Internews Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение электронного бюллетеня Internews Kazakhstan по электронной почте Содержание очередного номера Новости в бюллетене Internews Kazakhstan Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан Форум электронного бюллетеня Internews Kazakhstan

Документальный фильм о «молчаливом энтузиасте» получил первую премию во Франции

Фильм казахстанского сценариста, режиссера, заслуженного работника искусств РК Лаврентия Сона «Директор школы» получил первую премию на IV фестивале документальных фильмов о сельской жизни «Камера на поле», который проходил в мае 2002 г. в г. Виль-сюр-Йон (Франция).

Интересно, что сам документалист заявку на участие в фестивале не подавал. Сон получает достаточно много приглашений на фестивали, но по ним не разъезжает: «Накладно получается». Однако в приглашении из Франции был указан конкретный фильм: «Директор школы».

«Но я-то не подавал заявку на участие, соответственно и фильм не выставлял! - недоумевает Лаврентий Дядюнович. - Где они могли его видеть? Это было загадкой, и я решил все-таки съездить на этот фестиваль».

Как только режиссер прилетел во Францию, все сразу прояснилось. Когда-то очень давно он познакомился с продюсером Йорком Витте. Тогда голландец устроил показ фильмов Сона в Германии. Он-то и передал картину казахстанского режиссера дирекции французского фестиваля. Жюри просмотрело около сотни фильмов. В итоге отобрали только 16 картин, в число которых вошел и «Директор школы».

Во всех своих фильмах Лаврентий Сон рассказывает о людях, их быте, культуре малочисленных народов. Старается, по его словам, найти героев с интересной судьбой: «Когда рассказываешь о людях, то любой зритель, будь он в Азии или в Европе, все равно смотрит с большим интересом».

Фильм-победитель «Директор школы» - о «молчаливом энтузиасте», о директоре-корейце русско-казахской школы...

«Главный герой фильма Михаил Павлович Юн живет в поселке Большевик в Узбекистане, - рассказывает режиссер. - Он директор русско-казахской сельской школы. Даже в Ташкенте учебников не хватает. А в селе их совсем нет, тем более на казахском языке. И вот Михал Палыч выпросил у знакомых казахстанских учителей по одному учебнику на весь класс по каждому предмету. Представляете?»

Фильм Сон начал снимать в 1994 году. «На тот момент директор школы обеспечил учебниками только 1-5-е классы, - говорит режиссер. - В свое время Юн окончил Львовский университет и приехал в Большевик преподавать физику и математику в школе. Так там и остался. В 90-х его жена и дочь уехали во Владивосток бизнесом заниматься, а он, хотя и каждый год собирается, все никак эту школу бросить не может: «Вот уйду - школу закроют. Куда эти дети пойдут?» И остается, замену себе подыскивает. Дома у него хозяйство: куры, свиньи, огород. В течение всего фильма он строит свинарник и рассказывает о школе. У него без конца учителя увольняются (кто за такую зарплату в сельской школе работать будет?), он их опять набирает. Буквально заманивает в свой колхоз. Даже зарплату умудряется надбавлять. Деньги на перце зарабатывает. Сейчас объясню. При школе есть огородик в 16 соток. На этой земле Михал Палыч выращивает горький красный перец. Потом сушит его, перемалывает, вялит и т.д. и продает перекупщикам на рынке. Вот отсюда и надбавка к зарплате. Проблемы с жильем тоже нет. Раньше это был большой колхоз, домов на 300, сейчас только 46 осталось. Поэтому хочешь - один дом, хочешь - два забирай, только работай. Была там одна учительница. Поработала годик и замуж собралась. Он так переживал: «Ох, уедет! Ох, уедет!» В конце концов он с ее мужем познакомился и в свою школу учителем труда устроил. Но при этом директор совсем не энтузиаст. Что вы! Михал Палыч просто покорился своей судьбе. Его держит только одно: «Куда денутся эти дети?» А так он в этой школе и директор, и бухгалтер, и отдел кадров, и секретарша: А дома - хозяйство. В общем, жизнь у него довольно напряженная.

Французы, когда фильм увидели, обалдели. У меня спрашивали потом: «Это правда, что так люди живут? Почему он этим занимается?» Я им говорю: «Ну конечно, это же не художественный фильм, а документальный. Как я могу что-то выдумать?» А они: «Нет, так жить невозможно!» В общем, не смог я им объяснить, что у нас все возможно. Ведь они в своих фильмах просто рассказывают о сельском труде. У них же все идеально: если коровник, то с биотуалетом, если поле, то обязательно с экологически чистой травой и какими-то игрушечными тракторами: От этого устаешь. А у меня все просто. Я хотел рассказать о человеке. Причем не просто о деревенском пахаре, а об учителе, который занимается «пропалыванием» мозгов.

В этом колхозе я снял два фильма «Директор школы» и «Учитель музыки». Все старики Большевика играют на разных музыкальных инструментах. Я понимаю, корейцы музыкальный народ, но не до такой же степени! Вот и решил разобраться, что к чему. Оказалось, в сталинские времена туда сослали некоего Илью Моисеевича по 58-й статье. Ну, думаю, этот кореец их и научил музыке. Решил его разыскать. Но мне сказали, что в 1947 году он уехал в Белоруссию. Я спросил: «А что корейцу делать в Белоруссии?». А они мне: «Илья Моисеевич корейцем никогда не был. Он еврей. Учил нас нотной грамоте, игре на кларнете, мандолине, аккордеоне». Искал я его 4 года. Нашел в Минске. На кладбище. Мне потом рассказали, что Илья Моисеевич Тейтельбаум ослеп, но еще 20 лет работал дирижером оркестра в драматическом театре. О нем я и снял второй фильм.

