Президент Ассоциации телерадиовещателей РК Айдар
Жумабаев: «Предложенный документ «сырой», полон ненужных
ограничений и неточностей»
«Рекламный рынок в Казахстане достаточно устойчив,
приспособлен к действующим нормам и, если честно, пока не нуждается
в специальном законе. Точнее, в принятии проекта в том виде, в
котором его предлагает Минюст», - сказал в интервью газете
«Московские новости–Новости Недели» (N 38 (104) от 25 сентября 2002
г.) г-н Жумабаев. Отвечая на вопросы корреспондента «НН» Айнуры
Мазибаевой, он подчеркнул, что принятие закона без учета мнения всех
участников рекламного рынка принесет только вред.
«Наша ассоциация, которая объединяет полсотни
телерадиовещателей Казахстана, и объединенный индустриальный
комитет, представляющий интересы около десяти крупных рекламных
агентств, составили протокол разногласий и направили его
разработчикам проекта» (протокол можно увидеть на сайте TV-Media
http://www.tvmedia.kz/inf/project1_1.php – ред. бюллетеня).
Те, кто занимается рекламой, считают, что
бессмысленное копирование российского закона вредно, тем более что в
соседней стране уже пожинают плоды поспешного принятия своего
проекта и теперь вносят в него различные поправки.
«Что именно не устраивает в законопроекте
отечественных производителей и распространителей рекламы? И разве
они сами не настаивали на принятии закона, который бы помог
регулировать взаимоотношения с государственными органами и решать
внутренние проблемы?»
«Начнем хотя бы с самого определения рекламы.
Согласно проекту, рекламой будут считаться любые идеи и начинания.
Это само по себе абсурдно. Выходит, рекламой можно будет назвать и
любое выступление государственного деятеля, и ежегодное послание
президента народу Казахстана, и агитационные плакаты кандидатов в
депутаты. Все это связано с какими-то идеями и начинаниями в
государстве, обществе и, следовательно, может быть причислено к
рекламе. Это замечание мы предлагаем разработчикам учесть.
Еще более абсурдным нам кажется определение скрытой
рекламы. Таковой будет считаться все, что «оказывает не осознаваемое
потребителем воздействие на его восприятие в радио-, теле-, аудио- и
кинопродукции, а также в иной продукции, в том числе путем
использования специальных видеовставок, двойной звукозаписи и иными
способами». Таким образом, все аудиовизуальные произведения и
сообщения, созданные человечеством, будут расцениваться как скрытая
реклама. К примеру, из фильма про агента 007 придется вырезать все
эпизоды, где мелькают известные марки: машину Джеймса Бонда BMW и
часы OMEGA...
Определений и ограничений, зачастую неточных или
совсем ненужных, в проекте много, зато там нет упоминания о
спонсорстве. А ведь без него сейчас невозможно представить рекламный
бизнес. Мы предложили ввести в проект специальную статью, которая
отделяет спонсорство от рекламных услуг. Тогда те, кто выбирает
первое, будут защищены от претензий контролирующих органов.
Что же касается желания иметь в Казахстане закон «О
рекламе» как таковой, то это совсем не означает, что нужно спешить с
его принятием. Я вообще считаю, что нужно еще года 2-3 для
внимательного изучения рекламного бизнеса, его проблем и
потребностей. Эта сфера, между прочим, довольно удачно
саморегулируется. Чиновникам надо это учесть и принять поправки тех,
для кого, собственно, и принимается специальный закон».
По сообщению газеты «МН-Новости недели» от 25
сентября 2002 г. |