Internews Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение электронного бюллетеня Internews Kazakhstan по электронной почте Содержание очередного номера Новости в бюллетене Internews Kazakhstan Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан Форум электронного бюллетеня Internews Kazakhstan

В Казахстане вновь начались дискуссии о необходимости принятия нового Закон «О СМИ»

Представители общественных организаций считают, что необходимо реформировать всю систему законодательства по регулированию деятельности СМИ

В прошлом году вокруг поправок к Закону «О СМИ» было сломано немало копий. В частности, шли большие дискуссии по вопросу ретрансляции…

Баталии завершились в пользу власти. По иронии судьбы, закон о поправках к Закону «О СМИ» был подписан президентом Казахстана 3 мая, во Всемирный День свободы прессы…

Согласно поправкам к закону «О СМИ», с 1 января 2002 года отечественные телерадиокомпании ретранслируют продукцию иностранных телерадиокомпаний в объеме не более 50% от своего эфирного времени, а с 1 января 2003 года объем ретрансляции продукции иностранных телерадиокомпаний не будет превышать 20%; поправки отнесли web-сайты к средствам массовой информации (правда, регистрировать их не требуется).

Чуть более чем через год в Казахстане вновь начались дискуссии о необходимости принятия нового Закон «О СМИ».

Наверное, необходимость принятия нового закона действительно назрела – реалии в стране меняются быстро. Однако журналистов вновь беспокоит ситуация, когда новый закон пытаются написать и обсудить кулуарно…

Так, Фонд «Адил соз» на пресс-конференции в Алматы 19 сентября 2002 г. распространил пресс-релиз, в котором, в частности, обратил внимание на следующее:

«К августу нынешнего года ситуация со свободой слова в Казахстане достигла критического состояния. Второе десятилетие независимости мы начали с невиданного доселе количества закрытых газет, теле- и радиоканалов. Массовым стало судебное преследование СМИ. Участились случаи уголовного преследования журналистов. Печальную славу нашей стране создали факты криминальных посягательств на журналистов и СМИ.

В этих условиях Президент Н.Назарбаев, осудив вмешательство властей в законную деятельность прессы и призвав принципиально разобраться в фактах нападений на журналистов, заявил о необходимости защиты журналистов и выработки нового закона о СМИ.

Пожелание главы государства было воспринято чиновниками как прямое указание к немедленному исполнению. Первые же действия, предпринятые МКИОС в этом направлении, вызывают у нас глубокую озабоченность.

Необходимость реформирования законодательства, регулирующего деятельность средств массовой информации, журналисты чувствуют давно. Однако специалистов - юристов в области информационного права, хорошо знающих как проблемы казахстанских средств массовой информации, так и возможности реализации демократических принципов свободы слова, принятых в мировом сообществе, в Казахстане чрезвычайно мало. Ни один из таких специалистов, по нашим сведениям, в состав рабочей группы по разработке нового закона о СМИ не вошел.

Фонд защиты свободы слова «Адил соз» еще в период обсуждения поправок в закон о СМИ выступал с заявлениями о реакционности этих поправок. В нынешнем году юридическая служба Фонда разработала предложения по совершенствованию законодательства в сфере СМИ. Эти предложения прошли экспертизу Международного центра против цензуры АРТИКЛЬ ХIХ, переданы в МКИОС, администрацию Президента, депутатам парламента. Однако опыт и знания нашей организации оказались не нужны руководству МКИОС.

Состав рабочей группы сформирован Министерством культуры, информации и общественного согласия по принципу «трое на трое» - три государственных ведомства, три представителя общественных организаций. Ни в коей мере не умаляя многочисленные достоинства этих организаций, наших соратников по защите прав журналистов, мы, однако, должны констатировать, что серьезных специалистов в области информационного права от общественных организаций в рабочей группе не представлено. Таким образом, велика вероятность, что выработка закона, чрезвычайно важного для укрепления свободы слова в Казахстане, будет вестись прежними методами: служащие министерств информации и юстиции сделают проект, свои предложения добавят специалисты МВД, КНБ, Генеральной прокуратуры и т.д., а представители общественных организаций должны будут с их слов разъяснять широкой общественности, как хорош новый проект. Обещанное же широкое обсуждение закончится сбором предложений, судьба которых тоже будет целиком зависеть от министерств и ведомств.

Фонд «Адил соз» считает, что состав рабочей группы по разработке нового законопроекта о СМИ необходимо расширить, включив в него юристов СМИ и общественных журналистских организаций.

Фонд «Адил соз» заявляет, что если законотворческие усилия в сфере укрепления конституционного принципа свободы слова ограничатся только проектом закона о СМИ, то даже самый лучший вариант этого закона не снимет неоправданных правовых ограничений в деятельности средств массовой информации и журналистов, и инициатива главы государства в очередной раз разобьется о стену фальшивого рвения чиновников.

Фонд «Адил соз» считает необходимым приступить к реформированию всей системы законодательства по регулированию деятельности СМИ, исключив из него отжившие советские нормы и наполнив подлинно демократическим содержанием. Необходимо пересмотреть соответствующие нормы Уголовного, Гражданского, Гражданского процессуального кодексов, Кодекса об административных правонарушениях, закона «О лицензировании», ряда других законов и нормативных документов. Только такая комплексная и публичная работа приведет к реальному, а не формальному улучшению ситуации со свободой слова в Казахстане».

***

Юрист «Интерньюс-Казахстан» Сергей Власенко говорит:

«Не будем забывать, что Закон «О СМИ» - не просто закон для журналистов. Закон этот - для всего общества, потому что журналисты собирают, прежде всего, информацию и предоставляют ее своим зрителям, слушателям и читателям, а те, естественно, требуют от журналистов объективной информации…».

«В новом Законе нужно затронуть вопросы финансирования СМИ. Эти вопросы необходимо решать комплексно. Льготы, которые существуют для СМИ в области налогообложения, имеют кратковременный характер – в 2004 году льготы прекратят свое действие. Значит, эти механизмы должны также получить свое дальнейшее развитие...»

Журналистам предъявляют иски в отношении того, что они распространили сведения, порочащие честь и достоинство того или иного лица, причем срока исковой давности для публикации не имеется. То есть это может случиться через год, через два, через три…Этакая «дубинка», которая может ударить по журналисту в любой момент…»

«Нужно добиться и того, чтобы высокопоставленные чиновники и публичные политики, каждый раз оскорбляющиеся при малейших признаках критики, не могли бы использовать против СМИ свое гипертрофированное самолюбие. Закон должен сказать, вы – люди публичные, будьте готовы к тому, что вас будут критиковать…»

По сообщениям СМИ и соб. инф.

 

Содержание очередного номера Следующая страница бюллетеня