 законопроекта. А как быть, если:

- заявление подано от имени физического лица, не обладающего правом на учреждение средства массовой информации;

- указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности и т.д.

Кроме этого, в п. 4 ст.11 указывается, что: «если уполномоченный орган либо его территориальное подразделение по истечении установленного законом десяти дней не выдали собственнику (учредителю) средства массовой информации либо лицу, действующему по его уполномочию, свидетельства о постановке средства массовой информации на учет, то соответствующее средство массовой информации имеет право выпускаться (выходить в эфир?)» (ст.5). Получается можно выходить в эфир и без получения лицензии?

Законопроект не предусматривает такой процедуры, как признание свидетельства о постановке на учет недействительным. Нам кажется, надо допускать такое признание в случаях, когда свидетельство о постановке на учет (регистрации) получено обманным путем, средства массовой информации не выходит в свет (эфир) в течение длительного времени (более года) или же имела место повторная постановка на учет (регистрация) данного средства массовой информации и т.д. Отсутствие такой нормы в законопроекте приведет к тому, что контролирующий орган будет лишен возможности признать свидетельство на постановку (регистрацию) на учет СМИ недействительным в отношении заведомо недобросовестных учредителей (собственников), фактически давно прекративших свое существование. Нужно особо подчеркнуть, подобное решение должно приниматься только судом.

Хотя в общем плане в проекте Закона содержатся нормы, которые регулируют правоотношения в области телерадиовещания, проблему лицензирования он не решил, не стал регламентировать порядок и условия выдачи лицензии на вещание, сделав ссылку, что это будет «определяться другими законодательными актами Республики Казахстан».

К сожалению, в Казахстане сфера телевидения, радиовещания по сегодняшний день регулируется в основном на уровне подзаконных актов, что снижает их уровень и делает их менее стабильными документами, чем если бы права телерадиовещателям предоставлялись на уровне закона. В частности, процедура лицензирования телевизионного вещания и радиовещания регламентируется постановлением Правительства от 25.11.96 г. N 1443 (с последующими изменениями и дополнениями) и рядом приказов, изданных республиканскими органами исполнительной власти в области телерадиовещания. Таким образом, нормы, касающиеся деятельности телерадиовещания, не сосредоточены в ныне действующем Законе о СМИ или же не сведены в отдельный закон, что часто приводит к злоупотреблению со стороны контролирующих органов государственной власти.

В связи с этим, считаем, что необходимо, с учетом особенности лицензирования в законопроекте, дать более детальные правовые основы в области лицензирования и организации государственного и коммерческого телерадиовещания, закрепить и развивать как нормы, закрепляющие свободу телерадиовещания, так и устанавливающие ответственность за нарушение законодательства. Необходимо упростить процедуру получения лицензии, дать дополнительные гарантии правам держателя лицензии. Заявитель должен получить только одно разрешение - лицензию на вещание (а не множество ведомственных разрешений), являющееся единственным и достаточным документом для осуществления телерадиовещания в Казахстане, что также сократило бы простор для коррупции со стороны государственных чиновников.

В то же время надо исходить из того, что сфера телерадиовещания достаточно специфична и занимает объем, если не большой, то такой же, как все остальные средства массовой информации вместе взятые, а по влиянию – заметно их превосходит. Закон о СМИ, являясь базовым законом в этой области, тем не менее, в большей степени регулирует отношения в области печатных средств массовой информации, при том, что специфика телерадиовещания такова, что отдельные положения Закона о СМИ не способны в полной мере дать достаточно полную правовую базу для организации и деятельности именно в сфере телерадиовещания.

Исходя из вышеуказанного, а также принимая во внимание опыт зарубежных государств по регулированию в сфере телерадиовещания, указанные особенности телерадиовещания, как сферы отношений, считаем должны быть отражены именно в специальном законе о телерадиовещании.

Приостановление и прекращение выпуска печатного средства массовой информации является серьезными ограничениями свободы распространения информации и поэтому чрезвычайно важно, чтобы существовали гарантии от его произвольного применения, а каждый случай такого действия имел серьезные основания. В этой связи представляется, что данный законопроект не содержит достаточных гарантий этого, фактически процедура приостановления деятельности СМИ отдается на откуп контролирующему органу государственной власти.

Согласно действующему Закону о СМИ, суд вправе прекратить выпуск печатного или электронного средства массовой информации даже в случае однократного нарушения редакцией СМИ соответствующей статьи данного Закона. Это приводит к тому, что любое СМИ находится под угрозой единомоментного закрытия в любой день. Как известно, телерадиокомпании «ТАН», «Эра» были приостановлены по незначительным нарушениям, которые ими были своевременно устранены. Однако никто не понес за это какую-либо ответственность.

 

Предыдующая страница бюллетеня Следующая страница бюллетеня