Сейчас Лаврентий Дядюнович живет только одним проектом. Уже лет десять он мечтает снять художественный фильм о вынужденных эмигрантах «Вязанка дров с плеча моего». Над проектом работает вместе с режиссером Сатыбалды Нарымбетовым. Сюжет будущей картины прост: сосланные в Казахстан в 1937 году народы выживают в тяжелейших условиях. Действие происходит в Уштобе.

Почему такое название? Лаврентий Сон говорит, что это история его детства.

«В Уштобе жил дед Иннокентий. Этот старик был недосягаем для нас, мальчишек. Мы уважали его, даже побаивались. Однажды зимой он взял меня с собой за дровами. Это в общем-то и не дрова были, а камыши. Вот он их нарубил, связал в несколько вязанок. Я, чтобы ему помочь, тоже взял одну. Иду по снегу, тяжелая вязанка за плечами. Я очень гордился, что меня дед Иннокентий с собой взял. От этой мысли мне легко, и чем ближе мы к дому подходим, тем легче мне нести эти камыши. Вот мы подошли к дому, я эту вязанку в сени занес и удивился: как мало я насобирал. Оказалось, когда я шел, камышинки из вязанки соскальзывали, поэтому мне так легко идти было. А дед Иннокентий шел сзади и подбирал их. Потом он подошел к нашему дому и молча еще одну вязанку положил. Я этот случай на всю жизнь запомнил. Для меня это символ единения народов. Об этом и фильм будет».

Фильм «Директор школы» увидели зрители во Франции и других странах мира. Увидит ли его казахстанский зритель – вопрос риторический.

Фильм «Директор школы», как и многие другие фильмы Лаврентия Сона («Опыт», «Коре сарам», «Учитель музыки», «Полюбил турчанку турок», «Посещение кладбища» и т.д.), снимался на собственные средства. Монтаж фильма был осуществлен в Японии при поддержке Казуо Окада, с которым Лаврентий Сон учился во ВГИКе. Как уже говорилось, фильм был назван лучшим (среди более восьмидесяти фильмов-претендентов со всего мира).

«Где можно посмотреть фильм?» – задает вопрос Сон и отвечает: «Во-первых, фильм очень большой около тридцати восьми минут. Телеканалы (например, «Хабар») требуют, чтобы продолжительность у фильма была не более тридцати минут». Справедливости ради надо сказать, что фильм Сона «Учитель музыки» был показан на «Хабаре» дважды. Документальный фильм «Потому что любил…» транслировался на тои же «Хабаре», а также на телеканалах «Рахат», «31 канал», «Шахар», Но в целом практики регулярного показа документальных фильмов на казахстанских телеканалах пока нет. Автор не получил никаких денег за право показа его фильмов по телеканалам. Правда, за трансляцию, по его словам тоже ничего не платил.

Между тем, российские каналы казахстанскому документалисту платили: «Моя компания «Сон синема» снимала серию фильмов о российских малочисленных народностях («Последняя страница, «Утерянная книга» и др.). Эти фильмы транслировались по РТР и за право их показа мне были перечислены деньги. Казахстанские телекомпании готовы брать фильмы, но не готовы платить деньги за право показа».

Снимать фильмы казахстанским документалистам помогают тоже, в основном, зарубежные спонсоры. Что касается Сонна, с 1991 по 1995 год ему помогали японцы (телекомпания NHK). Он был координатором в их съемочной группе, возил их по всему Казахстану. Получал деньги за показ его документальных фильмов за границей. Помогали немецкие документалисты. Из этих заработанных денег Сон и профинансировал свои собственные новые фильмы. «К сожалению, никакой государственной поддержки большинство документалистов в Казахстане не получает», - говорит Сон.

Лаврентий Сон пришел в документальное кино из игрового, его фильмы называют необычным явлением в документалистике. Как говорит сам Лаврентий Дядюнович, хорошее документальное кино – это субъективный взгляд автора, его личное мнение. Документальное кино фиксирует время, проблемы людей, человеческого бытия. Потому документальное кино должно сниматься, несмотря ни на что.

Сейчас Лаврентий Сон решил вернуться к игровому кино. У режиссера уже есть три новых замысла. Сценарии пока еще не написаны, но все они уже сложились в голове у автора. И даже, вроде бы, находятся люди, которые будут спонсировать эти проекты…

Документальные фильмы Лаврентия Сона получали призы на различных международных кинофестивалях документальных фильмов в Берлине, Пярну, Токио, Париже, Лиме, Хельсинки, Сеуле и др. Кто знает, может быть, игровым фильмам, которые снимет Сон, повезет больше, чем документальным. И казахстанский зритель сможет на отечественных телеканалах увидеть их, а не только услышать о том, что фильмы Лаврентия Сонна вновь были высоко оценены за рубежом.

Интервью у Лаврентия Сона взяла Алия АЛИКОВА,
студентка 4 курса кафедры журналистики
Гуманитарного Института Евразийского Университета им. Л.Гумилева.

 

Предыдующая страница бюллетеня Следующая страница бюллетеня